Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модель неверных представлений работников





Модель неверных представлений работников в качестве объяснения положительного наклона краткосрочной кривой совокупного предложения была предложена в 60-е годы главой монетаристского направления в экономической теории, основоположником теории адаптивных ожиданий известным американским экономистом М.Фридманом и его коллегой Эдмундом Фелпсом. Основная идея этой модели состоит в том, что работники временно смешивают понятие номинальной и реальной заработной платы и воспринимают повышение ставки номинальной заработной платы, связанное с ростом уровня цен, как увеличение своей реальной заработной платы. Поэтому предложение труда увеличивается, что ведет к росту объема выпуска в краткосрочном периоде до тех пор, пока рабочие не поймут ошибочность своих предположений и не убедятся, что их реальная заработная плата уменьшается, поскольку рост уровня цен обгоняет по темпам рост номинальной заработной платы. При этом ошибаются только рабочие (не случайно эта модель носит название «fooling model» - модель «одурачивания» (рабочих)). Фирмы же всегда правильно представляют соотношение темпов роста уровня цен и номинальной заработной платы и в том случае, когда цены растут быстрее номинальной заработной платы, что означает снижение величины реальной заработной платы, увеличивают спрос на труд, что ведет к росту выпуска. Графически модель неверных представлений работников представлена на рис.16.7.

Рис.16.7. Модель неверных представлений работников

W/P LS(W1)

LS(W2)

W1/P1

W2/P2 LD(W/P)

 
 


 

L1 L2 L

Рассмотрим поведение рабочих. Поскольку номинальная заработная плата увеличивается от W1 до W2, растет предложение труда (кривая предложения труда LS(W1) сдвигается вправо до LS(W2)), в результате занятость увеличивается от L1 до L2, что ведет к росту совокупного выпуска (см.рис.16.7.), а реальная ставка заработной платы снижается (от W1/P1 до W2/P2). При этом следует иметь в виду, что в принципе у рабочих (в соответствии с предпосылками монетаристской модели) отсутствуют денежные иллюзии, т.е. предлагая свой труд, они ориентируются на реальную (а не на номинальную) ставку заработной платы. Однако ошибки рабочих основаны на том, что они не знают соотношения темпов роста номинальной заработной платы и уровня цен и, подписывая контракт, ориентируются на тот уровень цен, который в этот момент существует в экономике (Р1), не ожидая его изменения. Поэтому, по мнению рабочих, рост номинальной заработной платы соответствует росту их реальной заработной платы, и поэтому они увеличивают предложение труда. Если уровень цен неожиданно для рабочих повышается до Р2, то это означает, что фактический уровень цен оказался выше ожидаемого, и если при этом рост уровня цен (DP) превышает рост номинальной заработной платы (DW), то реальная заработная плата сокращается (W2/P2 < W1/P1), но рабочие обнаруживают это с некоторым лагом (запаздыванием). Поскольку фирмы хорошо осведомлены о соотношении темпов роста уровня цен и номинальной заработной платы, и знают, что реальная заработная плата упала, они нанимают большее количество рабочих (растет величина спроса на труд, что на графике соответствует движению вдоль кривой спроса на труд) и увеличивают выпуск. В результате увеличения предложения труда и роста величины спроса на труд объем производства в краткосрочном периоде растет. Если предположить, что экономика первоначально находится в состоянии полной занятости, то отклонение фактического выпуска от потенциального произойдет из-за несовпадения фактического уровня цен и ожидаемого рабочими, т.е. может быть рассчитано по формуле: Y = Y* + a (Р - Ре)



Модель несовершенной информации

Эта модель принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Роберту Лукасу, который объяснил возможность отклонения объема выпуска в краткосрочном периоде от своего потенциального уровня тем, что ошибаются фирмы. Модель несовершенной информации исходит из предпосылки, что каждый производитель в экономике производит только один товар, а потребителей много. По мнению Лукаса, экономика подобна архипелагу, состоящему из отдельных островов (фирм-производителей), практически не общающихся друг с другом и не обладающих информацией о том, что творится на других островах и в архипелаге в целом, но которые периодически посещают потребители, покупая товары. Поэтому производители в состоянии отследить изменение цен лишь на свой товар, а не на все остальные. Поэтому когда повышаются цены на товары, производители (фирмы) воспринимают рост цен на свой собственный товар не как проявление роста общего уровня цен, а как увеличение цены только их товара по отношению к ценам на другие товары, т.е. как рост относительной цены. А поскольку цена производимого фирмой товара возросла, то она увеличивают производство, полагая, что выросла относительная цена ее товара. Это ведет к росту совокупного объема выпуска. Таким образом, из-за неполноты и несовершенства информации фирмы путают изменение общего уровня цен с изменениями относительных цен, и в результате в краткосрочном периоде, пока фирмы не обнаружат свою ошибку и не столкнутся с тем, что им приходится покупать все товары, необходимые для производства, по возросшим ценам, они будут увеличивать выпуск продукции. Итак, рост уровня цен ведет к росту объема производства. Поскольку повышение цен на товары, в том числе на товар, который производит фирма, происходит для нее неожиданно (фактическая цена становится выше ожидаемой фирмой), то это служит причиной временного (в краткосрочном периоде) превышения фактического выпуска над его потенциальным уровнем, что может быть выражено формулой: Y = Y* + a (Р - Ре)

Модель жестких цен

Эту модель предложили и обосновали представители неокейнсианского направления в экономической теории. Модель жестких (негибких) цен основана на предположении, что фирмы не сразу изменяют цены на свои товары в ответ на колебания спроса. Это связано со следующими причинами:

· цены могут быть оговорены в контрактах между фирмами и клиентами;

· фирмы боятся отпугнуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов

· фирма может опасаться высоких «издержек меню», вызванных изменением цен и связанных с необходимостью перепечатки (переиздания) и рассылки каталогов и прейскурантов, а также с рекламированием новых цен.

Поэтому при росте совокупного спроса фирмы увеличивают объем производства, причем

часть фирм некоторое время не повышает цены на свою продукцию. Однако оставшаяся часть фирм (и их, как правило, большинство) в условиях повышенного спроса на свою продукцию, с одной стороны, увеличивает выпуск продукции, а с другой стороны, повышает цены на нее. В результате общий уровень цен начинает повышаться. Это ведет к росту издержек фирм, что требует установления ими более высокой цены на свою продукцию. В результате фактический уровень цен оказывается выше ожидаемого фирмами, поддерживающими жесткие цены, а объем производства больше потенциального уровня выпуска. Мы вновь получаем формулу величины выпуска (совокупного предложения) в краткосрочном периоде: Y = Y* + a (Р - Ре)

Итак, все четыре модели дают общий вывод и общую итоговую формулу для величины совокупного предложения в краткосрочном периоде. Из уравнения следует, что краткосрочная кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, и отклонения фактического объема выпуска от потенциального объясняются отклонениями фактического уровня цен от ожидаемого.









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.