Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие внимания в школьном возрасте.





Невнимательность, несобранность, отвлекаемость наиболее частые характеристики детей 7 лет. Внимание действительно слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов. Развитие идет по всем направлениям. К 9- 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам.

Так при изучении математики ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания.

Вывод: развивая различные свойства внимания можно повысить успешность обучения по разным учебным предметам.

Сложность в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен изменению объем внимания, можно тренировать распределение и устойчивость. Это зависит от индивидуально- типологических особенностей. Сильная, подвижная нервная система- устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание.

Сильная, инертная – повышенная устойчивость.

Невнимательность одна из причин снижения успеваемости. Это объясняется следующими факторами:

общевозрастными особенностями развития

начальный этап в овладении навыками организации учебной деятельности

адаптация к новым условиям школы.

Преобладающим видом внимания у младшего школьника является внимание непроизвольное, однако первые годы учения являются главным периодом формирования произвольного, волевого внимания. Этот вид внимания, как пишет Б. Г. Ананьев, «...является продуктом воспитания, совместной жизни и совместной деятельности взрослых и детей. Наиболее наглядно сказывается эта зависимость развития произвольного внимания от воспи­тания воли и мышления в школьном возрасте» [1, стр. 121.

Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще слабо развито.

Для произвольного внимания необходим достаточно высокий уровень мышления, так как, чтобы заставить себя быть внимательным, человек должен прийти к выводу о необходимости сосредоточиться, взвесить все «за» и «против».

Одним из эффективных подходов к формированию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Л., Кабыльницкая С.Л. 1974), где внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются не сформированными.

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» (работа с текстами, содержащими ошибки, часто наличие текста образца не дает результатов).

Для преодоления глобального восприятия учили читать с учетом элементов (делили на слоги плюс смысловой компонент).

Возможна и результативна смена «позиции» (написал другой мальчик).

При работе с невнимательными детьми большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.

Виды заданий:

Концентрация внимания.

а. Корректурные задания. Развивает внутреннее сосредоточение. Ежедневно 5 минут 2-4 недели.

б. Точность воспроизведения образца (буквы, цифры, узоры, движения). в. Перепутанные линии. г. Поиск скрытых фигур.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Число и порядок расположения предметов (число постоянно увеличивается).

Тренировка распределения внимания.

Одновременное выполнение заданий – чтение рассказа и подсчет ударов карандашом, корректурные задания и прослушивание сказки 10- 15 минут.

Переключение внимания- выполнение корректурных заданий с чередование правил вычеркивания букв.

Развитие памяти младшего школьника.

заключается не в переходе от непроизвольного к преднамеренному запоминанию, не в переходе от механического к осмысленному запоминанию и не в переходе от образной к словесно-логической памяти, а в качественной перестройке, как непроизвольного, так и произвольного запоминания, а также в качественном изменении характера образной и словесной смысловой памяти.

Среди мнемических процессов (запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения) наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте под влиянием основных психических новообразований подвергается запоминание.

Исследование непроизвольного запоминания свидетельствует о том, что такое запоминание, отличаясь известными особенностями по сравнению с произвольным, не является механическим. Как и произвольное, оно может характеризоваться осмысленностью. Его результаты могут находиться в зависимости от понимания того- что запоминается, и тех способов работы над материа­лом, с помощью которых это понимание достигается.

В младшем возрасте непроизвольное запоминание в ряде случаев может быть продуктивнее, чем у старших. Это, однако, не означает, как указывает А. А. Смирнов, каких-либо специфических возрастных закономерностей, а является частным случаем общего положительного влияния интеллектуальной активности на запоминание.

Непроизвольное запоминание у школьников с возрастом становится продуктивнее. Это можно проследить по материалам опытов П. И. Зинченко, в которых перед дошкольниками и учениками разного возраста ставилась задача классифицировать картинки (в количестве 15) по содержанию изображенных на них предметов. Непроизвольное запоминание картинок в этих опытах с возрастом увеличивалось в среднем с 9,6 картинок у средних дошкольников до 13 картинок у младших школьников.

Как показано в одной из работ того же автора продуктивность непроизвольного запоминания резко возрастает у школьников IV класса по сравнению с учениками II класс


При обучении в начальной школе ученики овладевают процессом произвольного запоминания. В соответствии с общим развитием личности ученика самоконтроль при запоминании у школьников I и II классов качественно отличается от характера самоконтроля учеников III и IV классов.

При заучивании младшие школьники проверяют себя преимущественно с внешней, количественной стороны.

В исследованиях Я. В. Большунова [3] и Д. И. Красильщиковой [26] улучшение отсроченного воспроизведения объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания.

В этом находит свое объяснение тот факт, что у младших школьников чаще, чем в старшем возрасте, наблюдается явление реминисценции.

Исследования Х.С. Земской умственно отсталых детей показывает, что они усваивают все новое очень медленно, после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями. Это связано с особенностями нервной системы:

слабость замыкательных функций коры мозга

ослабление активности внутреннего торможения

Для них характерна: 1. забывчивость, они не в состоянии ответить перед классом (временное торможение) 2. утомляемость 3. даже при многократном повторении материала можно получит отрицательный результат. 4. запоминают внешние признаки предметов 5. плохая переработка воспринимаемого материала.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.