Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 7. Познание как философская проблема





Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идет не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.Сущность и структура познания.

 

Философская дисциплина, занимающаяся исследованием проблем познания, называется гносеологией. К таким проблемам относятся сущность, закономерности, возможности и границы познания, его критерии, формы существования полученных в результате познания знаний. Проблема познания занимает важное место в системе «человек – мир», т.е. в предмете философии, а также – в решении второй стороны основного вопроса философии: вопроса о познаваемости мира.

Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.



Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направле-ний вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких филосо- фов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), присущий представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отра- жать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности или изме-

нения ее в соответствии с его потребностями и интересами.

Структура процесса познания

Процесс познания начинается с живого созерцания. Затем следует абстрактное мышление, т.е. оперирование полученными в результате созерцания образами действительности. Познание – это процесс получения знания. Но ведь человек познает не просто ради полученья знанья. Знания нужны человеку для последующего их применения на практике. Поэтому процесс познания проходит ряд ступеней (уровней): чувственное познание и логическое (умственное, по Аристотелю). Чувствами мы познаем явления, даем ответ на вопрос: «Что это?» На уровне чувств познание осуществляется опытным путем. Мы здесь можем узнать, как и для каких целей можно применить ту или иную вещь в процессе решения житейских проблем. Но познать, что породило данную вещь (или данное явление), какова сущность данного явления, каковы причины его появления на свет, каковы последствия

его использования и т.п., чувствами невозможно. Дело в том, что сущность не совпадает с явлением, она скрыта от глаз исследователя и познается только в процессе логического мышления, т.е. умственно. Поэтому-то в отличие от обыденного, житейского уровня познания, познания на уровне явлений, необходимо теоретическое, систематизированное познание действительности.

Научное познание и идет от явления к сущности, от сущности первого порядка – к сущности второго порядка и т.д. до бесконечности.

В каких же формах функционирует знание на чувственном этапе познания?







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.