|
Психометрические основы психодиагностики. Основные статистические понятия психодиагностических методик. Надежность и валидность ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов. 3.2. Стандартизация психодиагностических тестов. 3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности. 3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.
3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов. Психометрика - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности: 1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест; 2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий. 3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен; 4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий, так называемый эффект социальной желательности; 5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому; 6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте. 3.2. Стандартизация психодиагностических тестов. Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Этапы стандартизации .Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации: . условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). . содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). .наличие стандартного стимульного материала. .временные ограничения выполнения данного теста. .стандартный бланк для выполнения данного теста. .учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. .учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. . учет влияния опыта респондента в тестировании. Кроме того, при проведении исследования необходимо выполнять следующие требования: - инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно, если информация передается устно, то одинаково, одними и теми же словами; - никому из испытуемых не давать никаких преимуществ; - по возможности процедуру для разных групп проводить в одинаковых условиях; - временные ограничения должны быть одинаковыми для всех. .Единообразие оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. . Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов: 1) стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество; 2) проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов; 3) использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом. Недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях. 3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности. Надёжностью называется один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Надежность можно проверить следующими методами: 1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя рядами. 2) разделенная надежность (метод расщепления), (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними. 3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий. 4) есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.
3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности. Валидность – степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Оценка валидности теста включает следующие этапы: Выделяется несколько типов валидности: 1. Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению. Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся явно, не требующая доказательств в своем существовании, устанавливаемая без применения специальных процедур. 2. Содержательная валидность. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны изучаемого свойства (предмета). Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок. 3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет. 4. Критериальная валидность. Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности. Для оценки вида и степени связи используются средства математической статистики.
Вышеприведенные методы оценки эффективности теста помогают психологу не только самому конструировать инструменты для измерения определенных свойств личности, но и выбирать из уже разработанных тестов наиболее качественные и надежные. Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если: .тест неправильно составлен; .тест неправильно стандартизован; .тест неправильно использован. Психолог-диагност в своей работе должен использовать только стандартизированные тесты, (а не «популярные» или «тесты для учителей»); Высокая надежность теста показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине (указывает, что тест ТОЧНО что-то измеряет); Высокая валидность указывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое измеряется исследователем (тест измеряет ТО, ДЛЯ ЧЕГО он был разработан); Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|