|
СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Дети 5—6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории. Я разработала специальное пособие по составлению творческих рассказов и историй, которое поможет детям правильно и грамотно составить этот рассказ. У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ (сказку). У меня есть две общие карты-схемы №1 и карты-схемы №2, №3 — помощники для составления рассказа. Можно использовать общую карту-схему №1 и по ней составить рассказ. Также можно (второй вариант) общую карту- схему №1 разрезать по горизонтали (по 3 квадрата) и склеить — получится длинная карта-схема из 6 квадратов. Общую карту-схему №1 можно также разрезать по вертикали, для того чтобы варьировать варианты игры, можно начать рассказ не с первого квадрата, а с любого, например с третьего. Это будет служить тоже началом рассказа. Квадрат «Кто я?» Нарисовано схематически лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т.д. Квадрат «На чем?» Нарисованы схематически виды транспорта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, летающая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п. Квадрат «Место и время». Нарисованы схематически деревья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать картинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п. Квадрат «Что случилось?» Нарисован знак вопроса, обозначающий, что же случилось с героем, кого он встретил. Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Кощей Бессмертный и т. п. Квадрат «Кто помог?» Нарисованы схематически заяц, зеркало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т.д. Квадрат «Конец». Нарисованы схематически смеющееся и плачущее лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т.д. На основе подобранных к квадратам предметных и сюжетных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (истории). Далее я знакомлю детей с картами-схемами №2 и №3, которые помогут им правильно начать и закончить рассказ (сказку). Я помогаю детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками «И тогда...», «И вдруг...», «А в это время...» и т.д. У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, середина и конец), правильно построенные предложения разных типов. Не торопите ребенка. Доброжелательно, с интересом выслушайте все его рассуждения. Мягко поправьте его или подскажите нужную информацию, но обязательно акцентируйте внимание на его успехе. Я предлагаю три варианта игры. Вариант 1 (для детей 4—5 лет). Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на три картинки карты-схемы №1. Для игры понадобятся карточки с надписями «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» и предметные (сюжетные) картинки. Ход игры Педагог вместе с ребенком выкладывает на столе три картинки: «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной последовательности, объясняет, что каждая из них обозначает — начало, середину и конец рассказа. Далее педагог помогает ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные картинки, например: Первая картинка — «Кто я?» — нашли карточку «девочка». Вторая картинка — «Что случилось?» — нашли карточку «птичка». Третья картинка — «Конец» — нашли карточку «бабушка с дедушкой». Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает картинку «девочка» и предлагает ребенку придумать имя героя, предысторию события. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?» Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволяющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает начало рассказа. Педагог показывает картинку «Птичка» и просит ребенка придумать середину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хотела поймать птичку? Почему она плачет?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит ребенка придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает конец рассказа. Педагог просит ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки. Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с ребенком придумывает название рассказа и помогает ему при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3). Примерный рассказ по картинкам «Птичка» Это было летом. Девочка Катя жила у бабушки с дедушкой в деревне. Как-то раз она пошла гулять во двор и увидела на тропинке маленькую птичку коричневого цвета. Хотела Катя поймать ее, побежала и упала, а птичка улетела на дерево. В это время бабушка с дедушкой пошла внучку искать. Сидит Катя на тропинке и плачет: и коленке больно, и птичку не поймала. Успокоили ее дедушка с бабушкой и сказали: «Нельзя ловить птичек» (или «Вот и вся история!»). Вариант 2 (для детей 5—6 лет). Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на карту-схему №1. Для игры понадобятся все 6 карточек общей карты-схемы №1 и предметные (сюжетные) картинки. Ход игры Я вместе с ребенком рассматриваю все карточки по карте- схеме №1 и предлагаю составить рассказ или сказку по ней от имени героя. Помогаю ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, например: первая картинка — «Кто я?» — нашли картинку «король» и т.д. (как в 1-м варианте игры). Далее ребенок выкладывает картинки на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Картинки служат своеобразным планом рассказа (сказки), позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. Сейчас можно составить рассказ. Первый ребенок составляет начало рассказа по 1—2 картинкам «Кто я?», «На чем?» Второй ребенок продолжает составлять рассказ по 3— 4 картинкам «Место и время», «Что случилось?» Третий ребенок составляет конец рассказа по 5—6 картинкам «Кто помог?», «Конец». Четвертый ребенок пересказывает весь рассказ с опорой на картинки. Затем нужно вспомнить слова, которыми можно начать и закончить рассказ (сказку), придумать название (см. карту- схему №3). Вариант 3 (для детей 5—6 лет). Цельигры — составить творческий рассказ не с первой картинки — «Кто я?» (как в вариантах №1 и №2), а, например, с третьей картинки — «Место и время» — это будет являться тоже началом рассказа. Далее ребенок сам составляет из картинок план рассказа, подставляя к третьей картинке, например, первую, четвертую, пятую, вторую, шестую картинки. Педагог помогает ему заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, соблюдая последовательность. Ребенку остается по ним составить любой рассказ. Это пособие можно использовать со второй младшей группы, оно помогает детям:
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|