|
Понятие и генезис преступлений, направленных на загрязнение окружающей среды.Прежде чем разобраться в понятии «экологическое преступление», нам необходимо рассмотреть, что же означает понятие «экология». «Экология» – от греческого oikos – дом и logos – учение. Термин, характеризующий понятие экологии, впервые ввел в научный оборот немецкий ученый – биолог Э. Геккель. Он использовал этот термин в труде «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.). «Под экологией, - писал он, - мы разумеем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». В дословном переводе экология означает «учение о доме, о местопребывании». Экология применяется для обозначения специальной науки о взаимодействии живых организмов, включая человека, между собой и средой обитания. Действующее уголовное законодательство не содержит такого понятия, как экологическое преступление. Принятое законодательством наименование главы 26 «Экологические преступления» УК РФ, несомненно, означает, что все предусмотренные в ней составы преступлений являются экологическими, то есть посягающими на окружающую среду. Вместе с тем законодательство не дает определения экологического преступления, предоставляя его разработку уголовной правовой науке Е.В. Овчаренко в монографии «Экологические преступления» предлагает следующую формулировку: «экологическим преступлением признается преступное деяние, нарушающее нормы природоохранного законодательства, и причинившее существенный вред какому-либо природному объекту». Профессор А.И. Долгова в книге «Преступность и реформы в России» дает следующее определение экологическим преступлениям: «общественно опасные, виновные, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания деяния (действия и бездействия), посягающие на общественные отношения по охране окружающей природной среды, рациональное использование ее ресурсов и обеспечение экологической безопасности государства и населения». Уголовный кодекс определяет преступление как деяние, запрещенное Кодексом в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты. Рассмотрим его основные признаки. Деяние – это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие – активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать. Общественная опасность – это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам). Преступление совершено виновно, – то есть при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние. Преступление – это наказуемое деяние. В Особенной части каждая статья Уголовного кодекса предусматривает определенное наказание за совершение того или иного запрещенного уголовным законом деяния. Окружающая среда – объект права пользования и правовой охраны, предусмотренный Законом об охране окружающей природной среды и другими нормативными актами экологической направленности. В литературе, официальных документах, законодательстве нередко употребляются и примыкающие к термину «окружающая среда» понятия. Это – «окружающая природная среда», «естественная среда», «природная среда», «среда обитания». Эти термины и понятия довольно близки, почти идентичны. Рациональное использование ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки); заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть в результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, а также в результате экологических преступлений. Вступивший в силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в истории уголовного законодательства нашей страны выделил экологические преступления в отдельную главу. В основе их объединения и классификации лежит общий объект посягательства – все общественные отношения, охраняемые законом в сфере взаимодействия общества и природы, то есть экологические общественные отношения. Предметом экологического преступления являются в зависимости от каждого состава компоненты окружающей среды – земля, атмосферный воздух, леса, водные и наземные животные, а так же радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы (при нарушении правил обращения с ними). Ответственность за экологические преступления предусмотрена в главе 26 УК РФ «Экологические преступления». К экологическим преступлениям относятся: - преступления, связанные с загрязнением окружающей среды (атмосферы, водоемов, в том числе моря, порча земли); - нарушения правил охоты и рыболовства; - нарушения правил обращения с опасными веществами; - нарушения правил охраны и использования лесных запасов; - нарушения, допускаемые при производстве работ; - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; - нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов природы. По данным преступлениям закон в основном предусматривает наказание в виде штрафов, исправительных работ и лишение права занимать определенные должности на установленный срок. Но по некоторым преступлениям предусмотрено наказание в виде лишения свободы – в случаях гибели людей, либо совершения преступления группой лиц или повторно. Экологическая проблема номер один в РФ - загрязнение окружающей среды. Различие экологического преступления от экологического правонарушения состоит в степени общественной опасности деяний, выраженной в посягательстве на сложившуюся систему общественных отношений, в размерах ущерба экосистемам и их компонентам, имуществу и здоровью людей, неоднократности посягательств. Особенность экологических преступлений в том, что по основным характеристикам значительная часть экологических преступлений является одновременно: 1) экономическими (связаны с незаконным использованием природных ресурсов); 2) насильственными (связаны с прямым нанесением вреда здоровью человека); 3) корыстными (например, браконьерство, контрабанда и т. п.). Экологическая преступность в России прогрессирует очень быстрыми темпами. Главным свидетельством социальной опасности посягательств на окружающую среду является их высочайшая вредоносность. Преступность - достаточно сложное явление, которое состоит из совокупности различных видов преступлений. Если преступление рассматривается с позиции уголовного права, то оно характеризуется отдельными элементами состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом каждое преступление рассматривается в отдельности от другого как самостоятельный объект исследования. Криминология - это наука о преступности, ее причинах, личности преступника. Криминология призвана находить пути и средства предупреждения преступности. Вырабатывать стратегию ее ликвидации. При этом особое место «в криминологии занимает проблема предупреждения преступлений - одного из главных направлений борьбы с преступностью в современном демократическом обществе». Наряду с понятием «экологическая преступность» существует и более широкое понятие «преступность в сфере экологии», которое включает помимо перечисленных в гл. 26 УК РФ и такие преступления, как нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ); жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ) и некоторые другие. За рамками гл. 26 УК РФ оказался также экоцид[1], который оценивается законодателем как особо тяжкое преступление против мира и безопасности человечества (ст. 358 УК РФ). Экологические преступления условно можно разделить на три группы: 1) нарушение конкретных правил экологической безопасности при специальных видах деятельности (ст. 246-349, 253, 255, 257, 259, 261, 262 УК РФ); 2) преступное загрязнение окружающей среды (ст. 250-252, 254 УК РФ); 3) незаконное завладение природными ресурсами (ст. 256, 258, 260 УК РФ)[2]. Большинство уголовно-правовых норм об экологических преступлениях по своей законодательной структуре являются бланкетными. Такая редакция диспозиций вызывает необходимость в каждом случае при установлении признаков состава соответствующего преступления, правоприменителю обращаться к обширному кругу законодательных, а чаще всего подзаконных нормативных актов. При криминологическом подходе преступление рассматривается, во-первых, в контексте одновременно условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определенный процесс, развертывающийся в пространстве и времени. Необходимость применения такого криминологического подхода к экологической преступности в настоящее время обусловлена тем, что масштабы человеческой деятельности уже не могут сосуществовать с благоприятной окружающей средой. А значит, необходимо регулировать взаимодействие человека и природы с целью предотвращения нанесения ей еще большего ущерба и, как следствие, сохранения человечества как вида. Поскольку экологические преступления относятся к той категории преступных посягательств, социальная опасность которых в целом не подтверждается официальными статистическими данными, то призванная отрасль и будет проводить криминологический анализ всего разнообразия окружающей среды, экологических кризисных явлений, возросших противоречий человека и окружающей среды, причин совершения экопреступлений и масштабов хозяйственного воздействия на окружающую среду. Если брать в пример Ханты-мансийский автономный округ-Югра (далее ХМАО-Югра), то можно сказать, что экологические преступления в данном округе достаточно распространены и по приносимому обществу ущербу нередко превосходят остальные виды преступлений. В то же время экологическая преступность в ХМАО-Югре, характеризуется высокой латентностью, поскольку не всегда попадает в официальную статистику, как не всегда известен и преступник, совершивший противоправное деяние. Например, причиной лесных пожаров чаще всего является человек, но виновников лесного пожара находят в редчайших случаях. Экологические преступления могут совершаться как индивидуально, так и группой людей, предприятиями и организациями. По вине экологических преступников погибают или заболевают массы людей (ядовитые выбросы на производстве, взрывы боеприпасов, разлив ядовитых веществ, загрязнение водных источников, сельскохозяйственных земель, атмосферы и т. п.), они приводят к резкому ухудшению качества среды обитания; истощению невозобновимых природных ресурсов; создают риск возникновения крупных техногенных катастроф; делают опасными для потребления продукты питания. В связи с тем, что развитие экономики и требования экологии не совпадают, происходят систематические нарушения, которые в конечном итоге могут привести к гибели природной среды[3]. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра играет значительную роль не только в Российском, но и в мировом экологическом балансе за счет обширной территории и огромного природно-ресурсного потенциала. Неблагоприятное качество окружающей среды, рост влияния негативных факторов среды обитания на здоровье населения автономного округа, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, истощение природных ресурсов и деградация природных комплексов являются основными причинами угрозы экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В современных условиях необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние угрозы экологической безопасности от источников, находящихся на территории других субъектов Российской Федерации и даже иностранных государств (например, экологически опасные объекты, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации, в частности на территории Тюменской и других областей, в Республике Казахстан и т.д.). Кроме того, объекты, находящиеся на территории автономного округа, могут быть источниками экологической опасности для других субъектов Российской Федерации, например, для Ямало-Ненецкого автономного округа. Неблагоприятное состояние окружающей среды создает угрозу устойчивому развитию автономного округа. Преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с опасными техногенными нагрузками на окружающую среду приводит к деградации естественных экологических систем, что ведет к дестабилизации окружающей среды, утрате ее способности поддерживать надлежащее качество, необходимое для жизнедеятельности общества в настоящее время и в будущем[4]. Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения. Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения. Мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению приводит к недооценке характера и степени общественной опасности нарушений природоохранительного законодательства. Особо актуальными являются научные исследования, нацеленные на поиск решений, способных уменьшить риск дальнейшего обострения экологической ситуации. К их числу следует отнести и те, которые способствуют развитию и совершенствованию уголовно-правового законодательства, играющего важную роль в правовом регулировании экологической сферы жизни современного общества. Изменение системы уголовно-правового законодательства РФ в этой области обусловлено новыми политическими и экономическими реалиями. Устранение существующих противоречий по целому ряду важных теоретических вопросов, к которым следует отнести и проблему объекта экологических преступлений, актуально и необходимо. Без этого будут оставаться нерешенными многие проблемы современного уголовного законодательства в области экологии (дефиниции, классификации и систематизации экологических преступлений). Нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, являются очень сложными. Для их реализации требуются обширные знания, определенный опыт. Только систематизированная законодательная база и правовые механизмы ее реализации создадут существенный барьер на пути распространения экологической преступности, представляющей угрозу для экологической безопасности всего человечества. Без помощи отлаженных уголовно-правовых и криминологических систем невозможно добиться сравнительно стабильной эколого-правовой обстановки. В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Исходя из вышеизложенного, можно дать четкую формулировку экологическим преступлениям, как предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения. Также можно дать понятие экологической преступности, как относительно массовое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности экологических преступлений, посягающих на отношения в сфере охраны окружающей среды, экологическую безопасность, экологические права граждан, защищаемые Конституцией РФ, и причиняющие или способные причинить вред окружающей среде и здоровью человека[5]. Экологические преступления представляют реальную угрозу национальной безопасности. Их последствия: катастрофическое ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда нации; образование зон экологического неблагополучия и бедствия; деградация и истощение запасов природных ресурсов (снижение плодородия почв, сокращение рыбных, лесных, топливно-энергетических ресурсов истощение минерального сырья); загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; ухудшение качества продуктов питания и товаров народного потребления; разрастание масштабов радиоактивного загрязнения; возрастание риска крупных экологических и техногенных катастроф; и др. Работа органов государства, призванных обеспечивать правопорядок в стране, должна сформировать у граждан сознание того, что каждое преступление будет раскрыто, а виновные понесут ответственность[6]. В современной Российской ситуации несовершенство экологического законодательства приводит к тому, что не обеспечиваются должным образом даже такие задачи, как защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; соблюдение прав человека; обеспечение элементарной экологической дисциплины; ответственность высших должностных лиц, субъектов федерации за противоправную экологическую деятельность; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения. Общая оценка состояния экологического законодательства и влияющих на его развитие факторов позволяет предположить, что даже широкомасштабная, принципиальная реформа не сможет дать ожидаемых результатов, если она натолкнется на отсутствие политической воли, финансовых средств, низкую правовую культуру граждан. В связи с этим можно сделать вывод о том, что для защиты природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий необходимо создать систему обеспечения экологической безопасности, а именно: - сформировать и реализовывать новые подходы к управлению природопользованием и охраной окружающей среды, безопасному использованию природных ресурсов, позволяющие исключить возможность деградации окружающей среды или по возможности минимизировать опасные последствия; - выработать и последовательно реализовывать единую долгосрочную политику в области обеспечения экологической безопасности, управления природопользованием и охраны окружающей среды, безопасного использования природных ресурсов. Принятия данных решений позволит выработать единый комплексный и системный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности не только в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре но и по всей стране, сформировать на ее базе эффективную систему управления в этой области, организовать координацию и взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, природопользователей и населения. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|