Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 16. Взаимоотношение личности и коллектива





Развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки:

· общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и люди, стоящие в очереди, и пассажиры автобуса, и преступники. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством;

· общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности;

· отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений;

· общий выборный руководящий орган. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Кроме указанных признаков коллектив отличается и другими важными особенностями: здоровым психологическим климатом, доброжелательными отношениями между членами коллектива, сплоченностью, взаимопониманием и взаимопомощью, защищенностью членов коллектива, здоровой критикой и самокритикой.

Перенося вышеназванные признаки на школьный коллектив, можно сказать, что — это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.



Школьному коллективу принадлежит особая роль в социализации личности. Он включает в себя единый общешкольный коллектив, коллективы классов, кружков, спортивных секций, временных коллективных образований. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, художественно-творческого, клубного, спортивного и других объединений, которые по своим признакам могут рассматриваться как коллективы.

А.С. Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.

· На первой стадии формируется актив, основные требования предъявляет воспитатель. Стадия считается завершенной, если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности.

· На второй стадии усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдвигает собственные к членам коллектива. Основная цель воспитателя на данной стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.

· Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований большинством членов коллектива друг к другу.

· Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

· Некоторые педагоги выделяют четвертую стадию его развития. На этой стадии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Особо важным в формировании коллектива А.С. Макаренко считал выбор практической цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко выделял три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.

· Близкая перспектива — «завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.

· Средняя перспектива — перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необходимо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.

· Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.

Перед коллективом должны стоять разные перспективы. Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать новые перспективы.

Отличительными признаками сформированности коллектива А.С. Макаренко считал:

· мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;

· ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

· дружеское единение его членов;

· ощущение защищенности каждого члена коллектива;

· привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Различают производственные, идеологические, школьные, семейные, самодеятельные коллективы.

Школьный коллектив имеет сложную структуру и включает в себя коллектив учащихся, коллектив учителей. В коллективе учащихся выделяют:

· первичный (или контактный) коллектив — учащиеся, находящиеся в длительном общении (класс);

· общешкольный коллектив — его образуют первичные коллективы.

Процесс развития школьного коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым. В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие правила:

· разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости;

· систематически изменять педагогическое руководство, так как коллектив — это динамическая, постоянно развивающаяся система;

· осуществлять координацию других воспитательных влияний: семьи, окружающей среды, коллектива учителей, работающих в классе;

· контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления;

· определять поручения не только в зависимости от потребностей коллектива, но и с учетом интересов самих воспитуемых.

Выделяют следующие пути сплочения коллектива:

совместная деятельность;Школьный коллектив прежде всего сплачивает учебная деятельность, так как она осуществляется по единым программам, обучение проводят одни и те же учителя, происходит синхронное накопление социального опыта. Сплачивают коллектив также трудовая и игровая деятельность при педагогически правильной их организации. Через игровую деятельность воспитанники познают окружающую действительность, сами придумывают правила игры, ее ход, являются соавторами и исполнителями;

традиции коллектива;

содержательность и динамика деятельности коллектива;

осведомленность воспитанников о том, что происходит в коллективе, классе, школе, так как это вызывает совместные переживания;

соревнования, проводимые в соответствии с принципами сравнимости, гласности, помощи, положительной оценки;

тон, стиль, эстетика коллектива;

организация самоуправления. Самоуправление — это процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.

Органы самоуправления и их количество формируются в зависимости от конкретных дел. Бывают постоянные (совет класса, учком, старостат) и временные (штабы, комиссии, советы дела) органы самоуправления.

В школе высшим органом самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (при этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных представителям полномочий).

Основными условиями функционирования школьного самоуправления являются: периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, наличие системы ступенчатой ответственности, периодическая отчетность, присутствие игровых элементов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.