|
Методы формирования и изучения командной сплоченностиПояснения к теме. Считается, что сплоченность игроков команды влияет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессиональных командах. Командная сплоченность является социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «Они». При этом под командной сплоченностью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума. 222 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности1 Вводные замечания. Современные исследования показывают, что для получения адекватных представлений о влиянии показателей командной сплоченности игроков на успешность их совместных действий необходимо учитывать комплексный характер сплоченности и выбирать методики, позволяющие оценивать такие ее виды, как: • межличностное притяжение, обусловленное заданием; • межличностное притяжение, обусловленное личной симпатией; • групповая интеграция, обусловленная заданием; • привлекательность группы, обусловленная личными симпатиями и сходством ценностных установок ее членов. Взаимосвязь разных видов командной сплоченности с соревновательной успешностью команды. Если основываться на обобщенных показателях индивидуальной подготовленности игроков и групповой сплоченности, то можно сделать вывод о сильном влиянии первых и слабом влиянии вторых на показатели индивидуальных и групповых игровых действий. Однако более тщательный анализ показывает, что разные виды групповой сплоченности имеют разнонаправленную связь с результативностью индивидуальных и командных игровых действий. Противоречивые данные, касающиеся взаимосвязи групповой сплоченности с успешностью деятельности (Кретти Б. Д., 1978; Парано-сич В., Лазаревич Л., 1977; Martens R., 1970), являются, скорее всего, иллюзией, вызванной разнонаправленным характером связи разных видов групповой сплоченности и успешности командных действий. Специальное исследование, выполненное под нашим руководством А. Л. Вавиловым на материале команд «Студенческой баскетбольной лиги» (СБЛ), показало, что виды командной сплоченности, обусловленные заданием, имеют прямую связь, а основанные на личных симпатиях к партнерам — обратную связь с результативностью индивидуальных и командных игровых действий. Это позволяет сделать вывод о необходимости уделять особое внимание в учебно-трениро- Задание 1 подготовлено проф. Е. Р. Яхонтовым. (См.: Яхонтов Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учеб. пос. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — С. 43-50.) Тема 3. Методы формирования и изучения командной сплоченности 223 вочном процессе вопросам изучения и развития деловых компонентов командной сплоченности. При этом следует учитывать, что ряд спортивных специалистов высказывают гипотезу о «круговом характере» связи между уровнем командной сплоченности и командным результатом — успех команды ведет к повышению сплоченности, что, в свою очередь, повышает командный результат. Первый принцип может быть определен как принцип повышения мотивации игроков команды. Для реализации этого принципа используется ряд средств. Внесение положительных эмоций в тренировочный процесс. А. Я. Гомельский писал: «Без этого не будет веселого, боевого настроения ни в повседневной жизни, ни в тренировочной работе, ни в матче, не появится вера в свои силы, в успех коллектива»'. Положительные эмоции при выполнении упражнений формируются разными методами. Например, игроки получат удовольствие при выполнении упражнений на развитие реакции (типа «следуй за лидером»), если лидер будет придумывать свои собственные неожиданные действия. Иногда проигрывание музыки или присутствие зрителей во время тренировки способствует достижению этой цели. Методы оценивания личного вклада каждого игрока в командный результат. Данный метод требует от тренера обязательных расчетов коэффициента эффективности игровых действий каждого игрока после каждой игры и вывешивание этой информации на стенде в спортивном зале, что свидетельствует о высокой значимости такого подхода для формирования оптимальной мотивации игроков к тренировочной и соревновательной деятельности. Существенную помощь в реализации данного метода тренеру может оказать спортивный психолог, знающий данный вид спорта. Опыт показал, что вначале ряд игроков скептически ^относился к этой информации, демонстрируя, внешне по крайней мере, свое безразличие. Вскоре ревнивые вопросы и споры относительно получаемых оценок становятся свидетельством их личной заинтересованности в лучших показателях и соответственно в результатах более высокого оценивания своего вклада в командные усилия. Позднее эта практика стала настолько привычной в команде, что неудовольствие вызывают случаи, когда по тем или иным причинам информацию о личном вкладе каждого игрока в командные усилия представить не удается. 1 Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. 2-е изд. — М: ФиС, 1985,— С. 78. 224 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение Метод постановки количественных игровых целей. Этот подход был позаимствован у Бобби Найта (Knight В., 1977)1. Имеется в виду установление количественных критериев для нападения команды (броски с игры — 52%; штрафные броски — 80%; потери — не больше 10 на команду), для защиты (не дать сопернику набрать больше 65 очков за игру; не дать сопернику превысить 42% результативности в бросках с игры; не дать ни одному из игроков соперника набрать больше 20 очков; заставить соперника сделать 24 потери) и постановка комбинированных целей (забить первыми в каждой половине игры, забрать не менее 58% всех отскоков, сфолить не больше 16 раз, сделать на 12 бросков больше, чем соперник). Второй принцип был определен как принцип повышения осмысленности выполняемых заданий. Реализация этого принципа предполагает использование следующих методических приемов. Преемственность в подборе упражнений. Выполнение более трудных упражнений, чем требует игра, является одним из способов применения этого принципа. Например, можно заставить игрока играть в защите в утрированно низкой стойке, удерживая руки за спиной. Это вынуждает его передвигаться быстро, как только можно. Или можно потребовать, чтобы нападающие играли только слабой рукой, чтобы дать преимущество защите. В упражнениях для совершенствования нападения тренер может чередовать уровень активности защиты, начиная с пассивной защиты на первой неделе, переходя к обычной защите на второй и прессингу на третьей неделе. Преемственность будет заключаться и в том, что, работая над подбором, например, разумно дальше перейти к первой передаче в нападении быстрым прорывом. Когда игроки упражняются в бросках, можно добавить последующее смещение назад для подстраховки возможного быстрого прорыва и т. д. Поняв суть принципа, тренер легко может составлять подобного рода связки. Поощрение самостоятельности мышления. Использование двух мячей в упражнении для совершенствования передач в парах заставляет игроков думать, как и в какой момент сделать передачу, чтобы избежать потери мяча. Они могут передавать мяч снизу вверх или со стороны на сторону, проявляя при этом самостоятельное мышление. Для реализации этого методического приема идеально подходит выполнение упражнений в импровизированном нападении по установленным 1 Knight R. Motivating Your Athletes // Medalist. - 1977. - P. 77-78. Тема З. Методы формирования и изучения командной сплоченности 225 правилам. Они учат игроков реагировать на специфические защитные построения, вместо того чтобы отрабатывать специальные, для этих случаев, взаимодействия позиционного нападения. При разборе итогов выполнения данной серии упражнений тренер поощряет стремление игроков к творческому поиску в выборе наиболее эффективных тактико-технических действий. Мысленная тренировка игровых взаимодействий. Мысленная тренировка осваивается игроками сначала под руководством тренера во время тренировки, а затем хорошо мотивированный игрок может проводить ее самостоятельно в любое время. Особенно полезно использовать данный методический прием в условиях учебно-тренировочного сбора, а в период соревнований проводить его в постели перед сном. Мысленная тренировка помогает игроку совершенствовать командные взаимодействия, устраняет возможную излишнюю тревожность игрока. Третий принцип был определен как принцип адекватности тренировочных и соревновательных условий. Для его реализации на примере игры в баскетбол предлагаются следующие упражнения: Упражнение 1. Моделирование соревновательных условий. Этот подход предусматривает соблюдение всех атрибутов официальной игры при проведении тренировочных игр — судейство, ведение официальной статистики. Броски с сопротивлением более эффективны с этой точки зрения, чем без сопротивления. В соответствии с этим подходом упражнения в моделировании игровых условий должны быть организованы таким образом, чтобы в них всякий раз воспроизводились игровые ситуации оказания сопротивления. Упражнение 2. Нападение против зонной защиты. Одним из важных моментов, требующих постоянного выполнения упражнений, является нападение против зонной защиты. Упражнение в треугольнике является одним из примеров таких упражнений. Команда делится на пятерки: трое в нападении и двое в защите. Тройка формирует треугольник, обычный для нападения против зоны. Один из защитников прессингует игрока с мячом. Второй, располагаясь между двух потенциальных получателей, старается предугадать направление передачи. После успешной передачи защитники меняются ролями. По истечении 30 секунд тренер подает сигнал для смены нападающих и защитников. Упражнение 3. Состязательность тренировочных заданий. В данном упражнении необходимо использование секундомера для регистрации коротких интервалов времени, во время которых два или три 226 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение игрока стремятся быстрее выполнить задание, — является одним из средств реализации этого подхода на практике. Например, упражнение в бросках, при выполнении которого игрок должен сделать пять бросков в прыжке с линии штрафного броска при сопротивлении в течение 30 секунд, полностью отвечает требованию соревновательной концепции при выполнении баскетбольных упражнений. Постоянное поощрение победителей в упражнениях небольшими наградами (аплодисментами всех членов команды) и одновременно небольшое наказание проигравших («символические» в количественном отношении отжимания от пола) — другой путь дать игрокам почувствовать, что они соревнуются. Упражнение 4. Оптимальная трудность тренировочных заданий. Это, пожалуй, самый важный, но и самый трудный для осуществления подход. Именно в силу значения слова «оптимальный». Чтобы получить тренирующий эффект, тренер должен нагружать игроков, но он не должен переусердствовать в тренировочных нагрузках. Тем не менее Бобби Найт советует передвигаться на полной скорости, не ходить пешком, избегать простоев при смене упражнений. Рекомендации тренеру по развитию командной сплоченности. Методические принципы и средства, используемые для развития сплоченности, обусловленной заданием, у игроков студенческой баскетбольной команды представлены в таблице. При их разработке учитывались данные спортивных специалистов (Ханин Ю. Л.; Мальчиков А. В.; Ро- Тема 3. Методы формирования и изучения командной сплоченности 227 дионов А. В., Яхонтов Е. Р.; Воронова В. И.), ведущих тренеров (Гомельский А. Я.; Knight В. и др.) Завершение работы. Преподаватель обсуждает со студентами основные факторы, влияющие на формирование командной сплоченности, и предлагает следующие вопросы для самопроверки: 1) Чем отличается сплоченная команда от несплоченной? 2) Какова роль лидеров команды в формировании командной сплоченности? 3) Как переживается и осознается спортсменами чувство коллективизма в команде? Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде1 Вводные замечания. Наряду с физическим и психомоторным планом проявления командной сплоченности в реальных соревнованиях у каждой команды имеется и виртуальный социально-психологический план формирования и выражения данного феномена, проявляющегося в особенностях восприятия и понимания спортсменами друг друга в спортивном общении с тренером и соперниками. Этот второй или внутренний план спортивного общения в психологической науке называют социальной перцепцией. Ниже приводятся простые методы для измерения особенностей социальной перцепции спортсменов, отражающих свойства командной сплоченности. Методические указания психологу. При диагностике взаимоотношений спортсменов в команде спортивный психолог должен особое внимание обращать на контакты тренера команды с ее деловыми и эмоциональными лидерами, т. е. с ведущими спортсменами, которые задают тон в команде — формируют психологическую атмосферу команды. Психологическая атмосфера в команде может быть позитивной, критерием чего является командная сплоченность, но может быть и негативной, признаками чего являются скрытые и открытые межличностные конфликты между спортсменами, между лидерами команды и ее тренером, что снижает командную сплоченность и спортивные достижения. При этом под деловыми лидерами команды подразумеваются наиболее техничные и результативные игроки команды, умеющие вести других в игре и создавать психологическую атмосферу игрового взаимопонимания в соревнованиях. Пол эмоциональными лидерами подразумеваются те члены команды, которые умеют создавать и поддержи- 1 Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1989. — С. 180-185.
228 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение вать психологическую атмосферу дружеских и товарищеских взаимоотношений вне спортивно-игровой деятельности, т. е. на досуге. Весьма часто функции делового и эмоционального лидера в команде объединены в лице капитана команды. Тренер также может выполнять отдельные функции лидеров команды. Таким образом, психологическая атмосфера команды — это общий психический настрой тренера и игроков во время тренировок, соревнований и отдыха. При изучении индивидуального вклада членов команды в формирование ее психологической атмосферы следует учитывать, что в спортивном коллективе вследствие активного внутригруппового общения и высокой интенсивности межличностных взаимовлияний тренер имеет дело не с отдельными игроками, а с целым коллективом и с микрогруппировками спортсменов в нем. Нарушение нормальных взаимоотношений тренера с одним-двумя лидерами команды может сильно снизить тон позитивной психологической атмосферы в команде, что существенно осложнит работу и с другими игроками. Работа со спортивным коллективом предполагает хорошую ориентировку тренера в тех групповых процессах, которые определяют сплоченность или разобщенность игроков, их эмоциональное самочувствие и, следовательно, вклад каждого спортсмена в общекомандный успех в соревнованиях. Поэтому одним из важнейших методов педагогического контроля в команде является определение состояния ее психологической атмосферы. С этой целью применяются две довольно простые шкалы для диагностики и оценки особенностей восприятия спортсменами общей ситуации взаимоотношений в команде. Психологическая атмосфера в команде обычно оценивается каждым членом команды с помощью набора различных суждений. Наиболее простая методика — это опросник, предложенный американским спортивным психологом Ф. Филлером1. Инструкция испытуемому. «Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе (бригаде, команде). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак "х", тем более выражен этот признак. Итак, для атмосферы в вашей группе характерны: 1 Шкала адаптирована в Л НИИФКе в 1976 г. Ю. Л. Ханиным. В экспертной оценке эквивалентности русского варианта оригиналу принимал участие проф. Р. Л. Кричев-ский (Москва). Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 8 до 1 балла в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак «х» (чем ближе к левому столбцу, тем выше балл и тем благоприятнее психологическая атмосфера в команде). Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 80 (наиболее благоприятная атмосфера) до 10 баллов (самая неблагоприятная атмосфера в команде)». Анализ результатов и интерпретация данных1. С помощью данной шкалы тренер может и сам оценить психологическую атмосферу в команде, чтобы затем сравнить свои оценки с мнением спортсменов. Кроме того, на практике оказалось полезным оценивать не только то, как отдельные спортсмены воспринимают атмосферу, и затем сравнивать это с общегрупповыми показателями. Значительный практический интерес представляет и выяснение того, как спортсмены воспринимают атмосферу в команде «по отношению к себе лично». Сопоставив эти два показателя, можно выделить три типа спортсменов: 1) те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в команде, чем отношение к себе; 2) те, кто существенно не различает оценку ситуации вообще и отношение к себе лично; 3) те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую психологическую ситуацию в команде. 1 См.: Ханин Ю. Л. Указ соч. С. 182-184. 230 Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение С педагогической точки зрения наибольшего внимания тренера должны заслуживать спортсмены первой категории. Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации, известной мнительности, неуверенности в себе. Для третьей категории спортсменов характерны критическое отношение к происходящему в команде, известная неудовлетворенность положением дел и завышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают и у спортсменов, намеренно завышающих в благоприятную сторону отношение к себе. Обе оценки по шкале Фидлера получают обычно в ходе двукратных опросов спортсменов на отдельных бланках (чтобы избежать влияния первого заполнения шкалы). Отрицательная оценка психологической атмосферы в команде свидетельствует о неудовлетворенности спортсмена (или спортсменов) положением дел в команде. В этом смысле важно сопоставить оценки тренера с оценками лидеров команды, с общегрупповыми показателями или с ответами новичков — молодых и новых игроков. Многократная оценка психологической атмосферы в команде по; зволяет тренеру получать достаточно объективные данные о динамике межличностных отношений и использовать их^ своей тренерской деятельности. При этом тренеру следует иметь в виду оптимизирующий или психокоррекционный эффект самой процедуры опроса. Отмечено, что само проведение процедуры опроса способствует оптимизации взаимоотношений в команде. Обычно бывает достаточно измерить психологическую атмосферу в команде в начале и в конце сезона. При этом: 1) тренер получает скрытую от глаз информацию об общей ситуации в команде; 2) на основе информации по данным опроса тренер оценивает общую ситуацию в команде с точки зрения спортсменов (в целом или ориентируется на определенных спортсменов или часть команды); 3) каждый спортсмен оценивает атмосферу в команде; 4) каждый спортсмен оценивает атмосферу в команде «по отношению к себе лично»; 5) каждый спортсмен оценивает, как воспринимают атмосферу в команде другие спортсмены. Завершение работы. Проводится анализ индивидуальных ответов и общегрупповых «реальных» и «предполагаемых» показателей, сопо- Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|