|
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России. Что становится возможным при условии организации целостного личностно-развивающего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностно-развивающего пространства. Поэтому учитель теперь не носитель знаний - он помощник, координатор обучающегося. Очень важной частью работы учителя является развитие личности учащегося, выявление потенциальных возможностей ребенка. Поэтому в деятельности образовательных учреждений необходим выход за рамки классно-урочной системы, которой становится недостаточно. Дополнением этой системы является внеурочная деятельность образовательных организаций, деятельность организаций дополнительного образования [ 15 ]. Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности [ 6 ]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения рассматривает понятие «внеурочная деятельность», как неотъемлемую часть образовательного процесса, и характеризует её как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы. Применение разнообразных форм работы расширяет возможности учителя и обучающихся. К таким формам можно отнести различные кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы по различным предметам [ 25 ]. По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ]. Таким образом нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью в осуществлении внеурочной деятельности как составной части педагогического процесса образовательной организации и недостаточностью методического оснащения образовательной организации для реализации внеурочной деятельности. Отсюда возникает проблема в необходимости разработки методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе, носящих практический характер. Цель исследования заключается в изучении теоретических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе и в разработке методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе. Объект исследования - внеурочная деятельность в образовательной организации. Предмет исследования - особенности организации внеурочной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации. С учетом объекта, предмета и цели исследования нами были определены задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности и особенностей ее организации в начальной школе на основе анализа психолого-педагогических взглядов и методической литературы. 2. Определить основные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и особенности их организации. 3. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе. Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов; материалов периодической печати; программно-методических материалов: учебных программ, пособий; материалов ФГОС второго поколения, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обобщение свойств исследуемых явлений; эмпирические – беседа, анализ школьной документации. Методологической базой исследованияявляются концепции и подходы к воспитанию, всесторонне исследуемые учеными при рассмотрении воспитания, как основной части образования (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, и др.), современные теории воспитания (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук, Евладова Е.Б. и др.), концепции построения воспитательной среды как сложной и многообразной системы (" Самовоспитание школьников" Г.К. Селевко, "Системное построение процесса воспитания" В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка" Н.М. Таланчук, " Формирование образа жизни, достойного человека" Н.Е. Щуркова и др.) и психолого-педагогические теории общей стратегии воспитания. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы Евладовой Е.Б., Данилюка А.Я., Григорьева Д.В., в которых выявляется сущность основных понятий организации внеурочной деятельности; мы также опирались на нормативную базу РФ в области образования, а именно ФГОС второго поколения, ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников и другие документы. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее можно использовать как методическое пособие для учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности. Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цели, сформулированы задачи исследования, описаны его теоретико-методологические основы, методы и практическая значимость. Первая глава теоретическая:" Теоретические основы внеурочной деятельности" Она включает в себя сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе и особенности ее организации в образовательной организации. Вторая глава практической направленности:" Методологические аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе", в ней рассмотрены различные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и разработаны методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе на основе проведенной работы. В заключениисделаны выводы, обобщения по результатам исследования и даны рекомендации по осуществлению внеурочной деятельности в образовательной организации. В приложениипредставлены материалы, подтверждающие работу автора.
Заключение
Депривационные ситуации
Модель школы полного дня
Оптимизационная модель
Инновационно - образовательная модель
Уровни результатов внеурочной деятельности
Направления и формы внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России. Что становится возможным при условии организации целостного личностно-развивающего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностно-развивающего пространства. Поэтому учитель теперь не носитель знаний - он помощник, координатор обучающегося. Очень важной частью работы учителя является развитие личности учащегося, выявление потенциальных возможностей ребенка. Поэтому в деятельности образовательных учреждений необходим выход за рамки классно-урочной системы, которой становится недостаточно. Дополнением этой системы является внеурочная деятельность образовательных организаций, деятельность организаций дополнительного образования [ 15 ]. Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности [ 6 ]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения рассматривает понятие «внеурочная деятельность», как неотъемлемую часть образовательного процесса, и характеризует её как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы. Применение разнообразных форм работы расширяет возможности учителя и обучающихся. К таким формам можно отнести различные кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы по различным предметам [ 25 ]. По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ]. Таким образом нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью в осуществлении внеурочной деятельности как составной части педагогического процесса образовательной организации и недостаточностью методического оснащения образовательной организации для реализации внеурочной деятельности. Отсюда возникает проблема в необходимости разработки методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе, носящих практический характер. Цель исследования заключается в изучении теоретических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе и в разработке методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе. Объект исследования - внеурочная деятельность в образовательной организации. Предмет исследования - особенности организации внеурочной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации. С учетом объекта, предмета и цели исследования нами были определены задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности и особенностей ее организации в начальной школе на основе анализа психолого-педагогических взглядов и методической литературы. 2. Определить основные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и особенности их организации. 3. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе. Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов; материалов периодической печати; программно-методических материалов: учебных программ, пособий; материалов ФГОС второго поколения, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обобщение свойств исследуемых явлений; эмпирические – беседа, анализ школьной документации. Методологической базой исследованияявляются концепции и подходы к воспитанию, всесторонне исследуемые учеными при рассмотрении воспитания, как основной части образования (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, и др.), современные теории воспитания (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук, Евладова Е.Б. и др.), концепции построения воспитательной среды как сложной и многообразной системы (" Самовоспитание школьников" Г.К. Селевко, "Системное построение процесса воспитания" В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка" Н.М. Таланчук, " Формирование образа жизни, достойного человека" Н.Е. Щуркова и др.) и психолого-педагогические теории общей стратегии воспитания. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы Евладовой Е.Б., Данилюка А.Я., Григорьева Д.В., в которых выявляется сущность основных понятий организации внеурочной деятельности; мы также опирались на нормативную базу РФ в области образования, а именно ФГОС второго поколения, ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников и другие документы. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее можно использовать как методическое пособие для учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности. Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цели, сформулированы задачи исследования, описаны его теоретико-методологические основы, методы и практическая значимость. Первая глава теоретическая:" Теоретические основы внеурочной деятельности" Она включает в себя сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе и особенности ее организации в образовательной организации. Вторая глава практической направленности:" Методологические аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе", в ней рассмотрены различные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и разработаны методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе на основе проведенной работы. В заключениисделаны выводы, обобщения по результатам исследования и даны рекомендации по осуществлению внеурочной деятельности в образовательной организации. В приложениипредставлены материалы, подтверждающие работу автора.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе.
Согласно ФГОС НОО внеурочной деятельности в системе образования уделяется большое внимание. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Этот факт обусловлен тем, что приоритетным направлением в школе является ориентация на гармонизацию развития личности младших школьников, выявление их творческих и интеллектуальных способностей. В понятие " внеурочная деятельность" включается не только система занятий, но и общение учащихся во внеурочное время. Сюда же относятся элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда [ 13 ]. По мнению Мудрика А.В. в ходе такой деятельности учащиеся также овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимый практический ум и навыки. Таким образом, внеурочная деятельность помогает решить ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [ 9 ]. В основе организации внеурочной деятельности лежит ряд педагогических принципов воспитания. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеурочной деятельности определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности. К таким принципам относятся: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, природосообразности воспитания, культуросообразности воспитания, личностный подход, диалогический подход, индивидуально-творческий подход, обучения и воспитания в коллективе, связи воспитания с жизнью, эстетизации детской жизни, организации педагогического процесса, согласованности требований школы, семьи и общественности [ 19]. Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и организации дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора [ 16 ]. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов [ 20 ]. Для реализации внеурочной деятельности в начальной школе доступны следующие ее виды: игровая, познавательная, художественно-эстетическая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, общественно-полезная, военно-патриотическая, проектная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение [ 5 ]. Школа впервые должна включить в основную образовательную программу начального общего образования программу организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования. Внеурочная деятельность в таких условиях становится предметом специального проектирования. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений наряду с учебными предметами определены направления и объем внеурочной деятельности [ 13 ]. Так, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное. Её объем в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители) [ 12]. При определении содержания учебного плана во внеурочную деятельность можно включать дополнительные образовательные программы, программу воспитания и социализации учащихся, воспитательные программы. При планировании и организации внеурочной деятельности школа может использовать ресурсы учреждений дополнительного образования [ 26 ]. В проектировании и реализации учебного плана необходимо акцентировать внимание на создании развивающей среды с учетом конкретных условий. К таким условиям можно отнести: научно-методическое обеспечение (Методический совет и т.д.), материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.), информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет), внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями) [ 7 ]. При реализации внеурочной деятельности вышеперечисленные условия часто не могут создаваться в полной мере, что ограничивает возможности обучающихся для самореализации, самоопределения, усвоения разнообразия социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества. Такая ситуация может привести к различным депривациям, то есть к лишениям, ограничениям возможностей для удовлетворения важных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Возникающие депривации могут повлиять на развитие речи ребенка, на освоение им социальных навыков, развитие мелкой моторики. Поэтому при планировании внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно провести анализ депривационных ситуаций (Приложение 1). На основе анализа таких ситуаций и возможностей образовательного учреждения разрабатываются новые, модернизируются имеющиеся программы дополнительного образования в школе, приобретается необходимое оборудование и материалы, подготавливаются квалифицированные педагогические кадры, решаются проблемы интеграции образовательного учреждения по разным направлениям и организаций дополнительного образования [ 8 ]. Именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о учебных успехах и неудачах. Там, где дополнительное образование достаточно развито и стало подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей [ 2 ]. При всем желании классных руководителей возможность для общения с детьми вне привычных классных стен маловероятна для подавляющего числа школ. Что же касается научно - методического обеспечения, то в последние годы увеличилось число воспитателей, классных руководителей, создающих собственные программы внеурочной (воспитательной) деятельности. Однако пока это скорее исключение. И даже те школы, которые обращаются за помощью в учреждения дополнительного образования, вынуждены значительно корректировать их образовательные программы, с тем, чтобы адаптировать их к внеурочной деятельности, соотнести с реальными возможностями учителей, условиями реализации и т. п. [ 11 ]. Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку (это требует значительных средств, времени и т. д.). Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить слишком большое число обязанностей работу педагога-предметника, деятельность классного руководителя и проведение занятий в творческом объединении. Тем более что творческое объединение в системе дополнительного образования детей это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель [ 17 ]. Таким образом, внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, становится многомерным явлением, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех ее субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ]. Эти условия способствуют развитию многогранной личности, принимающей и разделяющей социально-значимые ценности гражданского общества.
![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|