Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация психодиагностических методик





2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

2.3. Методики высокого уровня формализации. Психологические тесты.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

 

2.1. Общая схема классификации психодиагностических методик.

В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.

Классификации методов психологического исследования представляют собой отражение состояния развития психологической науки.

I. Одна из первых классификаций психодиагностических методов была предложена Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и соответствовала развитию отечественной психологической науки начала XX века. В качестве основных методов он рассматривал:

- наблюдение;

- эксперимент.

II. В 1977 году Борис Герасимович Ананьев предложил классификацию методов соответствующую состоянию психологической науки 50-х 70-х годов 20 столетия. В основе лежат этапы психологического исследования. Она объединяет 4 группы методов: организационные, эмпирические, приемы обработки экспериментальных данных, интерпретационные.

В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах.



III. Классификация методов, предложенная Алексеем Александровичем Бодалевым и Владимиром Викторовичем Столиным.

IV. Классификация психодиагностических методов предложенная Вернером Карловичем Гайдой и Владимиром Петровичем Захаровым.

V. Классификация чешского психолога Йозеф Шванцеры.

VI. Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

2.2. Методики высокого уровня формализации и малоформализованные методики, их диагностические возможности и ограничения применения.

Формализованные методы – способы действий, основанные на строгом соблюдении заданных правил, алгоритмов; расчеты по формулам, математическим зависимостям.

I. К высокоформализованным методикам относят:

1) тесты;

2) опросники;

3) проективные техники;

4) психофизиологические методики.

Для них характерно:

- жесткая регламентация процедуры обследования:

- точное соблюдение инструкции;

- строго определенные способы предъявления стимульного материала;

- невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.

Этим обеспечивается уравнивание ситуативных факторов, иначе нельзя сопоставлять индивидуальные результаты.

Высокоформализованые методики позволяют собрать информацию в относительно короткие сроки и проводить сравнение и в количественном и в качественном аспектах.

II. К малоформализованным методикам относят такие приемы и процедуры как:

1) наблюдение;

2) опросы (интервью, беседа);

3) анализ продуктов деятельности.

Этот способ получения информации трудоемкий, требует большого профессионального опыта, интуиции психолога-диагноста, т.к. велика вероятность ошибок интерпретирования.

Эти две группы средств (высокоформализованные и малоформализованные) не противопоставляются друг другу. Как правило, они дополняют друг друга.

2.3. Методики высоко уровня формализации. Тесты

Психологический тест – стандартизированное (наличие тестовых норм или других критериев оценки результатов), часто ограниченное во времени испытание, состоящее из системы заданий, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

С помощью теста устанавливаются количественные и качественные индивидуальные психологические различия.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

 

При составлении программы обследования, подборе методик в батарею психолог должен руководствоваться принципом максимальной эффективности диагностики (то есть исходить из соотношения максимум надежности при минимум затрат).

Классификация тестов

Классификация тестов производится по разным основаниям. Мы рассмотрим три признака: по форме, по содержанию, по цели.

1. По форме:

а) индивидуальные и групповые (по форме предъявления)

б) устные и письменные (по форме ответа)

в) вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала)

г) бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

 

2. По содержанию

а) тесты интеллекта;

б) тесты способностей;

в) тесты достижений;

г) тесты личности.

3. По цели.

а) составление психологических характеристик;

б) постановка психологического диагноза;

в) помощь индивиду в принятии решений;

г) отбор и распределение персонала;

д) выявление возрастных изменений в развитии человека;

е) проф. отбор и проф. консультирование.

2.4. Методики высокого уровня формализации. Опросники.

Относятся к группе психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, т.к. нет среднестатистической нормы. Они только отражают согласие или несогласие испытуемого с высказыванием. Результаты основаны на представлении человека о самом себе, своих переживаниях, реальном или прогнозируемом поведении.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные (высокоформализованные) и опросники-анкеты (малоформализованные).

Личностные опросники –это стандартизированные самоотчеты, которые бывают:

1. По форме предъявления:

а) индивидуальные;

б) групповые.

2. По форме ответа:

а) письменные;

б) бланковые;

в) компьютерные.

3. По характеру ответов:

а) «закрытые»;

б) «открытые».

4. По содержанию:

а) опросники черт личности;

б) опросники типологические;

в) опросники мотивов;

г) опросники ценностей;

д) опросники интересов;

е) опросники установок.

Для минимализации мотивационной погрешности вводят шкалы «лжи».

 

2.5. Методики высокого уровня формализации. Проективные техники.

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).

Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

2. Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

2.6. Методики высокого уровня формализации. Психофизиологические методики.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы (индивидуальные различия в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура.

Применение аппаратурных методик на производстве или в школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным.

2.7. Малоформализованные методики. Метод наблюдения.

К малоформализованным методикам относятся:

1) наблюдение;

2) опрос, интервью, беседа;

3) анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения– общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их психических функций, реакций.

Этот метод незаменим там, где нет стандартизированной процедуры (не разработаны или же их нельзя применить по особым обстоятельствам). Особенно актуально применение этого метода при работе с детьми.

Наблюдение может быть наивным и научным.

1) наивный способ наблюдений очень сильно зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по-разному. Можно сказать, что они в большей мере характеризуют самого наблюдателя, чем того, за кем он наблюдает;

2) научное наблюдение больше соответствует психологическим целям. Такое наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки.

 

2.8. Малоформализованные методики. Опрос, интервью, беседа.

Опросники-анкеты –служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям.

Чаще всего этот вид опросников предназначен для получения информации об истории жизни человека: возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе. С его помощью можно получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях индивида.

Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

 

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим).

 

2.9. Малоформализованные методики. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) – метод, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.