|
Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения. Оснащение. Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов. 1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий. 4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать. 9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. 10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. 11. Минута, секунда, час, вечер, сутки. 12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 14. Лист, почка, кора, дерево, сук. 15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение. Инструкция испытуемому. Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся. Обработка и интерпретация результатов. При анализе оценивается уровень обобщения: высший — при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков); средний — при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков); низкий — при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Исследование быстроты мышления
Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии. — Кировоград, 1988. Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Оснащение. Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер. Инструкция испытуемому. Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Образец бланка
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать количество правильно составленных слов. Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов: — Менее 20 слов — низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов; — 21-30 слов — средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов; — 31 слово и более — высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Память
Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем. Входе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти.
Определение объема кратковременной вербальной памяти
Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. — М., 1976. Оснащение. Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага. Материалом для запоминания служат 12 слов:
(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).
Инструкция испытуемому. Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке. Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов — 24 сек. После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения. Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом: , где с — количество правильно воспроизведенных слов; m — количество ошибочно воспроизведенных слов; n — количество пропущенных слов. Затем находят B — шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т — шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.
Таблица 15. Соотношение среднего времени и Т баллов
Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле: А = В + Т
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|