|
Вопрос 18. Современные концепции творчески одарённых детейРеформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системе дошкольного и школьного (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) образования и т. п. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Попытаемся осветить состояние данной проблемы в теории, то есть те концепции (подходы), на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми, а также рассказать о том, как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобразовательной школы. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под целостной системой. Это прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отраженное в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии). В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции: 1) понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись мотивация и воля (Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, В. Мёде и Пиорковский, У. Штерн и др.); 2) отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна, Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.); 3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепловым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.); 4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности ребенка; в возможностях легкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни. В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных способностей. Для этих целей созданы и успешно работают специализированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и реализовывались дидактические системы для развития умственных способностей, выявленных с помощью тестов. В то же время проблема выявления и развития творческого потенциала детей разрабатывалась в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных педагогов и психологов для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы. Тесно связаны с творческими способностями художественные способности.
Художественный вид одарённости, как правило, проявляются в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, сценической, изобразительной. Объектом исследования является художественная деятельность, проявляющаяся в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главная особенность этого вида одарённости в нестандартном, оригинальном мышлении, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. «Потенциал выразительности», который проявляется в цветовых решениях одарённых детей, может с таким же успехом реализоваться с помощью других средств изобразительного искусства, а также других искусств; что в основе этих проявлений лежит что-то единое: особое отношение к материалу искусства, к целям изображения, а, в конечном счёте, к самой жизни, т.е. нечто, целостно характеризующее художественно одарённого человека. И именно от этого единого «чего-то» зависит, предстанет ли то или иное качество психики творческой способностью или просто явится психологической особенностью данного человека, нейтральной с точки зрения задач искусства. У творчески одарённой личности много различных проявлений в разных сферах деятельности. Но объект нашего исследования творческие способности в художественной изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, поэтому эти две способности объединены в одну: художественно-творческую способность. По мере исторического развития человечества менялось и содержание понятия «художественно-творческие способности». Развитие художественно-творческих способностей, как и других способностей, в огромной мере определяется историческими условиями жизни человека, практическими потребностями общества в результатах изобразительной деятельности. И.П. Павлов различал три типа нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Однако очень важно помнить: при любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей. Повышенная склонность ребёнка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся способностей к художественной деятельности. Как правило, склонность к занятиям изобразительной деятельностью у детей сопровождается интересом к цвету, особенностям формы окружающих предметов- Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с изобразительным искусством (художественные открытки, репродукции, рассказы взрослых о художниках и т. д.). Одним из фактором нередко является глубокое эмоциональное переживание ребёнка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления - яркой игрушки, картинки, книжки, животного, яркой зелени, освещенной солнцем и т, д. Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребёнка потребность, так или иначе, рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении, используя изобразительные материалы. Структура способностей к изобразительной деятельности - явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства (С. JL Рубинштейн [142], А. Н. Леонтьев [82], А, А, Мелик-Пашаев [99 ]). К ведущим свойствам художественно - творческих способностей относят: - свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; - память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ; -эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; - волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций» особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, цветотоновых отношений, ритма, цвета, гармоничного тона и цвета, перспективных сокращений объёмных предметов, движения. К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят: -свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.; -сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, живописи. Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению человека к изображаемому» к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчёркивая исключительно важную роль одних свойств способностей, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания цветоведения, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественно-творческие способности со знаниями, умениями и навыками. Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры. Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, метафоричность, аллегоричность мышления, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать. Важным критерием оценки художественно — творческих способностей можно считать выразительную композицию. Рассмотрим работу над композицией как наиболее ярко выражающий этапы творческой деятельности вообще и художественно-творческой деятельности в частности.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|