Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Захват России и СНГЗахват России и СНГ





Национализация – это Возможность Забрать Силу и Оружие у Сильного Зла и Праведно Разделить в России и др. странах Похищенное Им в Этих Странах!

Под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, в собственность государства (и Обратно во владение БОГа Авраама, Которому принадлежит Вся Собственность), с предварительным равноценным возмещением стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых собственнику, в порядке, установленном законодательством страны.

Комплексный анализ этого понятия предполагает рассмотрение его основных, тесно связанных друг с другом, составляющих: экономической, политической и правовой.

Прежде всего, Национализация является инструментом экономической политики, имеющим важное значение для государственного регулирования рыночной экономики, особенно в наиболее сложные, кризисные периоды ее развития.

Конкретные цели проведения Национализации могут быть самыми различными:

1. Поддержание необходимого уровня функционирования отраслей (производств), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или отраслей (производств), абсолютно необходимых обществу, но в которые частный капитал либо не идет, либо идет в недостаточном объеме из-за высокой капиталоёмкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска (инфраструктура, атомная энергетика, охрана окружающей среды и т.п. или дороги в Украине…).

2. Выведение из-под контроля иностранного капитала отраслей и производств, имеющих ключевое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности страны (РКК РФ “Энергия” должна быть возвращена в госсобственность).

 

3. Обеспечение экологической безопасности страны.

4. Защита потребителей от злоупотреблений естественных монополий. В этом случае Национализация проводится, если невозможно погасить негативные последствия деятельности монополий рыночными методами.

5. Установление в экстремальных ситуациях контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы.

В процессе Национализации обычно присутствует и политическая составляющая. В этом аспекте Национализация – средство, применяемое левыми силами для реализации своих предвыборных программ, – причем не только в экономической, но и в социальной сфере. Так, в Великобритании масштабная национализация 1946–1951 гг. была проведена правительством лейбористов под руководством Клемента Аттли, во Франции в 1946 гг. – правительством трехпартийной коалиции (Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Народно-республиканская партия), в 1982 году – правительством левых сил, в состав которого входили представители Социалистической и Коммунистической партий. Под давлением левых сил принимались решения о национализации в Италии, Португалии, других странах.

Закономерностью представляется и то, что правые партии, формируя правительство, как правило, стремятся осуществить денационализацию (приватизацию) национализированных левыми силами отраслей. Показателен пример британской черной металлургии: национализированная правительством Аттли в 1949–1951 гг., она была денационализирована правительством консерваторов в 1953–1955 гг. (затем ренационализирована в 1967 году). Масштабную приватизацию национализированного левыми партиями в 1982 году имущества осуществили в 1986 году правые партии Франции, одержав победу на выборах и сформировав правительство.


2. Конституционно-правовое и законодательное регулирование Национализации.

С юридической точки зрения, Национализация представляет определенное исключение из человеческого принципа неприкосновенности частной собственности, случай принудительного изъятия имущества у частного собственника (Обратно во владение БОГа Авраама, Которому принадлежит Вся Собственность – для Внутренней убеждености судьи). В связи с тем, что принцип защиты различных форм собственности, в том числе и частной собственности, составляет одну из основ конституционного строя современных государств, а вопросы собственности после второй мировой войны прочно вошли в предмет конституционного регулирования, положения о порядке обращения частной собственности в государственную содержатся в конституциях многих стран мира.

Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий Национализации в современном демократическом государстве: проведение её исключительно на основе закона, в общественных (общих, национальных, публичных, и др.) интересах, с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику, а также судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах. В большинстве случаев основной целью конституционного закрепления порядка осуществления национализации является не столько установление возможности отчуждения имущества в общих целях, сколько защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества у добросовестного собственника.

Согласно п. 3 ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 года, отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Конституции Итальянской республики 1947 года, в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации.

В п. 1 ст. 14 Конституции Королевства Нидерландов 1983 года предусматривается, что экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, установленном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе.

В ч. 2 ст. 62 Конституции Португальской Республики 1976 года содержится норма о том, что реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения.

Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польша 1997 года, лишение имущества допустимо только тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение.

Особенно интересы положения Конституции Греции 1975 года о национализации, так как они сформулированы предельно конкретно, четко, и практически не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, и во всяком случае при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации. Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении собственности, во внимание не принимается.

В соответствии с п. 4 данной статьи, компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права и конфискация собственности не допускается.

Назначенная компенсация выплачивается в обязательном порядке не позднее чем в полуторалетний срок с момента опубликования решения о временном назначении компенсации, а в случае прямого запроса об окончательном определении компенсации – с момента опубликования решения суда об этом; в противном случае отчуждение автоматически аннулируется. Компенсация как таковая не облагается никакими налогами, вычетами или сборами. В п. 5 ст. 17 устанавливается, что закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности вплоть до момента выплаты компенсации.

Как видно из приведенных примеров конституционного регулирования порядка национализации, проведение национализации предполагает принятие либо отдельных законов о национализации конкретных объектов права частной собственности (например, в Великобритании были приняты: Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт о Банке Англии 1946 года, Акт о железе и стали 1967 года, и т.п.), либо сначала общего закона, регулирующего порядок национализации и характер возмещения, а на его основе и в соответствии с ним – законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной собственности. В любом случае законы о национализации обычно принимаются одновременно с внесением изменений и дополнений в расходную часть госбюджета – источника выплаты компенсации собственникам подлежащего национализации имущества.

Одной из ключевых и наиболее сложных проблем национализации является определение размеров и порядка возмещения частным собственникам стоимости национализируемых объектов. При национализации частной собственности размеры возмещения логично определять, исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые возникают у собственников в результате национализации. При возмещении убытков допустима также компенсация упущенной выгоды владельцам частной собственности, подлежащей переходу в государственную (применялась, например, при национализации в Великобритании).

Говоря о формах возмещения, важно прежде всего указать на следующие:
1) в валюте (в соответствии с законодательством страны);
2) в виде государственных облигаций, подлежащих погашению по истечении срока, определенного законодательными нормами о национализации.

Существенен вопрос о статусе национализированных предприятий. Что касается зарубежной практики правового оформления функционирования национализированных предприятий, то известны, в частности, следующие варианты:

1) казенное предприятие, управляемое соответствующим министерством;
2) публичная корпорация, работающая в режиме, близком к традиционной частной компании, подотчетная парламенту и правительству (последнее назначает ее руководящий состав) и обладающая производственной и финансовой автономией в рамках полномочий, предоставленных ей специальным парламентским актом.

3. Опыт национализации в Великобритании и Франции

Рассмотрим конкретные процедуры национализации в некоторых зарубежных странах.

Национализация в Великобритании была проведена сразу после окончания Второй мировой войны правительством лейбористов (1945–1951 гг.). Были национализированы: Английский банк (1946 год), гражданская авиация (точнее, четыре крупнейшие авиакомпании) (1946 год), угледобыча (1947 год), производство кабеля (1947 год), железнодорожный транспорт (1946–1948), электроэнергетика (1948), газовая промышленность (1949), черная металлургия (1951). В результате, в начале 50-х годов на национализированных предприятиях производилось более 20% промышленной продукции и работало более 2 млн. человек.

Тем не менее, национализация практически не встретила серьезного сопротивления (кроме национализации черной металлургии) вследствие низкой рентабельности национализируемых отраслей и огромных размеров компенсаций частным собственникам. К примеру, бывшие собственники в сфере угледобычи получили компенсацию в размере 164 млн. ф. ст., электроэнергетики – 540 млн. ф. ст., газовой промышленности – 265 млн. ф. ст.

Законодательную основу национализации составлял ряд законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной собственности (Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт о Банке Англии 1946 года, Акт о транспорте 1946 года, Акт о национализации железной и стальной промышленности 1951 года).

В этих актах, как правило, содержались положения об учреждении государственных органов для управления национализированными отраслями, устанавливался порядок передачи им (или уже существующим органам государственной власти) национализированного имущества, предусматривались правила определения и выплаты компенсаций, а иногда и конкретный размер этих компенсаций. В приложениях зачастую устанавливался перечень имущества, предназначенного для перевода в распоряжение соответствующего органа государственного управления.

В 1960-е – 1970-е годы национализация не раз использовалась как инструмент экономической политики (например, при ренационализации черной металлургии в 1967 году, национализации правительством лейбористов ряда крупнейших судоверфей в 1977 году), хотя больше не имела масштабов, подобных послевоенной национализации 1946–1951 годов.

В 1980-е годы, с приходом к власти консервативного правительства под руководством М. Тэтчер, началась масштабная приватизация, которая длилась почти 10 лет. Были приватизированы ряд крупнейших корпораций (в том числе "Бритиш Петролеум", "Бритиш телеком"), электроэнергетика. В очередной раз была приватизирована черная металлургия. Приватизация принесла государству около 100 млрд. долларов США, существенно повысила конкурентоспособность многих отраслей экономики (или Англия на100млрд. дол.США стала дешевле, а капиталсты-масоны материально богаче в активной собственности).

Во Франции государство более активно, чем в Великобритании, вмешивалось в соотношение частной и государственной собственности. Процессы национализации были вызваны сильнейшими экономическими кризисами и в значительной мере стимулировали развитие французской экономики. В процессе национализации под контроль государства полностью или частично попали некоторые предприятия железнодорожного транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиационные предприятия, некоторые страховые компании и банки.

Во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные Национализации. Первая – до второй мировой войны: военной промышленности и железных дорог (1936–1937 гг.). Вторая национализация была проведена в послевоенный период. Были национализированы: Французский банк, четыре депозитных банка и 34 страховых компании, предприятия угольной, газовой и электроэнергетической промышленности (1945–1946 гг.). Автомобильные заводы "Рено" и авиационные заводы "Гном и Рон" были фактически конфискованы за сотрудничество их собственников с фашистами.

Наиболее последовательной и масштабной стала национализация, проведенная в 1982 году социалистами во главе с президентом Франции Ф. Миттераном. Одержав победу на президентских и парламентских выборах в 1981 году, левые (Социалистическая партия) начали реализовывать предвыборные обещания о структурной перестройке и модернизации экономики, проведению новой промышленной политики. Одной из основных мер борьбы с экономическим кризисом, вызванным в первую очередь резким ростом цен на нефть и отставанием ряда отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов, французские социалисты предлагали национализацию и расширение демократического планирования и управления при сохранении смешанной экономики и рынка.

Был разработан и принят закон о национализации, определивший основные принципы и формы контроля и управления государственным сектором экономики. Национализация должна была обеспечить серьезные качественные сдвиги в государственном секторе с точки зрения его структуры, функций, задач, с тем, чтобы государственный сектор стал основой проведения эффективной экономической политики.

В ходе национализации были национализированы 36 крупных частных банков и ряд крупнейших монополий (банк Ротшильда и Парижско-Нидерландский банк, компания Суэцкого канала, компания "Томпсон-Брандт", Генеральная электрическая компания, компании "Сен-Гобен", "Кюльман", авиационные заводы Дассо, металлургические предприятия де Ванделей и Шнейдеров). В результате третьей волны французской Национализации государственный сектор экономики увеличился примерно наполовину. К середине 1980-х годов на государственных или находящихся под контролем государства предприятиях было занято около четверти рабочей силы страны. Они производили до трети промышленной продукции Франции и осуществляли более трети инвестиций.

Владельцы национализированных предприятий получили значительный выкуп, превышавший рыночную стоимость их акций.

Национализированные предприятия были сосредоточены в рентабельных отраслях. Но к моменту национализации большинство из них были убыточными. Расходы на модернизацию компаний, национализированных в 1982 году, возросли почти на 42%. На осуществление структурной перестройки правительством было истрачено в 1982–1983 годах более 100 млрд. франков. Такие крупные ассигнования обострили проблему бюджетного дефицита и занятости, т.к. в ряде случаев обновление структуры сопровождалось сокращением рабочих мест. В результате возросло количество безработных.

Неудачный опыт применения национализации как средства экономической политики привел к поражению левых партий на парламентских выборах 1986 года. Изменение состава парламентского большинства привело к тому, что парламентом, несмотря на сопротивление президента Ф. Миттерана, в 1986 году был принят закон "О методах приватизации". Согласно правительственным декретам, приватизации подлежало 65 фирм с численностью персонала около 900 тысяч человек и капиталом в 300 млрд. франков. При этом приватизации подверглись не только фирмы, национализированные в 1982 году, но и фирмы, возникшие как государственные, а также компании, национализированные в 1945 году. Вместе с тем, приватизация не распространялась на естественные монополии: системы газо- и электроснабжения, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, а также на авиационную и космическую промышленность. В дальнейшем (под давлением Европейского Союза) французское правительство вынуждено было изменить свою позицию и в этой области.

4. Тенденции и перспективы применения Национализации

Происходящие процессы либерализации (или капиталистической фашизации) мировой экономики при относительно благоприятной экономической конъюнктуре существенно ограничили эффективность национализации, возможности ее применения как средства экономической политики (инфо победа масонов-фашистов). Экономическая и финансовая глобализация, открытие большого количества новых рынков, ускорение научно-технического прогресса, переход некоторых стран к постиндустриальному обществу и ряд других факторов привели, с одной стороны, к резкому росту потребностей в больших суммах капитальных инвестиций, а с другой стороны – к увеличению возможностей их получения в рамках свободного движения капитала (мамоны). В этой ситуации конкурентоспособность, интерес для инвесторов является одним из основных условий экономического роста.

Но национализация, будучи эффективным средством экономической политики в кризисных для рыночной экономики условиях, не в состоянии была обеспечить, по мнению, Капиталистов-масонов более высокий уровень конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов. В связи с этим, в 1980–1990-х годах по всему миру прошла "волна" масштабных приватизаций и реприватизаций, резко увеличивших значение частной собственности в экономическом развитии современного мира (как итог Раздробленность страны, но это все делается, чтоб эта собственность перешла потом к Олигархам через банкротство и аукционы распродаж…).

Национализация, напротив, сдерживает привлечение и движение транснационального капитала, и поэтому может применяться в нынешних условиях как крайнее средство экономической политики – в отношении, например, нерентабельных объектов, имеющих, тем не менее, стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства или объектов, абсолютно необходимых обществу для достижения социально значимых целей (например, для поддержки социального сектора, фундаментальных научных исследований и т.п.).

Документ подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в июне 2003 г.

Переход от капитализма к социализму предусматривает ликвидацию частной капиталистической собственности и установление общественной собственности на средства производства. Обязательной предпосылкой для проведения социалистической Н. является победа социалистической революции и установление власти рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистической Н. глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита применительно к современной эпохе в программных документах КПСС, коммунистических и рабочих партий, подтверждена опытом социалистического строительства в СССР и др. социалистических странах. После победы социалистической революции, — писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» (См. Манифест Коммунистической партии), — «пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (там же, т. 4, с. 446). (Сейчас почти все Капиталистические Страны Земли становятся Извращённо Социалистическими, Вместо Государства Верх берут Супербогатые Капиталисты-Олигархи и другие люди - Класс Трудовых Рабов (Средн. Класс банкротят со временем…)).

При ликвидации капиталистической собственности пролетарское государство допускает выплату компенсации владельцам национализированных средств производства. Маркс и Энгельс указывали, что при определённых условиях выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистической революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств производства в общественную собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал, что преобразование буржуазной частной собственности в социалистическую общественную собственность может быть осуществлено мирным путём, без лишения буржуазии всех имущественных прав и с привлечением её на службу государства рабочих и крестьян. В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов можно сломить, национализировав собственность нескольких сот, самое большее одной-двух тыс. миллионеров. «Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать "все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие предметы потребления, и собственность на известный, скромный доход» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 32, с. 122).

Марксизм-ленинизм строго разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе социально-экономических преобразований Н., то мелкая собственность крестьян, кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены её общественной собственностью, но и указал пути осуществления этого революционного переворота в социально-экономических отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов — не единовременный акт.

Ленин, разрабатывая в новых исторических условиях программные вопросы социалистической революции, определял основные пути и методы социалистического обобществления средств производства: Н. собственности крупных и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности мелкой буржуазии в общественную собственность. Н. основных средств производства, проводимая пролетарским государством, — важнейшая революционная мера, приводящая производственные отношения в соответствие с уровнем и характером развития производительных сил. Она передаёт средства производства в руки подлинных хозяев — трудящихся и обеспечивает реальное освобождение их от эксплуатации. Используя Н., рабочий класс овладевает производственным аппаратом, завоёвывает командные высоты, лишает буржуазию и помещиков экономической базы их господства, осуществляет коренные преобразования социально-экономического строя общества. Пролетарское государство в первую очередь завоёвывает ключевые позиции в экономике путём Н. самых важных отраслей хозяйства.

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играет Н. банков, без которой невозможно лишить буржуазию её экономического могущества и организовать социалистическое производство и распределение продуктов по единому плану. Н. внешней торговли и установление монополии внешней торговли позволяют социалистическому государству оградить себя от проникновения иностранного капитала и проведения им экономических диверсий, укрепить свою независимость и самостоятельность (Так ЮКОС в РФ вроде банкир Ротшильд из г. Лондона Создал…НО?). Важное место занимает Н. земли, которая ликвидирует остатки феодальных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве и создаёт большие возможности для развития социалистического сельского хозяйства на основе кооперирования крестьян. Н. промышленности, транспорта и связи — необходимая мера, без которой невозможно создать материальную базу социалистической экономики. Н. важнейших отраслей народного хозяйства закладывает основу экономической самостоятельности социалистического государства, ускоряет его социально-экономическое развитие.

Национализация в Советской России. После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Н. Земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле (См. Декрет о земле) [26 октября (8 ноября) 1917]. Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая Н. земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств (см. Коллективизация сельского хозяйства). Социалистическая Н. земли «... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

Важнейшим мероприятием стала Н. банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к Н., которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров (видимо при участии масонов Запада) Советская власть была вынуждена ускорить Н. банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные коммерческие банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита и др., были ликвидированы. Н. банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе Н. начала создаваться социалистическая банковская система (см. Банки).

Н. банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки Н. промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и др. отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле (См. Рабочий контроль), который являлся подготовительным мероприятием к Н. промышленности, прошедшей несколько этапов.

Первый этап (ноябрь 1917 — февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении Н. Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название «Красногвардейской атаки на капитал», темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

На втором этапе Н. (март — июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесён с экспроприации буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа Н. было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для Н. всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о Н. сахарной промышленности, 20 июня — нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о Н. заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

Третий этап Н. продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической Н. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы Н. резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса Н. было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918—20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с Н.

Н. основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917—18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казённых) железных дорог. В январе 1918 была завершена Н. морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные железные дороги.

Н. положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.

Национализация в зарубежных социалистических странах имеет особенности, определяемые как международным положением этих стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил, историческими и экономическими особенностями. Н. земли в этих странах (за исключением МНР) в силу длительной традиции и глубокой привязанности крестьян к частной собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных реформ (См. Аграрные реформы) земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана в собственность трудящихся крестьян (см. Конфискация земли).

Н. банков осуществлялась с учётом опыта СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе, когда проводились демократические, антиимпериалистические и антифеодальные преобразования, были национализированы эмиссионные банки и крупные коммерческие банки, принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков. На втором этапе — этапе социалистических преобразований, была завершена Н. банков и установлена государственная монополия банковского дела. В Болгарии в 1946 были национализированы все иностранные и частные банки, принадлежавшие буржуазии, сотрудничавшей с фашистами, а в декабре 1947 — все частные банки. В Венгрии в 1945 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над частными банками, в 1948 их Н. была завершена. В Румынии в 1946 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над более чем 450 частными банками и банкирскими конторами, которые в 1948 были национализированы. После образования ГДР частные банки продолжали деятельность под контролем народной власти. С переходом к строительству социализма за период 1952—53 они были национализированы. В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою деятельность. Декретом от 25 октября 1948 все частные кредитные учреждения были ликвидированы и установлена государственная монополия на банковское дело. В Чехословакии Н. банков была осуществлена в 1945. В Югославии в 1944 были национализированы банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945 — все частные коммерческие банки. В КНР большая часть банков была национализирована сразу после установления народной власти, некоторые мелкие частные банки были преобразованы в смешанные государственно-частные, которые функционируют под контролем Народного банка Китая. На Кубе все частные банки страны, включая и филиалы крупнейших американских банков, были национализированы сразу после установления народной власти (1960). В ДРВ государственная банковская система начала создаваться ещё в период антиимпериалистической революции, когда иностранные банки начали прекращать свою деятельность. Особенность Н. банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии) состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия народной власти, получали частичную компенсацию в форме выкупа акций народным государством.

В промышленности в большинстве стран в первую очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополий Германии и её союзников, коллаборационистов. В результате экономическая власть крупного капитала была в значительной мере подорвана, что облегчило подготовку и проведение дальнейшего обобществления средств производства. В результате Н. промышленности в законодательном порядке закреплялись экономические завоевания трудящихся, осуществленные в 1944—45 в период освобождения. Крупная промышленная буржуазия лишилась средств производства. Темпы Н. промышленности в отдельных социалистических странах были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя промышленность была национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистических странах Н. проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием рабочего контроля, государственного капитализма и др. переходных форм. Законы о Н. в европейских социалистических странах предусматривали выплату собственникам предприятий известного возмещения.

Благодаря Н. был создан социалистический уклад, который стал господствующим в народном хозяйстве.

Национализация в развитых капиталистических странах — одно из проявлений государственно-монополистического капитализма (См. Государственно-монополистический капитализм). Она вызвана рядом причин — концентрацией производства, давлением трудящихся масс и др. Усиление государственного монополистического капитализма в связи с общим кризисом капитализма (См. Общий кризис капитализма) активизирует вмешательство буржуазного государства в процесс воспроизводства в интересах монополий, финансовой олигархии. Национализируются в первую очередь отрасли военной промышленности, важнейшие для народного хозяйства отрасли, а также отрасли, требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетическая, в том числе атомная энергетика, транспорт и др. отрасли инфраструктуры (См. Инфраструктура)). Как







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.