Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аудит финансовых результатов и платежей от прибыли





При проверке достоверности конечного финансового результата (прибыли или убытка) аудитор должен установить соответствие данных отчета о прибылях и убытках (форма № 2) с записями в Главной книге, журнале-ордере № 15-АПК и ведомости № 76-АПК.

Для установления достоверности арифметической суммы финансового результата (в форме № 2) организации на начальном этапе аудита представляется целесообразным использовать балансовые методы контроля:

1. П(у) = Ак— Ан ИС ИК + ИП,

где П(у) — прибыль (убыток) отчетного периода, руб.;

Ак, Ан — итоги актива баланса на конец и на начало отчетного периода, руб.;

ИС — сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой собственные источ-

ники (без учета использования прибыли отчетного периода), руб.;

ИК — сумма изменений статей пассива баланса, представляющих собой кредиторскую задол-

женность,руб.;

ИП — сумма использования прибыли в отчете о прибылях и убытках, руб.

2. П(у)= Дд— Др– Апзк,

где Дд — денежные поступления (при бартерных сделках — стоимость полученных товаров,

сумма взаимозачета чета или передачи (реализация) полученного векселя в счет за-

долженности) в отчетном периоде, руб.;

Др — денежные (прочие) расходы, себестоимость реализованной продукции (при бартерных
сделках — себестоимость выданных товаров) в отчетном периоде, руб.;

Апзк — полученные суммы авансов, займов и кредитов в отчетном периоде, руб.



Приведенная методика (2) может быть использована тогда, когда в проверяемой организации доходы и расходы с целью налогообложения определяют по кассовому методу.

Источниками данных для расчета финансового результата по указанной методике являются журналы-ордера № 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 4-АПК, 6-АПК, 10-АПК, 11-АПК, Главная книга, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и др.

 

3. П(у) = Дд— Др— Апзк+ Дз,

 

где Д з — дебиторская задолженность покупателей, заказчиков, других дебиторов за отгруженную продукцию (работы, услуги), иное имущество, по прочим доходам в отчетном периоде, руб.

Методика 3 может быть использована тогда, когда в проверяемой организации доходы и расходы с целью налогообложения определяют по методу начисления.

Следует помнить, что при использовании методов 2 и 3 для проверки конечного финансового результата суммы необходимо корректировать с учетом налогов от выручки и прочих доходов, за исключением налога на прибыль.

 

4. П(у) = Д — З ± А,

 

где Д — доходы (кредитовый оборот), руб.;

З — затраты (дебетовый оборот), руб.;

А — изменение остатков активов (незавершенного про-
изводства, производственных запасов, основных
средств, капитальных вложений и др.).

Методика 4 используется в организациях, ведущих бухгалтерский учет по простой системе (по принципу «доход-расход»).

Аудиторские проверки убедительно показывают, что в отдельных организациях, из-за слабой квалификации учетных работников, необоснованно формируют финансовые результаты и неправильно отражают использование прибыли в бухгалтерском учете. Поэтому необходимо знать, что финансовые результаты складываются от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, иных материальных ценностей и другого имущества.

Финансовый результат (прибыль или убыток) может быть выявлен и от других операций, не связанных с реализацией и прочим выбытием имущества, — от так называемых прочих доходов и расходов. К прочим доходам относят: доходы от долевого участия в деятельности других организаций; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

К прочим расходам (убыткам), которые относятся на уменьшение балансовой прибыли (до налогообложения) (дебет счета 99), относятся: затраты по аннулированным производственным заказам; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки или другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек, и от других долгов, нереальных для взыскания; убытки по операциям прошлых лет, выявленных в текущем году; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий; некомпенсируемые убытки в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытки от хищений и недостач имущества, виновники которых не установлены или в виновности лиц отказано судом; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте; другие расходы по оплате отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов и др.

Для того чтобы установить достоверность показателей конечного результата, аудитор должен проверить правильность учета затрат на производство (издержек обращения) и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), платежей наличными и в форме безналичных расчетов, расчетов по оплате труда, с финансовыми органами по внебюджетным платежам, с дебиторами и кредиторами.

Напомним, что все операции, связанные с учетом затрат на производство или издержек обращения, расчетами и так далее, должны быть подтверждены первичными документами.

Изучая все основные реквизиты первичных документов, аудитор призван убедиться в достоверности этих документов и оправданности (законности) проведенных хозяйственных операций. Здесь аудитору необходимо проверить соблюдение требований, предъявленных к порядку оформления документации, а также уметь выявлять недоброкачественные или недействительные документы, которые можно определить по признакам нарушений, приведенным в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Содержание и признаки нарушений при оформлении документов

 

№ п/п Содержание нарушений Признаки нарушения
При оправдательном документе отсутствует распоряжение на осуществление операций Отсутствие подписей руководителей, выписок из приказов, решений Совета директоров, учредителей (акционеров)
При распорядительном документе нет оправдательного Операция по каким-то причинам не совершилась или пропущена
Документы составлены с нарушением установленной формы Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме
В одном и том же документе не совпадают реквизиты Документы составлены от имени одной организации, а печать (штампы) – другой
В документах полностью или частично отсутствуют письменные реквизиты Отсутствие обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно
При документах отсутствуют приложения, на которые имеются ссылки В документах указаны приложения, а в действительности их нет
Подписаны документы лицами, не имеющими на это права Денежные документы подписывает кассир, накладные - заведующий складом и т.д.
Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений Следы подчисток, исправлений, дописок и т.д.
Отсутствие на соответствующих документах штампа, печати Доверенности, товарные чеки, квитанции и др. без печати или штампа
В документах письменные реквизиты указывают на несвойственные для данной организации операции В документах содержатся операции, которые на самом деле не обоснованы (недействительны)
Прослеживание данных расчетных и платежных документов по одним и тем же сделкам показывает их несоответствие Данные предъявленных счетов-фактур за оказанные услуги и платежных поручений по оплате этих счетов не совпадают
Операции, проведенные по документам, недействительны Расход товарно-материальных ценностей не подтверждается отпуском их со склада. Перечисление денежных средств за оказанные “услуги” без предъявления счета-фактуры и без договора

Далее аудитору следует проверить: правильность учета и формирования полной (коммерческой) себестоимости реализованной продукции (работ, услуг); правильность учета и полноту отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг); правильность оценки реализованной продукции (работ, услуг); обоснованность и правильность учета прочих доходов; соответствие данных аналитического учета финансовых результатов с данными синтетического учета в журнале-ордере № 15-АПК, Главной книге и отчетности по форме

№ 2.

Получение прибыли — это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств (незнания налогового законодательства, запущенности бухгалтерского учета, невыполнения договорных обязательств и др.) организация может нести убытки. Поэтому для обобщения информации о конечных результатах деятельности организации используется активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки».

Довольно часто встречается и такая ошибка, когда в организациях в конце каждого месяца закрывают счет 99. Поэтому необходимо помнить, что в настоящее время прибыль (убыток) в течение года отражается отдельными статьями развернуто: на кредите счета 99 — полученная прибыль, а на дебете счета 99-убыток и платежи по налогу на прибыль и финансовым санкциям.

Поэтому для повышения аналитичности информации к счету 99 «Прибыли и убытки» могут быть открыты субсчета:

99-1 «Прибыли и убытки от обычных видов деятельности»;

99-2 «Прибыли и убытки от операционной деятельности»;

99-3 « Прибыли и убытки от внереализационных операций»

99-4 «Чрезвычайные доходы»;

99-5 «Чрезвычайные расходы»;

99-6 «Платежи по налогу на прибыль и финансовым санкциям»

99-7 « Прибыли и убытки отчетного года».

На субсчете 99-1 учитывают (отражают) прибыли и убытки от обычных видов деятельности (от продажи продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг и др.).

На субсчете 99-2 учитывают (отражают) прибыли и убытки от операционной деятельности, выявленные на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (например, от продажи и прочего списания основных средств, нематериальных активов, от продажи материалов, ценных бумаг и др.).

На субсчете 99-3 учитывают (отражают) прибыли и убытки выявленные от внереализационных операций на счете 91 « Прочие доходы и расходы » (т.е. путем сопоставления внереализационных доходов и внереализационных расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы»).

На субсчете 99-4 учитывают (отражают) чрезвычайные доходы по видам или группам (от пожаров, наводнений и др.).

На субсчете 99-5 учитывают (отражают) чрезвычайные расходы по видам или группам ( в результате пожаров, гибели скота в связи с эпизоотией, гибели посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи и др.).

На субсчете 99-6 учитывают (отражают) операции по начислению налога на прибыль и финансовым санкциям (суммы налога на прибыль, штрафы и пени в бюджет).

На субсчете 99-7 учитывают (отражают) прибыль или убыток отчетного года, выявленный путем сопоставления совокупной прибыли и совокупного убытка на субсчетах 99-1, 99-2, 99-3, 99-4,99-5, 99-6.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается с субсчета 99-7 «Прибыли и убытки отчетного года» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность: начисления и своевременность взноса в бюджет налога на прибыль (в сельскохозяйственных организациях — с прибыли от прочей реализации) и иных аналогичных обязательных платежей; образования резервного капитала в акционерных обществах за счет чистой прибыли; распределения прибыли (дивидендной части) между учредителями (собственниками, акционерами).

При проверке правильности начисления и своевременности взносов в бюджет платежей по налогу на прибыль следует обратить внимание аудитора на то, что часто многие работники органов налогового контроля необоснованно штрафуют организации путем наложения штрафных санкций в размере 100% от так называемого «сокрытого дохода». В этом случае целесообразно напомнить, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (см. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, статья 122).

Аудитору необходимо обратить внимание на то, что доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны быть отражены в бухгалтерском балансе организации отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), проверка которого проводится путем вычитания из валовой прибыли (в отчетности — по форме № 2) отчетного периода суммы причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В процессе проверки аудитор должен установить правильность учета текущего начисления налога прибыль организации. Так, текущее начисление налога на прибыль в течение года учитывается на субсчете 99-6.

Субсчет 99-6 — регулирующий активный: по дебету его учитываются все суммы начисленного налога на прибыль и платежей по финансовым санкциям, а по кредиту производится их списание заключительными оборотами за декабрь на уменьшение прибыли, полученной организацией в отчетном году.

Источниками проверки правильности текущего использования прибыли являются расчеты бухгалтерии, журнал-ордер № 15-АПК, Главная книга, налоговые декларации, отчетность по форме № 2.

 

Аудит учета резервов

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работников; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; выплату вознаграждений по итогам работы за год; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели. Создание этих резервов должно быть предусмотрено в учетной политике организации.

При создании резервов предстоящих расходов и платежей должны быть соблюдены: обоснованность их создания и отражения в бухгалтерском учете; правильность использования резервов. Нередки факты, когда в организациях, например, создают резервы на ремонт основных средств за счет издержек производства и одновременно затраты на ремонт основных средств списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). Встречаются и такие случаи, когда остаток неиспользованных резервов по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» в отчетном периоде переносят без основания для использования на другие цели в следующем отчетном году. Поэтому следует помнить, что в бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил нормативных актов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Суммы ежемесячных отчислений в резервы отражаются по дебету счетов по учету затрат и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Рассмотрим порядок создания и использования резервов и платежей:

1. Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам создается в целях равномерного включения расходов, в соответствии с действующим законодательством, на оплату очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам организации. При расчете размера ежемесячных отчислений в резерв исходят из годовой предполагаемой суммы расходов на оплату отпусков работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и обязательных отчислений по установленным законодательством нормам органам государственного страхования, Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости и медицинского страхования на оплату труда.

Пример: годовая сумма расходов на оплату труда работников организации составляет 100000 руб., обязательные отчисления на эту сумму — 100000 ž (4 + 28 + 3,6 ) : 100 = 35600 руб. Итого: годовая сумма резерва – 35600 руб. Сумма ежемесячных отчислений на себестоимость продукции и включаемых в затраты по элементу «Затраты на оплату труда» — 100000 : 12 = 8333,3 руб., а по элементу «Отчисления на социальные нужды» — 35600 : 12 =
= 2967 руб.

В бухгалтерском учете образование резерва отражается записью:

Дт сч. 26 «Общехозяйственные расходы»;

Дт сч. 25 «Общепроизводственные расходы»;

Дт сч. 23 «Вспомогательные производства»;

Дт сч. 20 «Основное производство»;

Дт сч. 44 «Расходы на продажу» и др.;

Кт сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».

Использование резерва отражается записью:

Дт сч. 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей»;

Кт сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кт сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (с органами социального страхования, Пенсионного фонда и медицинского страхования).

Остаток резерва на конец отчетного года (если это не связано с количеством дней неиспользованного отпуска в отчетном году) сторнируется с производственных затрат или присоединяется к прочим доходам. В случае превышения фактических расходов по начислениям отпускных над суммой отчислений в резерв разница относится на себестоимость продукции (работ, услуг) методом дописывания.

2. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет создается отчислениями за счет себестоимости продукции (работ, услуг) в том году, за который будет выплачиваться вознаграждение за выслугу лет. Расчет размера ежемесячных отчислений и порядок их отражения в бухгалтерском учете аналогичны порядку, приведенному по резерву на предстоящую оплату отпусков работникам. Резерв на выплату вознаграждения за вы-
слугу лет может оставаться в балансе по состоянию на 1 января следующего за отчетным периодом года, если по внутреннему положению организации вознаграждение выплачивается по истечении отчетного года.

3. Резерв расходов на ремонт основных средств создается за счет ежемесячных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг), определенных как одна двенадцатая годовой предполагаемой суммы расходов на ремонт. Сумма излишне образованного в отчетном году резерва по отношению к фактическим расходам должна быть сторнирована или присоединена к прочим доходам в конце отчетного года, а в случае превышения фактических расходов над суммой отчислений в резерв разница относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

4. Резерв предстоящих затрат по ремонту предметов проката могут создавать организации, занимающиеся выдачей предметов на прокат. Порядок образования и использования данного резерва аналогичен порядку, предусмотренному для резерва расходов на ремонт основных средств.

5. Резерв производственных затрат по подготовительным работам в сезонных производствах и отраслях образуется за счет разницы между фактическими затратами и нормативными расходами организации на обслуживание производства и управление. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть. При составлении годового отчета расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации, включенные в себестоимость продукции в сметно-нормативном порядке, должны быть приведены в соответствие с фактическим размером этих расходов.

Согласно п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением суммы резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Если срок погашения дебиторской задолженности не установлен, то он определяется в течение необходимого для этого времени.

Но этого еще недостаточно. С целью создания резервов сомнительных долгов в данной организации должна быть проведена инвентаризация дебиторской задолженности. В ходе инвентаризации расчетов с дебиторами производится взаимная сверка данных с конкретными покупателями (заказчиками). Сверка расчетов осуществляется с помощью писем или выезда работников бухгалтерии к дебитору. В последнем случае по результатам взаимной сверки составляется акт. По результатам проверок всех расчетов определяется величина каждого сомнительного долга и представляется на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая устанавливает финансовое состояние (платежеспособность) дебитора и оценивает вероятность погашения долга полностью или частично. Решение комиссии оформляется протоколом с заключением о величине созданного резерва сомнительных долгов.

Кроме вышесказанного, нормативная база по данному аспекту учетной политики предусматривает следующие условия, выполнение которых обязательно при создании резервов по сомнительным долгам:

1) резервы создаются по расчетам с организациями и гражданами-предпринимателями за продукцию, товары, работы и услуги;

2) при определении и использовании сумм резервов необходимо учитывать ограничения, установленные в статье 266 НК РФ;

3) создание резервов должно быть определено учетной политикой организации.

Вот такие жесткие условия диктует нормативная база для создания указанных резервов.

Образование резервов отражается по дебету счета 91 « Прочие доходы и расходы»» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам». Погашение сомнительных долгов (убытков) за счет созданного резерва отражается по дебету счета 63 и кредиту счетов 62, 76 и других. Неиспользованные средства, зарезервированные в прошлом отчетном году за счет прочих доходов, могут быть перенесены на следующий отчетный год или присоединены к прочим доходам отчетного года с целью налогообложения: дебет счета 63 и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Остатки резервов и фондов, образованных организацией в соответствии с учредительными документами или принятой учетной политикой за счет финансовых результатов, остающейся в ее распоряжении (нераспределенной прибыли, чистой прибыли), отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву проверяется по данным смет, расчетов, актов, бухгалтерских справок, ведомости № 68-АПК, журнала-ордера № 12-АПК, Главной книги, бухгалтерской отчетности.

14.3. Аудит собственного капитала

В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование.

В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах, как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Порядок проведения аудита формирования и учета уставного (складочного) капитала подробно изложен в параграфах 7.1 и 7.2.

Резервный капиталучитывается на пассивном счете 82 «Резервный капитал». Резервный капитал используется для погашения непредвиденных расходов организации:

 

ü на выплату дивидендов акционерам — держателям привилегированных акций при отсутствии прибыли на эти цели;

ü для покрытия убытков организации за отчетный год;

ü для погашения облигаций акционерного общества;

ü для других целей.

 

Отчисления в резервный капитал производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, что отражается бухгалтерской записью: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», кредит счета 83 «Резервный капитал».

Для акционерных обществ открытого и закрытого типа, а также обществ с ограниченной ответственностью предусмотрено обязательное отчисление в резервный капитал из прибыли на сумму до 15% от размера уставного капитала. Однако многие организации самостоятельно оговаривают размер отчислений в резервный капитал, например не более 10% от размера уставного капитала, при составлении устава организации. Поэтому, чтобы не возникало спорных вопросов с органами контроля по данному элементу, в учетной политике целесообразно зафиксировать следующие положения: 1) резервный капитал создается за счет прибыли в размерах, предусмотренных в учредительных документах; 2) резервный капитал создается за счет прибыли в размере не менее 15% уставного капитала, а также за счет других источников. Кроме того, организации должны соблюдать нижний уровень размера резервного капитала, предусмотренный законодательством.

Источником образования резервного капитала, кроме прибыли, может быть также эмиссионный доход (разница между продажной и номинальной стоимостью размещенных акций), учитываемый на счете 83 «Добавочный капитал».

При проведении аудита необходимо обратить внимание на: обоснованность создания резервного капитала и целевое расходование средств этого источника; правильность организации аналитического и синтетического учета резервного капитала; соответствие данных аналитического и синтетического учета (ведомость № 68-АПК, журнал-ордер № 12-АПК), а также Главной книги и отчета о движении капитала (форма № 4) по счету 82 «Резервный капитал».

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал», который создается:

 

ü за счет сумм дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимых в установленном порядке;

ü получением сумм сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества) в процессе формирования уставного капитала;

ü за счет других аналогичных сумм (целевое финансирование, полученное в виде инвестиционных средств).

 

Добавочный капитал отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

Аудитору при проверке необходимо учесть, что добавочный капитал используется на:

 

ü погашение сумм снижения стоимости имущества (основных средств), выявившихся по результатам переоценки;

ü увеличение уставного капитала;

ü другие цели (распределение сумм между учреждениями и т.п.).

При проверке необходимо удостовериться в правильности ведения аналитического и синтетического учета по счету 82, обоснованности начислений и расходования средств по нему. Источниками информации являются договоры, акты приемки, расчеты и справки бухгалтерии, ведомость № 70-АПК, журнал-ордер № 12-АПК.

Нераспределенная прибыль организации учитываются на счете 84 »Нераспределенная прибыль, (непокрытый убыток)». Сумма нераспределенной прибыли оставшейся после выплаты доходов учредителям организации, перечисляется с субсчета 84-1 «Нераспределенная прибыль отчетного года» на субсчет 84-2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

Нераспределенная прибыль прошлых лет может быть использована на финансирование вложений во внеоборотные активы и на другие цели. Поэтому в учетной политике организации необходимо подчеркнуть, что данная прибыль распределяется и используется:

1) согласно учредительным документам организации;

2) или согласно дополнительным решениям учредителей, акционеров организации или совета директоров.

Необходимость последнего варианта возникает в переходный период, когда темпы инфляции растут и перспективными программами невозможно точно спланировать потребность в средствах на нужды накопления, потребления и другие цели организации. Кроме того, по данной проблеме у организации часто возникают спорные отношения с различными органами контроля, когда нераспределенная прибыль используется с отклонением от условий, предусмотренных в учредительных документах.

Как уже сказано выше, что часть нераспределенной прибыли по решению учредителей (собственников, акционеров) может использоваться на производственное развитие организации: приобретение основных средств, оборудования и т.п., а другая часть - для осуществления социального развития и материального поощрения трудового коллектива организации.

Следует иметь в виду, что использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений не приводит к уменьшению имущества организации, а возрастающее сальдо по счету 84 свидетельствует о процессе накопления. Использование чистой же прибыли на потребление не приводит к образованию нового имущества.

Практика аудиторских проверок показывает, что вышеприведенные принципы использования чистой прибыли не всегда соблюдаются в организациях из-за незнания основ двойной записи. Многие счетные работники (особенно с большим стажем работы по старой системе учета) задают вопросы, почему при приобретении основных средства за счет чистой прибыли нераспределенная прибыль не снижается. Поэтому следует помнить, что использование чистой прибыли на потребление отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчеты с учредителями», 51 «Расчетные счета» и других. Использование же чистой прибыли на финансирование капитальных вложений не ведет к уменьшению остатка по счету 84 в балансе (см. табл. 14.2).

 

Таблица 14.2







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.