Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАФЕДРА праКТИЧної ПСИХОЛОГІЇ





КАФЕДРА праКТИЧної ПСИХОЛОГІЇ

 

 

«Практична психологія: основи психологічного консультування»

 

Конспект лекцій

 

 

 

Дніпропетровськ


Тема 1. Введение в психологическое консультирование

ПЛАН

  1. Концепция психологической помощи и ее составляющие.
  2. История возникновения и становления психологического консультирования.
  3. Специфика психологического консультирования как вида психологической помощи личности.
  4. Предмет, объект и цели психологического консультирования.

 

Психологическое консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи.

Помощь – это оказание человеку поддержки, предложение ему руки. Она имеет самые разные формы – от выслушивания исповеди попутчика по купе до оказания профессиональной помощи в «Центрах психологической помощи». Под помощьюв психологии понимаютобщие рамки, в которых группе или личности оказывается поддержка в виде консультирования или психотерапии.

Какие виды деятельности можно отнести к психологической помощи? Айви А.Е. и Айви М.Б. говорят об интервьюировании, психологическом консультировании и психотерапии. Горностай П.П. и Васьковская С.В. выделяют три направления практической психологии, такие как психологическое консультирование, психотерапию и АСПО (активное социально-психологическое обучение).

По содержательным и технологическим аспектам психологическое консультирование очень близко к психотерапии в рамках психологической парадигмы, и многие исследователи и практики не проводят между ними четкой границы, считая консультирование упрощенным вариантом психотерапии. Однако психологическое консультирование имеет свою специфику.



Психологическое консультирование – это помощь психически здоровым людям для достижения их целей или решения жизненных затруднений (межличностные конфликты, принятие ответственного решения, пр.).

Психотерапия же – долговременный процесс, занимающийся реконструкцией личности, изменением мышления и поступков. Она предполагает длительный контакт клиента и психотерапевта. Психотерапевты медицинской парадигмы часто имеют дело с психотическими клиентами.

Однако границы между этими видами психологической помощи определить очень трудно. Консультант часто выступает как терапевт, а также проводит интервьюирование. Обычно работая с нормой, ему часто приходится иметь дело с патологией. Консультирующий психолог иногда проводит больше встреч с клиентом, чем психотерапевт, и работает глубже.

Психологи-консультанты используют в своей работе психотерапию в качестве методологической основы (психодинамического, екзистенциально-гуманистического, гештальт – подхода, т.д.), а также используют терапевтические техники, разработанные в этих направлениях. Психотерапевты тоже в своей работе используют и интервьюирование, и консультацию.

Психотерапия становится сейчас популярным термином, и многие употребляют его в расширительном смысле как синоним психологической помощи.

В мире существует огромное количество форм психологической помощи – от программ по интернациональному воспитанию до терапевтических групп самопомощи. Умение консультировать требуется от врачей, коммерсантов, преподавателей, продавцов, юристов т.д. В качестве психолога-консультанта можно работать в центрах психического здоровья, в образовании, социальной сфере, на правительство, бизнес, т.п., или это может быть частная практика.

Обычно психолог-консультант и клиент встречаются на добровольной основе. Но есть такие учреждения – закрытые школы, тюрьмы, клиники, где людей могут посылать к психологу без их согласия. Т.е. заказчиками в деятельности практического психолога могут быть как частные лица, так и руководители предприятий и организаций. Установить продуктивные отношения в таких случаях бывает очень трудно. И здесь особую остроту приобретают этические аспекты профессиональной деятельности.

Практическая психология, так же, как и научная, имеет долгую предысторию и короткую историю. Специфически психологические трудовые функции существуют в обществе с первых фаз его развития. Люди, обладающие способностью к осмыслению и накоплению «душеведческого» опыта, становились своеобразными источниками психологических услуг - ведунами, знахарями, шаманами. /Е.А. Климов/.

Современная психология официально этот период в свою историю не включает, однако репертуар психологических услуг с незапамятных времен был довольно широким и разнообразным: психологические предвидения, прогнозы, интерпретации, настрои, поиски выхода из сложных жизненных ситуаций. Наиболее замечательные примеры «неформальной» психологии относятся к области медицины.

В истории общественных отношений профессиональные психологические функции то выходили на сцену светской жизни, то загонялись в подполье, так как всегда имели ореол загадочности и таинственности. Официальный статус они имели в ряде других сфер жизни – медицине (внушающее воздействие), религии (катарсис через исповедь), т.п. Прошло немало времени, прежде чем за трудовыми психологическими функциями был закреплен самостоятельный официальный статус.

Современная практическая психология начинает активно развиваться с начала ХХ века. Однако в нашей стране она имеет своеобразную историю. В 30-е годы практические направления психологии были запрещены как ошибочные и вредные, и активизация практической психологической деятельности возобновляется лишь 50 лет спустя, т.е. не более 20-ти лет назад. Однако за столь короткое время психологические службы и консультации появились повсеместно, большую популярность приобрели психологические тренинги.

Социальный заказ на практическую психологию формировался, прежде всего, в научно-популярной и публицистической литературе. Необходимость практических психологических знаний ощущали специалисты многих профессий – педагоги, медики, юристы, политики, бизнесмены. Что касается частной жизни, то здесь своеобразной рекламой психологических и психотерапевтических услуг стали зарубежные художественные фильмы, героями которых часто бывают психотерапевты, психоаналитики.

Специалисты-психологи оказывают помощь в вопросах обучения и воспитания детей, кадрового отбора и организации производства, юридической и криминалистической практике, в пропаганде, рекламе, торговле. В государственных учреждениях консультативная психологическая практика имеет место в системе образования ( школьные психологи консультируют родителей, учителей и учащихся), в социальных службах молодежи.

На появление и развитие консультирования большое влияние оказали психотерапия, дифференциальная психология (вместе со своей практической ветвью - психодиагностикой) и социальная психология.

 

Психодиагностика породила такую отрасль практической психологии, как профконсультирование; из социальной психологии консультативная практика заимствовала, прежде всего, модель процесса консультации как межличностного взаимодействия, т.е. взаимодействие клиента и консультанта.

Обособление консультативной психологии в самостоятельную отрасль произошло лишь в средине 50-х годов ХХ века в Америке. За это время там накоплен достаточно большой практический опыт, выпускается несколько специальных периодических изданий по консультативной психологии, появились значительные теоретические работы, обобщающего характера. В отличии от США и Европы отечественные традиции консультативной психологии гораздо более скромные.

Не смотря на то, что идея создания общегосударственной социально-психологической службы, как единой системы охраны и поддержки психического здоровья населения возникла достаточно давно – эти вопросы обсуждались на страницах журнала «Вопросы психологии» еще в 1979 – 82 г.г., эта служба до настоящего времени так и не сложилась.

Психологическое консультирование в нашей стране не имеет официального статуса, и доныне остается не легализованным. Оно не включено в официальный реестр профессий, нет социальных институтов, регламентирующих работу и защищающих права психологов-консультантов, не отлажена система профессиональной подготовки специалистов.

Однако за это время накопились не только проблемы, но и несомненные достижения. Многие профессионалы-энтузиасты не только занимаются психологическим консультированием, но и проводят исследования закономерностей консультативного процесса. Одной, на мой взгляд, из интереснейших исследовательских задач является определение специфики психологического консультирования и психотерапии, которая, как говорилось выше, является одним из источников психологического консультирования; разграничение их задач, предмета и содержательных характеристик. Эта тема сегодня занимает умы многих известных исследователей. Однако в нашей стране и эта проблема имеет свою специфику.

В СССР психотерапия всегда была прерогативой врача. Она определялась как « …комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного с целью устранения болезненных симптомов, отношения к себе, к своему состоянию и окружающей среде». Использовалась психотерапия, в основном, в клинике неврозов, в курортологии при комплексном лечении ряда соматических заболеваний, а также в наркологии. Стандартный пакет психотерапевтических методов долгое время оставался весьма незатейливым: аутогенная тренировка, гипносуггестия (т.е. гипнотическое внушение) разъяснительная психотерапия, т.п. Сфера психотерапевтической практики определялась социокультурным аспектом.

Если до 60-х г.г. проблема личности не поднималась, то о какой психологической помощи личности, в т.ч. психотерапии, можно было говорить?

В начале 90-х годов на головы наших психологов и врачей обрушиваются разнообразные западные психотерапевтические технологии, приезжие специалисты проводят многочисленные тренинги, семинары, конференции. Психотерапией начинают заниматься психологи.

В настоящее время в нашей стране происходит сближение врачебной и психологической психотерапии. Это проявляется в том, что врачи, как и психологи, проявляют интерес к западным школам и техникам, происходит «размывание» границ врачебной территории, которая еще до недавнего времени строго охранялась от проникновения психологов. Однако и по сей день психолог не может получить лицензию Минздрава Украины на осуществление психотерапевтической помощи населению.

Тем не менее в настоящее время консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности.

1.Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы чисто «консультативные», не нуждающиеся в психотерапии. Например, многие проблемы интерперсонального характера, роста, развития и воспитания, социальной и профессиональной адаптации и многие другие. Образно говоря. Если психотерапия ориентирована «вглубь» психики, на решение довольно сложных и специфических интраперсональных проблем, то консультирование направлено «вширь», потому что его проблемы более разноплановы и описывают более широкий круг проявлений социального поведения человека.

2. Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия – это помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже насколько осложнились, что нуждаются в долговременной коррекции их последствий. Консультирование – это, прежде всего превентивная, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных последствий. Поэтому если психотерапия делает акцент на терапевтических техниках, а диагностике уделяется незначительное внимание (а в целом ряде случаев обходиться и без нее), то в консультировании диагностика психологических проблем, особенно ранняя, чрезвычайно важна.

3. Специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотерапии), признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, так и болезненных проявлений. Имея немедицинскую парадигму, консультирование тем не менее заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, АСПО, психотренингов, т.п. но использует их не для лечения (как в психотерапии), и не для формирования системы знаний и умений (как в АСПО), а для помощи здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений.

4. Консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информацией, стимулирование его собственных потенций на борьбу с психологическими трудностями. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между клиентом и консультантом на равных как партнеров по взаимодействию.

5. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной психотерапевтической школой. Психотерапевт одной теоретической ориентации не только не пользуется методами других направлений психотерапии, но нередко и не владеет ими в достаточной мере. Иногда отношения между разными школами можно назвать даже соперничающими.

Подготовка консультанта не ориентированна на такое глубокое освоение основ метода, как подготовка психотерапевта. Зато его образование более универсально, он компетентен по более широкому кругу психологических проблем, что и позволяет ему в случае необходимости быть посредником между клиентом и специалистами смежных профессий – психотерапевтом, психиатром, невропатологом, социальным работником, т.п., которые работают с определенной спецификой болезненных проявлений.

Из всего сказанного можно сформулировать предмет, объект и цели психологического консультирования.

Объектом ПК являются здоровые люди, дети и взрослые, имеющие те или иные психологические проблемы.

Предмет можно назвать процесс восстановления психологического здоровья (психологического комфорта, благополучия), осуществляющийся в условиях направленного психологического воздействия психолога-консультанта (в психотерапии применяется термин «вмешательство»).

Целью психологического консультирования является оказание помощи в достижении чувства благополучия в субъективно сложных ситуациях, в конфликтах и спорах, в принятии сложных решений, в кризисных и травматических ситуациях, т.п.

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

 

 

Тема 2: Личность консультанта.

В практике психологического консультирования и психотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту:

· разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

· разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;

· преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе говоря, возникает вопрос определения роли консультанта. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим ответы на все вопросы клиента или еще хуже — будет навязывать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит зависимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консультант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психотерапии следует чаще вспоминать слова знаменитого психотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бесконечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Будем откровенны — мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный выбор, — значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем является консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу приходится ограничивать, если консультант чувствует, что в данный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов.

Руководствуясь таким пониманием процесса консультирования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:

· построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

· выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

· непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

· создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

· постоянное совершенствование процесса консультирования.

Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

Нерефлексивное слушание

  1. Внимательный взгляд в глаза
  2. Наклон корпуса в отдельные моменты общения
  3. Кивки головой в знак понимания, сопереживания
  4. Иногда «Угу», «Так», «Понимаю», т.п.
  5. Эмпатия – умение почувствовать то же, что чувствует ваш клиент.

Рефлексивное слушание:

1. Уточнение («Объясните еще раз…», «уточните этот момент», т.п.)

2. Перефразирование – повторение своими словами («Иными словами, вы считаете, что…»)

3. Отражение чувств – передача чувств говорящего («Если я правильно понимаю, вы чувствуете обиду (вам это кажется несправедливым), т.п.)

4. Резюмирование– подытоживание основных мыслей («Таким образом, вы хотите…»)

 

Более сложным умением в понимании людей является умение понимать потребности, которые стоят за проблемной ситуацией, и которые клиент хочет удовлетворить.

 

Тема 4: Теории личности в практике ПК

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

  • что есть человек?
  • какие врожденные тенденции ему свойственны?
  • свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?
  • существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Тема Структура процесса консультирования.

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

  1. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют многие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

  1. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КЛИЕНТОМ

Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание, даже если в этот день было много посетителей. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет — твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.