|
Закон взаимоперехода количественных и качественных измененийБорьба противоположностей выступаетвнутренним источником изменений, в том числе ̶ движущей причиной развития. На вопрос о механизмах развития, о том, как оно происходит, дает ответ закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Качество — это характеристика внутренней определенности объекта, единства его существенных свойств. Рассмотрение отдельных свойств объекта без учета их взаимосвязи выявляет лишь определенные стороны качества объекта и не позволяет получить целостную характеристику объекта. Только интегральная совокупность свойств составляет качество объекта. Утрата объектом существенных свойств ведет к тому, что предмет теряет свое качество, перестает быть самим собой, т. е. превращается в нечто качественно иное. В зависимости от специфики отношений с другими предметами объект обнаруживает различные свойства, выступает различными гранями. Так, химическое соединение в одних условиях проявляет окислительные свойства, в других может действовать как восстановитель. Одно и то же животное по отношению к некоторым животным проявляет агрессию, оказывается хищником, а перед другими животными испытывает страх, может стать их жертвой. Особенно разнообразны проявления свойств человека. Каждый человек уникален, обладает индивидуальными свойствами. Каждый человек формируется как личность со своим особым единством биологического, психологического и социального. Иными словами, каждый человек качественно своеобразен. К тому же в разных ситуациях один и тот же человек может находиться в качественно различных состояниях. Количественная определенность предмета устанавливается путем сравнения составляющих его элементов. Всякое количество в объективно-реальном мире есть количество определенного качества. Различают количественные характеристики экстенсивных и интенсивных величин. Экстенсивное количество предполагает аддитивность величин (свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям при любом разбиении объекта на части). Например, теплота, объем, площадь – количественно характеризуются величинами, которые можно складывать. Неаддитивные величины – температура, удельный вес, напряженность поля в точке и т. п. Значение интенсивных величин не может быть определено непосредственно. Для установления количественной определенности таких величин требуется предварительное обращение к экстенсивным величинам. Например, для определения длины предмета или расстояния между предметами требуется вначале зафиксировать величину измерения длины (сантиметры, дюймы, версты, километры и т.п.), т. е. экстенсивную величину. Для определения температуры используется такая величина, как градус, а также температурные шкалы (Цельсия, Реомюра или Фаренгейта). Неразрывная связь качества и количества, их единство выражается в философии понятием меры. Мера представляет собой сохранение данного качества в пределах определенного интервала при количественных изменениях предмета, процесса, явления. Так, для конкретного вещества существует интервал температур (количественная характеристика), в пределах которых данное вещество остается твердым (характеризуется определенным качественным состоянием). Выход за границы указанного интервала ведет к качественно новому состоянию вещества — оно становится жидким и это состояние также сохраняется в некотором интервале температур. Дальнейшее повышение температуры ведет к газообразному состоянию, для которого тоже есть своя мера. Выход за эту меру ведет к термическому разложению вещества, оно перестает быть самим собой, превращаясь в качественно другой объект. Рубеж перехода от одного качества к другому называется границей меры. Приведенный пример иллюстрирует закон перехода количественных изменений в качественные. Как видно из примера, переход от старого качества к новому при выходе за границы меры происходит скачком. В ходе превращения в новое качество имеет место перерыв постепенности в развитии. Непрерывные количественные изменения сменяются скачкообразным изменением свойств. Различают скачки,протекающие в особенно быстром темпе (скачки взрывного типа), и скачки, осуществляющиеся постепенно. Приведенный выше пример характеризует скачки взрывного типа. Другие примеры таких скачков: механическое разрушение тела вследствие удара, резонансное усиление колебаний, образование новых химических соединений, термоядерный взрыв и т. п. При постепенном переходе к новому качеству, несмотря на эту постепенность, различие старого и нового качеств достаточно отчетливо, хотя граница, отделяющая новое от старого, выражена нечетко, размыта. Вместе с тем процесс перехода в новое качество занимает относительно небольшое время сравнительно с интервалами, в пределах которых сохраняется данное качество. Данное обстоятельство оправдывает употребление термина «скачок» применительно к постепенному переходу в новое качество. Примером скачка постепенного типа является образование Солнечной системы из протопланетного облака, изменение климата, антропогенез, формирование буржуазных производственных отношений и др. Закон отрицания отрицания Процесс развития как переход к принципиально новому не возможен без отмирания старого. Старое отрицается новым, но в дальнейшем это новое становится тормозом развития и также отрицается. В мире имеет место бесконечная цепь отрицаний. На определенных стадиях изменений появляются качественно новые объекты и процессы. Диалектическое отрицание – это такая замена старого новым, при которой в новом состоянии удерживается все положительное и способное к дальнейшему развитию из старого. Метафизическое же отрицание пред-полагает полное уничтожение старого и замену его чем-то совершенно новым, не связанным с прошлым. Такого ни в природе, ни в обществе, ни в человеке не происходит в действительности. Т.е. диалектическое понимание отрицанияне исключает, а предполагает преемственность в развитии. Прерывая существование старого, новое вбирает в себя то положительное, что было в старом, то, что нужно удержать, сохранить для дальнейшего развития. Новое общество может возникнуть только на той базе, которое досталось от старого общества. Конечно, не все, что было в прошлом, может использоваться в новых условиях, а лишь то, что жизнеспособно, что может дальше развиваться, способствуя прогрессу. В ходе развития может иметь место как бы возврат к старому, хотя это не буквальное повторение того, что было. При этом старое сменяется новым ( первое отрицание ), затем происходит отрицание возникшего нового ( второе отрицание ). Как бы возврат к старому, который имеет место на некотором новом уровне, в изменившихся условиях — это и есть форма удержания в новом того положительного, что было в старом. Закон двойного отрицания не является столь универсальным, как другие два основных закона диалектики. Он ярче проявляется в рамках социальной формы движения и только в тех случаях, когда можно проследить цикличность развития. Так, античная культура отрицается средневековой культурой, на смену которой приходит культура Возрождения, которая хотя и воспроизводит многие особенности античной культуры, образует своеобразный качественно новый стиль. Интерес к античности органически сочетается с обращением к народной культуре. Деятели Возрождения не просто верят в творческие возможности человека, а обращаются к человеку как высшему началу бытия. Частичный возврат к пройденным ступеням иногда имеет место в процессе познания. Так, волновая теория света X. Гюйгенса отрицалась корпускулярной теорией света И. Ньютона. В дальнейшем в рамках квантово-волнового дуализма произошел возврат к волновым представлениям о свете, но уже не в русле классической физики, а в связи с представлениями квантовой механики. Часто в подтверждение проявления этого закона в природных условиях приводят пример с зерном. Проросшее в почве зерно уже не является таковым. Это уже растенье. Когда на стебле вырастают колоски, содержащие зерна нового урожая, происходит отрицание стебелька, давшего жизнь множеству новых зерен. Здесь наблюдается не просто возврат к прошлому, а подъем на более высокий (хотя бы и в количественном отношении) уровень развития. Приведенные примеры позволяют нам увидеть, что закон отрицания отрицания характеризует спиралевидное поступательное развитие, как бы возврат к старому, но на новом, более высоком качественном уровне развития. Многоаспектность и многоплановость процесса развития. Развитие не является непрерывным прогрессом. Как уже отмечалось ранее, в развитии может быть восходящая ветвь, связанная с повышением степени организованности, и нисходящая ветвь, ведущая к упадку, распаду, разложению. Один и тот же процесс может характеризоваться прогрессивными и регрессивными изменениями, если рассматривать его в разных отношениях. Развитие идет по множеству направлений, это не прямая линия и не движение по кругу. Современная наука дает возможность прогнозировать развитие не только простых систем, но и сложных, в частности биологических и социальных. С позиции синергетики — современной общенаучной концепции самоорганизации, процесс развития представляет чередование периодов, когда направленность развития изменить нельзя (в синергетике это называют движением по аттрактору), и так называемых точек бифуркации, в которых наблюдается выход на другую траекторию развития, на новый аттрактор. В точках бифуркации наблюдаются качественные изменения, но характер этого процесса не предопределен однозначно. Развитие сложных систем, описание поведения которых требует синергетического подхода, даже при одних и тех же начальных условиях может происходить совершенно по-разному. Вместе с тем всегда существует множество ограничений на возможные пути развития систем. Так, в новейшей российской истории такой точкой бифуркации явилось 19 августа 1991 г., когда в процессе ликвидации ГКЧП из возможных путей вывода России, да и других субъектов СССР из политического и экономического кризиса был избран регрессивный путь, т.е. движение назад, к капитализму и развал федеративного Советского государства. Синергетика позволяет разработать математическую модель процесса с учетом нелинейного характера изменений в развивающихся системах и с учетом возможности разных траекторий развития. Подчеркнем, что речь идет не о любых, а о вполне определенных траекториях. Поэтому оснований для индетерминизма синергетика не дает. В целом, следует отметить, что современная наука подтверждает эвристическую значимость идей диалектики и конкретизирует понимание процесса развития в свете представлений о самоорганизации развивающихся систем.
Контрольные вопросы 1. В чем состоит противоположность диалектической и метафизической концепций развития? 2. Назовите основные принципы диалектики. 3. В каких формах может осуществляться всеобщая связь явлений? 4. Какие признаки характеризуют процесс развития? 5. Назовите основные свойства движения. 6. Назовите основные формы движения материи. 7. Объясните, в чем состоит несводимость высших форм движения к низшим. 8. Назовите основные категории диалектики. 9. Приведите примеры, иллюстрирующие переход соотносительных категорий диалектики друг в друга. 10. Что такое детерминизм и индетерминизм? 11. Приведите примеры динамических и статистических законов. 12. Что говорит закон единства и борьбы противоположностей об источнике движения и развития? 13. Что говорит закон перехода количества в качество о механизме процесса развития? 14. На какой вопрос в характеристике развития отвечает закон отрицания отрицания? 15. Приведите примеры действия основных законов диалектики в Вашей профессиональной деятельности. 16. Покажите на примере возможность многоаспектности и многоплановости процесса развития. Логические задачи по теме 1. Иллюстрацией к какому закону диалектики может служить следующий пример: «Зерно, когда из него появляется росток, разрушается, но в то же время мы знаем, что уже в зерне было «запрограммировано» то, каким будет этот росток, какое растение из него вырастет. Значит, зерно не исчезает»? 2. Можем ли мы говорить о развитии, если рассматриваем процесс испарения воды при достижении ею температуры 100 о С? 3. Можно ли говорить о развитии России после 19 августа 1991 года? Если «да», то о каком? Библиографический список Князева, Е. Н. Синергетика как новое мироведение: диалог с И. Пригожи-ным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 3–20. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. – М: Политиздат, 1988. – С. 80–94. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1987. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. / Д. Реале, А. Антисери. – Т. 4. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Гл. 2–4, 31–32. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. / А. Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2002. – С. 25–51. Философские проблемы научного познания и творчества /под ред.Ю. В. Манько. – СПб: ИПЦ СПГУТД., 1996. – 180 с. Энгельс, Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|