Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ





Дети 5—6 лет любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории. Я разработала специальное пособие по со­ставлению творческих рассказов и историй, которое поможет детям правильно и грамотно составить этот рассказ.

У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закон­чить рассказ (сказку).

У меня есть две общие карты-схемы №1 и карты-схемы №2, №3 — помощники для составления рассказа.

Можно использовать общую карту-схему №1 и по ней со­ставить рассказ. Также можно (второй вариант) общую карту- схему №1 разрезать по горизонтали (по 3 квадрата) и скле­ить — получится длинная карта-схема из 6 квадратов. Общую карту-схему №1 можно также разрезать по вертикали, для того чтобы варьировать варианты игры, можно начать рассказ не с первого квадрата, а с любого, например с третьего. Это будет служить тоже началом рассказа.

Квадрат «Кто я?» Нарисовано схематически лицо девочки (мальчика). Нужно подобрать изображения разных героев: феи, злой ведьмы, короля, зверей и т.д.

Квадрат «На чем?» Нарисованы схематически виды транс­порта. Нужно подобрать картинки из группы «Разные виды транспорта» и волшебный транспорт: летучий корабль, лета­ющая тарелка, ступа Бабы Яги и т. п.

Квадрат «Место и время». Нарисованы схематически дере­вья, солнце, девочка идет по тропинке. Нужно подобрать кар­тинки: лес, море, река, дворец, луна, сказочный дворец и т. п.

Квадрат «Что случилось?» Нарисован знак вопроса, обо­значающий, что же случилось с героем, кого он встретил.

Нужно подобрать картинки: Снежная королева, роботы, Ко­щей Бессмертный и т. п.

Квадрат «Кто помог?» Нарисованы схематически заяц, зер­кало, цветок, очки и т. п. Нужно подобрать картинки: разные животные, джинн, Снегурочка, ковер-самолет и т.д.

Квадрат «Конец». Нарисованы схематически смеющееся и плачущее лица. Нужно подобрать картинки: свадьба, дед и баба и т.д.

На основе подобранных к квадратам предметных и сюжет­ных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (ис­тории).

Далее я знакомлю детей с картами-схемами №2 и №3, которые помогут им правильно начать и закончить рассказ (сказку). Я помогаю детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками «И тогда...», «И вдруг...», «А в это время...» и т.д.

У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, се­редина и конец), правильно построенные предложения разных типов. Не торопите ребенка. Доброжелательно, с интересом выслушайте все его рассуждения. Мягко поправьте его или подскажите нужную информацию, но обязательно акценти­руйте внимание на его успехе.

Я предлагаю три варианта игры.

Вариант 1 (для детей 4—5 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на три картинки карты-схемы №1.

Для игры понадобятся карточки с надписями «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Педагог вместе с ребенком выкладывает на столе три кар­тинки: «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной после­довательности, объясняет, что каждая из них обозначает — начало, середину и конец рассказа.

Далее педагог помогает ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные картинки, например:

Первая картинка — «Кто я?» — нашли карточку «девочка».

Вторая картинка — «Что случилось?» — нашли карточку «птичка».

Третья картинка — «Конец» — нашли карточку «бабушка с дедушкой».

Картинки служат своеобразным планом рассказа, что по­зволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает картинку «девочка» и пред­лагает ребенку придумать имя героя, предысторию события. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?»

Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволя­ющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Ребенок само­стоятельно или с помощью взрослого придумывает начало рассказа.

Педагог показывает картинку «Птичка» и просит ребенка придумать середину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хо­тела поймать птичку? Почему она плачет?»

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого при­думывает середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит ребенка придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:

  • Где они были раньше?
  • Как помогли внучке?
  • Чем закончилась история?

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого приду­мывает конец рассказа. Педагог просит ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с ребенком придумы­вает название рассказа и помогает ему при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3).

Примерный рассказ по картинкам «Птичка»

Это было летом. Девочка Катя жила у бабушки с де­душкой в деревне. Как-то раз она пошла гулять во двор

и увидела на тропинке маленькую птичку коричневого цвета. Хотела Катя поймать ее, побежала и упала, а птичка улетела на дерево. В это время бабушка с дедушкой пошла внучку искать. Сидит Катя на тропинке и плачет: и коленке больно, и птичку не поймала. Успокоили ее дедушка с бабушкой и сказали: «Нельзя ловить птичек» (или «Вот и вся история!»).

Вариант 2 (для детей 5—6 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ, опираясь на карту-схему №1.

Для игры понадобятся все 6 карточек общей карты-схемы №1 и предметные (сюжетные) картинки.

Ход игры

Я вместе с ребенком рассматриваю все карточки по карте- схеме №1 и предлагаю составить рассказ или сказку по ней от имени героя. Помогаю ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, например: первая картин­ка — «Кто я?» — нашли картинку «король» и т.д. (как в 1-м варианте игры).

Далее ребенок выкладывает картинки на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Картинки служат своеобразным пла­ном рассказа (сказки), позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. Сейчас можно составить рассказ.

Первый ребенок составляет начало рассказа по 1—2 кар­тинкам «Кто я?», «На чем?»

Второй ребенок продолжает составлять рассказ по 3— 4 картинкам «Место и время», «Что случилось?»

Третий ребенок составляет конец рассказа по 5—6 картин­кам «Кто помог?», «Конец».

Четвертый ребенок пересказывает весь рассказ с опорой на картинки.

Затем нужно вспомнить слова, которыми можно начать и закончить рассказ (сказку), придумать название (см. карту- схему №3).

Вариант 3 (для детей 5—6 лет).

Цельигры — составить творческий рассказ не с первой картинки — «Кто я?» (как в вариантах №1 и №2), а, напри­мер, с третьей картинки — «Место и время» — это будет яв­ляться тоже началом рассказа. Далее ребенок сам составляет из картинок план рассказа, подставляя к третьей картинке, например, первую, четвертую, пятую, вторую, шестую картин­ки. Педагог помогает ему заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, соблюдая последовательность. Ре­бенку остается по ним составить любой рассказ.

Это пособие можно использовать со второй младшей груп­пы, оно помогает детям:

  • составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;
  • закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, раз­вязка);
  • расширять словарный запас;
  • развивать логическое мышление и фантазию.

 

Карта-схема №1
Кто я? На чем? Место и время
девочка машина лес
мальчик поезд поле
дед пароход море, река
баба метла луна
царь лошадка планета
царица ракета цирк
внук летучий корабль дом
внучка летающая тарелка Африка
волшебница воздушный шарик в сказке
злая ведьма шапка-невидимка в театре
Баба Яга цветик-семицветик зима
дети сапоги-скороходы осень
король автобус сказочный город
королева самолет Северный полюс
заяц лодка тропинка
лиса зонт полянка
еж зебра океан
белка   Марс
волк   деревня
медведь   болото
золотая рыбка   дворец
    зоопарк
    в Москве
    весна
    лето

 

 

Карта-схема №2
Что случилось? (Кого встретили?) Кто помог? (Волшебные вещи) Конец
Баба Яга волшебница свадьба
Дед Мороз джинн всем весело — улыба­
солдат снеговик ются
инопланетяне птицы умер герой
пираты золотая рыбка слезы
Снежная королева Мальчик-с-пальчик разлука
Кощей Бессмертный ковер-самолет пир
ведьма шапка-невидимка  
водяной цветик-семицветик  
фея мертвая и живая вода  
роботы сапоги-скороходы  
гномы скатерть-самобранка  
попал в болото посох Деда Мороза  
буря летающая тарелка  
заморозили волшебное яблоко  
гроза дудочка  
метель палочка  
сломался зеркало  
шторм очки  
заколдовали добрая фея  
ураган Дед Мороз  
дождь Снегурочка  
корабль пиратов звери  

 

Карта-схема №3
Какими словами можно начать рассказ? Слова-связки Какими словами можно закончить рассказ?
Жили-были... А в это время... Туг и сказке конец...
Давно это было... Потому что... Вот и сказке конец,
Как-то раз... Пустились они... а кто слушал — моло-
Однажды... И видят... дец.
Дело было летом... И стали они... Вот вам и сказка,
В некотором царстве... Решили они... а мне бубликов связка.
Давным-давно... Вот потому и... И все стало ясно.
Далеко-далеко... В связи с этим... И стали они жить
За тридевять земель... Все началось с того... в мире и согласии.
В одном лесу... Неожиданно... Так они жили и не ту­-
В одном королевстве... Вдруг... жили.
  И вот тогда... Вот и вся сказка
  А тут... (история).
  Там он... Живут там и пожива­
  А навстречу... ют, и горя не знают.
  Один раз... Вот и сказка вся,
  Они всегда... больше сказать нельзя.
  Взяли они... Стали они жить-
  Тут пришел... поживать и добра
  Мимо пробегал наживать
  (проходил)...  
  А его друг и...  
  (говорит, или побежал,  
  или испугался)...  

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.