|
Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников.Наиболее известными и доступными для работы с детьми методиками обучения игре на саксофоне являются методические работы В.Д. Иванова, Д.А. Браславского, А.Б. Ривчуна и М.К. Шапошниковой. Не одно поколение учащихся музыкально-эстетических отделений общеобразовательных школ воспитывалось на основе методических разработок этих знаменитых отечественных музыкантов и исследователей в области духового исполнительского искусства. Остановимся на личностях этих исследований и особенностей их методических трудов более подробно. Иванов Владимир Дмитриевич (род. 1947, Нижний Новгород) – дирижер, кларнетист и саксофонист, педагог-методист, журналист. Доктор искусствоведения, профессор. В 1966 году окончил Горьковское музыкальное училище по классу кларнета, в 1973 – Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории, где учился по классу кларнета профессора Б.А. Дикова, по классу инструментовки и сочинения профессора Д.А. Браславского. В 1981 году окончил адъюнктуру Военно-дирижерского факультета (руководитель – профессор Б. А. Диков). С 1981 года начал вести класс кларнета и саксофона на Военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории, с 1989 – начальник кафедры духовых и ударных инструментов, доцент, с 1991 года – зам. начальника факультета по учебной и научной работе. В 1988 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне». В.Д. Иванов является автором книги "Саксофон", трех сборников "Этюды для саксофона", переложений пьес для саксофона, ряда научно-методических статей по обучению и исполнительству на духовых инструментах, в том числе на саксофоне, имеет публикации за рубежом. Готовится к изданию «Школа исполнительской техники саксофониста», которое адресовано прежде всего молодым саксофонистам, вступившим на тернистый путь музыканта-исполнителя. Вместе с тем материал книги может оказать теоретическую и практическую помощь педагогам, а также студентам музыкальных учебных заведений в подготовке к предстоящей самостоятельной педагогической деятельности. По мнению Владимира Дмитриевича, успех приобретения индивидуальных технических качеств как целого комплекса разнообразных навыков во многом зависит от любви к занятиям на инструменте, от желания постоянно совершенствовать свою игру, от удовлетворенности музыканта ее результатами. Стержнем занятий должна явиться правильная и целенаправленная их организация. В процессе непрерывного развития индивидуальной исполнительской техники саксофонисту необходимо хорошо усвоить музыкально-теоретические знания, навыки чтения с листа, игры наизусть, чистоты интонирования, ощущение красивого саксофонного звука. Большое значение будет иметь также накопление опыта игры в оркестре или ансамбле, изучение сольного репертуара. В данном пособии автором предлагаются общие методические ориентиры и педагогические установки, в основе которых лежит личный исполнительский и педагогический опыт. Работа дает возможность саксофонисту понять специфику академической культуры игры на инструменте, определить (самостоятельно или с помощью педагога) свой индивидуальный подход в занятиях на нем и в итоге стать хорошо подготовленным солистом или оркестровым музыкантом, а в дальнейшем, возможно, и мастером. Путь к намеченной цели лежит только через огромное трудолюбие, самоотдачу и творческую устремленность[8]. Методика Владимира Дмитриевича Иванова имеет напутственное слово для родителей начинающих музыкантов, и основные условия, необходимые для занятий. По мнению ученого, заниматься на саксофоне в домашних условиях желательно в обстановке, не позволяющей отвлекаться на различные посторонние шумы и раздражители. Комната должна быть хорошо проветрена и иметь оптимальную температуру 16 – 20°С, а также относительную влажность воздуха – приблизительно 35 – 60%. Большая влажность, как и повышенная сухость воздуха в жилом помещении, ухудшает работоспособность. Заниматься на саксофоне нужно только стоя, используя для расположения нот специальный пульт (подставку), который дает возможность фиксировать высоту по росту ребенка. Желательно первое время заниматься перед зеркалом для визуального контроля за игровой постановкой. Во время занятий следует обращать внимание на осанку: ведь саксофон довольно тяжелый инструмент и не всякий учащийся длительное время может выдерживать его весовое давление на мышцы и связочный аппарат, участвующие в игре. Несоблюдение этих условий может вызвать усталость, нарушение осанки головы, плеч, рук, ухудшение дыхания. Чтобы избежать мышечного перенапряжения, необходимо делать небольшие перерывы в игре по 2 – 3 минуты и постоянно следить за сохранением правильной игровой позы. В.Д. Иванов считает, что продолжительность занятий в первые два месяца обучения не должна превышать 40 – 50 минут. Целесообразно это время разбивать пополам, а внутри каждого блока можно делать небольшие перерывы. Игровая нагрузка должна возрастать постепенно: к концу второго месяца занятий она может увеличиться до одного часа тренировки, а через 3 – 4 месяца рекомендуется довести временной бюджет работы до полутора часов. Объем, порядок и интенсивность изучения музыкального материала определяет педагог по специальности. Конечно, физическая и временная дозировка домашних занятий может быть снижена (или временно прекращена) из-за плохого самочувствия, болезни, психологического спада и т. д. Устоявшийся режим домашней работы целесообразно дополнять оздоровительными и культурными семейными мероприятиями, выполнением утренней гигиенической гимнастики. При планировании домашних занятий необходимо учитывать особенности физического развития организма девочек, отличающегося от развития мальчиков. Так, у девочек отмечается меньшая скорость двигательной реакции, более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. В отдельные периоды игровые нагрузки могут вызвать усталость, вялость, снижение внимания, а порой и отсутствие желания заниматься на инструменте. В таких случаях требуется скорректировать режим занятий: уменьшить время занятий или сделать перерыв, создать благоприятный для девочки эмоциональный фон. В целом, как считает В.Д. Иванов, занятия на саксофоне не вредят организму девочки. Более того, они оказывают, так же как и у мальчиков, положительное воздействие на самочувствие в периоды их интенсивного физического роста[9]. Первая часть «Школы академической игры на саксофоне» – для обучения младших школьников игре на саксофоне, а вторая – для учащихся средних и старших классов музыкальных школ. В данной школе идёт сначала обращение к родителям. Кроме того, названы известные исполнители на саксофоне. Имеется информация и о том, какие мундштуки наиболее востребованы. Также здесь мы находим описание постановки при игре на саксофоне с приложением фотографий. Здесь описаны типы дыхания и атаки, дается характеристика дыхательным упражнениям. В.Д. Иванов рекомендует постепенно осваивать аппликатуру нот,от урока к уроку, примерно по три ноты за урок, причём от простых нот к более сложным. И главное, для каждого урока Владимир Дмитриевич сочинил специальные этюды, которые подкрепляют освоенные знания по аппликатуре. Также дается детальное объяснение всего того, что ребёнку необходимо знать для успешного овладения искусством игры на саксофоне (нотная запись, основные принципы занятий и др). В конце прилагаются ноты известных детских песен. Когда ребёнок их играет, у него возникает приятное ощущение того, что чему-тоон уже научился. Во второй части идёт дальнейшее объяснение аппликатуры. Здесь начинается освоение гамм, арпеджио, причём гаммы ограничиваются тремя знаками при ключе. И каждая освоенная гамма или нота подкрепляется этюдами. Браславский Даниил Абрамович (11 марта 1918 г., Киев — 10 февраля 1989 г., Москва) — советский композитор, дирижёр, профессор (1986), кандидат искусствоведения (1970). Д.А. Браславский в 1946 году окончил Московское Высшее училище военных капельмейстеров, по классу дирижирования Д.В. Свечкова и по классу инструментовки Б.Т. Кожевникова. В 1946–1953 годах проходил службу в военных оркестрах в качестве дирижера. В 1953–1956 годах являлся начальником оркестра штаба Закавказского военного округа. В 1956–1966 годах – дирижёр и художественный руководитель ряда профессиональных эстрадных оркестров и ансамблей. С 1966 года – преподаватель курса аранжировки для эстрадных оркестров на Военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории, с 1971 года – доцент, с 1986 года – профессор. Даннил Абрамович является автором книг «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» и «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров». Ученым написано множество музыкальных сочинений для эстрадного оркестра и ансамблей. Маргарита Константиновна Шапошникова, российская кларнетистка и саксофонистка, народная артистка Российской Федерации, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, профессоп военного института военных дирижеров. Родилась в Саратове в 1940 году. Училась по классу кларнета в саратовском музыкальном училище (окончила в 1959 году, класс преподавателя А. Урусова), затем — в ГМПИ имени Гнесиных у А.Л. Штарка и И.П. Мозговенко (окончила в 1964 году), совершенствовалась в ассистентуре-стажировке у Б.А. Дикова. В 1962 и 1963 годах М. Шапошникова завоевала премии на Международном конкурсе в Хельсинки и Всесоюзном конкурсе в Ленинграде. С середины 1960-х годов самостоятельно начала осваивать исполнительство на саксофоне, в начале 1970-х прошли первые ее сольные выступления. По инициативе Маргариты Шапошниковой в 1973 году класс саксофона был открыт в ГМПИ имени Гнесиных, где она работает и по сегодняшний день. Среди ее учеников — лауреаты российских и международных конкурсов. В репертуаре Шапошниковой — классические произведения для саксофона и многочисленные сочинения, посвященные ей современными авторами. Сегодня Маргарита Константиновна уже не выступает, как прежде, но преподает, дает мастер классы, участвует в жюри международных конкурсов, представляет там своих учеников. С 2015 года она работает на кафедре инструментов военного оркестра Военного института военных дирижеров. Маргарита Константиновна Шапошникова является автором сборника «Гаммы, этюды и упражнения для саксофона». Данное издание предназначено для 1-3 классов ДМШ. В методике М.К. Шапошниковой, в отличие от методики В.Д. Иванова, есть уклон на джаз. Но есть одна небольшая деталь. По мнению ученого, ознакомление с эстрадно-джазовой манерой исполнения следует начинать с учащимися, успешно справляющимися с основами академической игры[10]. В конце данного сборника есть упражнения в стиле свинг и упражнения в стиле би-боп. Затем идут другие выпуски этой хрестоматии. Это пьесы и ансамбли для 1-3, 4-5, 5-6 классов, построена эта хрестоматия по принципу повышения уровня сложности. Чем старше класс, тем больше сложностей, в том числе и в плане регистра и диапазона. Методика Маргариты Шапошниковой отличается более глубокой дифференциацией по классам. Ривчун Александр Борисович родился в 1914 году в семье старейшего российского военного капельмейстера Бориса Ривчуна (1876–1940). Начальные уроки игры на кларнете и саксофоне он получил от своего талантливого отца. На протяжении многих лет саксофониста Александра Борисовича Ривчуна приглашали для исполнения сольных партий в различные симфонические оркестры, в том числе и в оркестр московского Большого Театра. Александр Ривчун был энтузиастом и страстным пропагандистом музыки для саксофона, а концертный репертуар музыканта охватывал сочинения самых разных стилей и форм. Оставил после себя большое музыкальное наследие, массу замечательных записей, печатных работ по теории музыки, первую отечественную школу для саксофона. Был ведущим солистом (саксофон, кларнет) джаз-оркестров Александра Варламова, Александра Цфасмана и Леонида Утёсова. Впервые в СССР исполнил Концерт для кларнета Арти Шоу. Автор книг «Школа игры на саксофоне» и «40 этюдов для саксофона». Его сын Борис (род. 13 января 1947 года) стал композитором, педагогом и кларнетистом. В принципах методики А.Б. Ривчуна нет чёткого разделения между учениками различных классов, но есть аппликатура, гаммы и этюды. Материал располагается по классической схеме «от простого – к сложному». Таким образом, в данном разделе работы мы сделали попытку раскрыть наиболее востребованные методики обучения игре на саксофоне. Были раскрыты принципы изложения учебного материала В.Д. Иванова, М.К. Шапошниковой, А.Б. Ривчуна. Выводы по первой главе: В теоретической части исследования раскрыта история саксофона, дается характеристика основным представителям семейства этой оркестровой группы – саксофону сопрано, саксофону альту, саксофону тенору и саксофону баритону. Были обобщены особенности применения саксофона в детском духовом оркестре. Представлен анализ наиболее популярных и востребованных методик игры на саксофоне. Рассмотрены и проанализированы труды В.Д. Иванова, М.К. Шапошниковой, А.Б. Ривчуна. В результате исследования мы пришли к выводу, что наиболее удобно начинать заниматься на начальном этапе на саксофоне альте. Важнейшим фактором обучения ученика является оркестровая практика в духовом или эстрадном оркестре. Внедрение комплекса методических средств и приемов работы с начинающими учениками будет способствовать достижению необходимого результата.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|