Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОУ ВПО «ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА»





ГОУ ВПО «ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА»

Коряжемский филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Исследование стрессоустойчивости руководителей среднего звена в условиях социального взаимодействия

(на примере администрации МО «Город Коряжма»)

Специальность 061100 «Менеджмент организации»


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

Глава 1. Стресс в повседневной жизни

§ 1. Понятие стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

§ 2. Причины стресса и его последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 2. Стресс менеджера

§ 1. Психологическая характеристика управленческой

деятельности менеджеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

§ 2. Факторы возникновения стресса менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

§ 3. Виды стресса менеджера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

§ 4. Синдром «выгорания» менеджера как одно из наиболее

распространенных последствий влияния стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

§ 5. Способы преодоления стрессовых ситуаций

и их предупреждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 3. Исследование влияния стресса на эффективность

управленческой деятельности (на примере администрации

МО «Город Коряжма»)

§ 1. Характеристика администрации МО «Город Коряжма»

Характеристика выборки испытуемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27



 

§ 2. Описание психологических методик и анализ

полученных результатов

2.1. Опросник В.В. Бойко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

2.2. Опросник ПВ («психологическое выгорание») . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

2.3. Опросник Басса-Дарки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

2.4. Тест Р. Кеттела (16 PF-опросник) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

2.5. Опросник Блейка-Мутона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

§ 3. Выводы и практические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Приложения


Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на примере администрации МО «Город Коряжма»)

Характеристика администрации МО «Город Коряжма». Характеристика выборки испытуемых.

Характеристика выборки испытуемых

Всего в исследовании приняло участие 20 человек – менеджеров среднего звена, являющихся руководителями отделов в администрации МО «город Коряжма»: 14 женщин в возрасте от 31 до 58 лет; 6 мужчин в возрасте от 37 до 49 лет. Средний возраст испытуемых на момент тестирования составил 43,5 лет.

Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (Табл. 1.). В качестве экспериментальной группы (n=10) выступили сотрудники, занимающие руководящие должности более семи лет. Их средний возраст на момент исследования составил 48 лет. Средний стаж работы руководителем – 12,5 лет.

Контрольную группу (n=10) составили менеджеры со стажем руководящей работы менее 7 лет. Их средний возраст на момент исследования составил 38,9 лет, а средний стаж работы руководителем 3,3 лет.

Таблица 1

Социально-демографическая характеристика испытуемых

 

№ п/п Пол Возраст Образование Должность Стаж работы руководителем
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Женский высшее зав. отделом
Женский высшее зав. отделом
Женский высшее зав. отделом
Мужской высшее зав. отделом
Женский высшее зав. отделом
Женский высшее зав. отделом
Мужской высшее зав. отделом
Женский высшее зав. отделом
Женский высшее председатель комитета
Женский высшее зав. отделом
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Мужской высшее зав. отделом
Женский высшее председатель комитета
Мужской высшее зав. отделом
Женский высшее начальник управления
Женский высшее зав. отделом
Мужской высшее председатель комитета
Женский высшее зав. отделом
Мужской высшее зав. отделом
Женский высшее председатель комиссии
Женский высшее председатель комиссии

 

Таким образом, из данных, приведенных в Таблице 1 следует, что усредненный представитель экспериментальной группы – это руководитель среднего звена в возрасте 48 лет, имеющий высшее образование и стаж работы в должности руководителя более 7 лет.

В отличие от экспериментальной, исследуемые в контрольной группе также имеют высшее образование и являются руководителями среднего звена, но они более молодые по возрасту (средний возраст составил 38,9 лет) и имеют меньший стаж работы в должности руководителя (в среднем 3,3 года).

Описание психологических методик и анализ полученных результатов

Все используемые в работе психологические методики были разбиты на три блока:

1 блок – методики, выявляющие психологические состояния человека в хронической стрессовой ситуации - опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика ПВ («психологическое выгорание»), опросник Басса-Дарки;

2 блок – методики, выявляющие личностные особенности испытуемых - тест Р. Кеттела;

3 блок – методики, выявляющие профессиональные качества руководителя (стиль управления) - методика Блейка-Мутона.

Объем исследований представлен в таблице 2.

Таблица 2

Объем проведенных исследований в администрации МО «Город Коряжма» (количество обследованных лиц)

Методики Экспериментальная группа Контрольная группа Всего
Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко
Опросник ПВ «психологическое выгорание»
Опросник Басса-Дарки
Тест Кеттела
Опросник Блейка-Мутона

 

Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (см. Приложение 1) - личностный опросник, предназначенный для диагностики такого психического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием неблагоприятных стресс-факторов.

Стимульный материал теста состоит из 35 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить признаки симптомокомплекса синдрома «выгорания»:

ü Неудовлетворенность собой. Недовольство собой, профессией,

конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

ü «Загнанность в клетку». Чувство беспомощности; состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

ü Редукция профессиональных обязанностей. Попытка упростить, облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

ü Эмоциональная отстраненность. Реагирование без чувств и эмоций. Свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

ü Личностная отстраненность. Незначительная заинтересованность в работе с людьми. Она не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

 

Анализ полученных результатов

Таблица 3

Анализ полученных результатов

Анализируя данные исследования по опроснику ПВ («психологическое выгорание»), следует подчеркнуть, что шкала эмоционального истощения рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания».


Таблица 4

Практические рекомендации по совершенствованию работы, направленной на повышение уровня стрессоустойчивости руководителей среднего звена МО «Город Коряжма»

1. Введение в штат должности психолога для работы с руководящим и рядовым персоналом.

2. Альтернативой введению в штат должности психолога может выступить обучение имеющихся управленческих кадров методикам профилактики и коррекции неблагоприятных проявлений профессионального стресса.

3. Оптимизация режима работы и дозирование нагрузки.

Проанализируем эффективность введения должности психолога.

Результаты представим в виде таблицы (табл. 7.)

Таблица 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить невозможно. Значительно труднее пытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; это стрессор, от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам хотелось бы) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс – это состояние повышенного напряжения организма, вызываемое каким-либо раздражителем-стрессором. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют физиологический и психологический виды стресса. Классическим примером психологического стресса является стресс менеджера. Таким образом, возникает необходимость изучения влияния стресса на эффективность работы управленческого персонала.

Доказано, что причиной стресса являются не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренний конфликт), а представления человека о том, что сможет он или не сможет справиться со стрессорами. Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими последствиями, а для другого – необходимым элементом жизнедеятельности.

В целом стресс менеджера имеет полифакторную этиологию, т.е. обусловлен многими причинами и носит комплексный характер. Стрессовыми факторами управленческого работника, прежде всего, являются: ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных; организация и контроль; одновременное, параллельное выполнение многих управленческих функций; публичный характер работы руководителя; правильная демонстрация своего статуса и власти; необходимость участвовать в управленческой политике и конкурентной борьбе.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее (эутостресс), так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие на организм, он снижает его адаптивные возможности. Стресс становится дистрессом, если он ведет к заболеванию. Положительная роль стресса в жизни человека в том, что он позволяет в короткий промежуток времени мобилизовать все силы организма на борьбу с опасностью, трудностями, препятствиями. Он позволяет обнаружить черты, свойства, которые в спокойных обстоятельствах вообще не проявляются. Пользу приносят лишь кратковременные отрицательные эмоции. Они, мобилизуя внутреннюю энергию, помогают, преодолевая трудности, достигать цели и, таким образом, улучшать настроение, самочувствие человека. Положительной функцией стресса объявляется эволюция ряда качеств, которая происходит только при сильном возбуждении. Однако острые и хронические стрессы опасны для жизни. Их следует избегать, не допуская перенапряжения нервной системы, за которым неизбежно следует целый букет болезней. Но постоянный «уход» от стресса – не выход, не панацея от болезней.

В настоящей работе проведено исследование уровня стрессоустойчивости руководителей среднего звена в условиях социального взаимодействия на примере администрации МО «Город Коряжма».

Цель исследования состояла в выявлении влияния стресса на поведение и личностно-профессиональные качества руководителей администрации МО «Город Коряжма», определяющие эффективность их деятельности, с последующей разработкой комплекса мероприятий по преодолению и профилактике стрессов.

Получены результаты, подтверждающие гипотезу. Обобщая сказанное, можно заключить, что в результате постоянного психоэмоционального напряжения руководителя и с увеличением стажа управленческой деятельности появляются признаки деформации личностных качеств и снижение уровня стрессоустойчивости, что, в свою очередь, влечет за собой снижение эффективности управления.

Следовательно, необходима целенаправленная систематическая работа по профилактике стрессов персонала с использованием практических рекомендаций, изложенных в работе.


[1] Опросник разработан Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.

ГОУ ВПО «ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА»

Коряжемский филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.