Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.





В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу.

Именно по этой причине в современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: генетических (наследственных), биохимических, нейрофизиологических.

Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы "инструментов" психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:2, т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики - мозга.Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Биогенные амины являются наиболее значимыми нейромедиаторами. Дофамин обеспечивает целесообразное и целенаправленное поведение за счет регулирования процессов восприятия, внимания и познания. Чрезмерное снижение или повышение функционально оптимального для обычной среды обитания человека уровня дофамина может привести к нарушению психической регуляции процесса взаимодействия организма и окружающей среды. Норадреналин имеет функцию активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивая концентрацию внимания, бодрствование, эмоциональный фон настроения. Серотонин выполняет противоположную функцию инактивации нейронных процессов, отвечая за расслабление, покой и сон. Нередко психические расстройства связаны с изменением оптимального баланса норадреналина и серотонина. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый уровень возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют функции ингибиторов.

Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность ЦНС реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.

Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс - восприятие, внимание, память, эмоции - связан с какими-то физиологическими переменными. Память реализуется посредством соединений взаимно возбуждающихся клеток, в результате чего возникают "нейронные ансамбли" - конструкции из совокупностей нейронов и их синаптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени систему. Каждому воспринимаемому событию соответствует свой "ансамбль" (пространственно-временной код). Следовательно, нарушения памяти могут быть связаны с искажениями "нейронных ансамблей", хранящих информацию о событиях.

13. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии.

К группе биологических теорий стресса относится теория стресса Г.Селье.

В 1936 году в журнале от 4 июля в разделе "Письма к редактору" была напечатана краткая заметка исследователя Г. Селье под названием "Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами". Поэтому отсюда и принято датировать начало концепции стресса. В противоположность стрессу, Селье выделил дистресс как состояние, вредное для здоровья. К причинам дистресса нельзя отнести все отрицательные эмоции, а все положительные рассматривать как защиту. Селье задался вопросом - почему одинаковая работа может привести и к стрессу и к дистрессу. Так же Г. Селье первым обратил внимание на связь между чувством тревоги и процессами, происходящими в организме человека в этот момент.

В университете Монреаля Селье проводил опыты над собой и над крысами. Он предположил, что сила переживаний зависит от эмоциональной устойчивости личности, жизненного опыта и наследственности.

В последующих экспериментах Селье было доказано, что стресс является причиной многих заболеваний - артрита, болезней сердца, астмы и сопровождается выделением большого количества гормонов, в частности адреналина.

Но при этом он утверждал, что не надо бояться стресса, так как это - обязательный компонент жизни, и он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. При изучении механизмов стресса Селье выяснил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым, установив их участие в неэндокринных заболеваниях. В развитии общего адаптационного синдрома основную роль Селье отводит "адаптантивным гормонам", так как каждый организм обладает наследственно обусловленным, ограниченным запасом адаптационной энергии, исчерпание которого определяет снижение сопротивляемости и приводит к гибели.

Согласно теории Селье основу стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями. Признаками стрессового напряжения являются: невозможность сосредоточиться, частые ошибки в работе, ухудшение памяти, чувство усталости, боли в голове, спине, области желудка, повышенная возбудимость, потеря чувства юмора, пристрастие к алкогольным напиткам и увеличение числа выкуриваемых сигарет, постоянный голод или пропадание аппетита.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности качеств - самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Возможными реакциями организма на стресс Г. Селье было выделено следующее:

- реакция стресса, при которой человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.- пассивность - проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека:- активная защита от стресса, когда человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

- активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

В своей теории Г. Селье выделил три фазы (стадии) стресса.

Первая фаза - стадия тревоги, при которой происходит мобилизация защитных сил организма и повышается его устойчивость к конкретному воздействию.

Вторая фаза (стадия стабилизации, сопротивления) для человека характеризуется сбалансированным расходованием адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.

Третья фаза - истощения, возникает, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки, но при их нехватке вызывает истощение.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.