Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психометрические основы психодиагностики. Основные статистические понятия психодиагностических методик. Надежность и валидность





 

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

 

 

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

Психометрика - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности:

1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест;

2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий.

3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен;

4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий, так называемый эффект социальной желательности;

5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому;

6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Этапы стандартизации

.Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

. содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

.наличие стандартного стимульного материала.

.временные ограничения выполнения данного теста.

.стандартный бланк для выполнения данного теста.

.учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования.

.учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.

. учет влияния опыта респондента в тестировании.

Кроме того, при проведении исследования необходимо выполнять следующие требования:

- инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно, если информация передается устно, то одинаково, одними и теми же словами;

- никому из испытуемых не давать никаких преимуществ;

- по возможности процедуру для разных групп проводить в одинаковых условиях;

- временные ограничения должны быть одинаковыми для всех.

.Единообразие оценки выполнения теста:

стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки.

. Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов:

1) стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество;

2) проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов;

3) использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом.

Недостаток стандартизированных процедур:

из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Надежность можно проверить следующими методами:

1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя рядами.

2) разделенная надежность (метод расщепления), (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними.

3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий.

4) есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.

 

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

Валидность – степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Оценка валидности теста включает следующие этапы:

Выделяется несколько типов валидности:

1. Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению. Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся явно, не требующая доказательств в своем существовании, устанавливаемая без применения специальных процедур.

2. Содержательная валидность. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны изучаемого свойства (предмета). Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок.

3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.

4. Критериальная валидность. Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности. Для оценки вида и степени связи используются средства математической статистики.

 

Вышеприведенные методы оценки эффективности теста помогают психологу не только самому конструировать инструменты для измерения определенных свойств личности, но и выбирать из уже разработанных тестов наиболее качественные и надежные.

Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если:

.тест неправильно составлен;

.тест неправильно стандартизован;

.тест неправильно использован.

Психолог-диагност в своей работе должен использовать только стандартизированные тесты, (а не «популярные» или «тесты для учителей»);

Высокая надежность теста показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине (указывает, что тест ТОЧНО что-то измеряет);

Высокая валидность указывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое измеряется исследователем (тест измеряет ТО, ДЛЯ ЧЕГО он был разработан);

Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

 


 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.