Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 18. Современные концепции творчески одарённых детей





Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные тех­нологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неорди­нарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких тех­нологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуаль­ного потенциала общества.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одарен­ные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие дос­тижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педа­гогические и психологические трудности, обусловленные разнооб­разием видов одаренности, множеством противоречивых теорети­ческих подходов и методов, вариативностью современного образо­вания, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подго­товленных к работе с одаренными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системе дошколь­ного и школьного (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) об­разования и т. п.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы рабо­ты с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Попытаемся осветить состояние данной проблемы в теории, то есть те концепции (подходы), на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми, а также рассказать о том, как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобра­зовательной школы. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под целостной системой. Это прежде всего целевые (це­ли), содержательные (содержание материала, отраженное в учеб­ных планах, программах, учебниках и других нормативных доку­ментах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

В истории исследования категории одаренности сложились че­тыре взаимодополняющие концепции:

1) понимание одаренности как высокого уровня развития сис­темы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с по­мощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись моти­вация и воля (Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, В. Мёде и Пиорковский, У. Штерн и др.);

2) отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна, Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.);

3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциаль­ных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепло­вым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);

4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской актив­ности ребенка; в возможностях легкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.

В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных спо­собностей. Для этих целей созданы и успешно работают специали­зированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и реализовывались дидактические систе­мы для развития умственных способностей, выявленных с помо­щью тестов. В то же время проблема выявления и развития творче­ского потенциала детей разрабатывалась в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различа­ют общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые ле­жат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих ви­дах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, худо­жественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Согласно исследованиям зарубежных и отечественных педаго­гов и психологов для отбора одаренных детей, работы с ними нуж­на психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.

Тесно связаны с творческими способностями художественные способности.

 

Художественный вид одарённости, как правило, проявляются в высоких достижениях в художественной деятельности - музыке, танце, сценической, изобразительной. Объектом исследования является художественная деятельность, проявляющаяся в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Главная особенность этого вида одарённости в нестандартном, оригинальном мышлении, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. «Потенциал выразительности», который проявляется в цветовых решениях одарённых детей, может с таким же успехом реализоваться с помощью других средств изобразительного искусства, а также других искусств; что в основе этих проявлений лежит что-то единое: особое отношение к материалу искусства, к целям изображения, а, в конечном счёте, к самой жизни, т.е. нечто, целостно характеризующее художественно одарённого человека. И именно от этого единого «чего-то» зависит, предстанет ли то или иное качество психики творческой способностью или просто явится психологической особенностью данного человека, нейтральной с точки зрения задач искусства. У творчески одарённой личности много различных проявлений в разных сферах деятельности. Но объект нашего исследования творческие способности в художественной изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, поэтому эти две способности объединены в одну: художественно-творческую способность.

По мере исторического развития человечества менялось и содержание понятия «художественно-творческие способности». Развитие художественно-творческих способностей, как и других способностей, в огромной мере определяется историческими условиями жизни человека, практическими потребностями общества в результатах изобразительной деятельности. И.П. Павлов различал три типа нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Однако очень важно помнить: при любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей. Повышенная склонность ребёнка к изобразительной деятельности служит показателем пробуждающихся способностей к художественной деятельности. Как правило, склонность к занятиям изобразительной деятельностью у детей сопровождается интересом к цвету, особенностям формы окружающих предметов- Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с изобразительным искусством (художественные открытки, репродукции, рассказы взрослых о художниках и т. д.). Одним из фактором нередко является глубокое эмоциональное переживание ребёнка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления - яркой игрушки, картинки, книжки, животного, яркой зелени, освещенной солнцем и т, д. Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребёнка потребность, так или иначе, рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении, используя изобразительные материалы.

Структура способностей к изобразительной деятельности - явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства (С. JL Рубинштейн [142], А. Н. Леонтьев [82], А, А, Мелик-Пашаев [99 ]).

К ведущим свойствам художественно - творческих способностей относят:

- свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

- память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ; -эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

- волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций» особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, цветотоновых отношений, ритма, цвета, гармоничного тона и цвета, перспективных сокращений объёмных предметов, движения.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

-свойства зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.;

-сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке, живописи.

Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания художественного произведения. Сказанное относится и к развитому эмоциональному отношению человека к изображаемому» к волевому настрою в процессе творческой работы. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчёркивая исключительно важную роль одних свойств способностей, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания цветоведения, композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественно-творческие способности со знаниями, умениями и навыками.

Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры. Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, метафоричность, аллегоричность мышления, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать.

Важным критерием оценки художественно — творческих способностей можно считать выразительную композицию. Рассмотрим работу над композицией как наиболее ярко выражающий этапы творческой деятельности вообще и художественно-творческой деятельности в частности.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.