Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства ряда зарубежных государств, предусматривающего ответственность за загрязнение окружающей природной среды





Резкое повышение энергетической мощи и технической оснащенности человека коренным образом изменило его возможности и масштабы воздействия на природу. Практически во всем мире обостряется экологическая обстановка, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, ухудшается здоровье людей.

Масштабность экологических правонарушений вызывает особую тревогу не только в России, но и во всем мире, о чем свидетельствуют принятые международные документы. Так, 16 декабря 1966 принимается Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах, в котором закрепляется необходимость «добиваться наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов» (п.2 ст. 11). Позже в Венской декларации и Программе действий, принятыми Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., в ст. 11

указывается на недопустимость загрязнения окружающей среды54. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Декларации от 14 июня 1992 г., установила, что для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него (ст.ст. 1,3,7)55.

К числу основных международных документов по охране окружающей среды относятся также Всемирная хартия природы, принятая 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая возложила на все государства ответственность за сохранность планеты и ее окружающей среды и Декларация по окружающей среде и развитию, принятая Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. В Декларации, в частности, подчеркивается, что все государства обладают правом использовать свои природные богатства, проводить собственную политику по вопросам окружающей среды, но при этом они должны нести ответственность перед другими государствами за деятельность на своей территории, наносящую ущерб окружающей среде в других странах, информировать их о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных катастрофах, наращивать эффективность природоохранного законодательства, содействовать

недопущению на территории других государств деятельности в результате, который может быть нанесен серьезный ущерб окружающей среде или здоровью людей.

Рассматривая особенности национальных законодательств в области охраны окружающей природной среды, остановимся на характеристике посягательств на рассматриваемые отношения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Разные подходы к определению перечня таких деяний определяются различием традиций как в уголовном праве разных государств в целом, так и специфическими проявлениями этих традиций при выработке конкретных уголовно-правовых норм, направленных на защиту отношений в сфере охраны окружающей среды. Различия между уголовно-правовыми нормами, охраняющими окружающую среду, обусловлены также отличиями в механизмах привлечения к уголовной ответственности в разных странах, не одинаковым уровнем развития национальной экономики, и как следствие, неодинаковым развитием законодательства, стоящего на защите окружающей среды. При этом необходимо отметить, что начатое в середине прошлого века международное сотрудничество в этой области в значительной мере способствовало сближению на основе выработанных международно-правовых норм, внутреннего уголовного законодательства, призванногозащищать окружающую среду.

Особый интерес к изучению особенностей привлечения к уголовной ответственности за нарушения отношений в сфере охраны окружающей природной среды вызывает законодательство экономически развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. Одновременно ими накоплен большой опыт создания законодательства об охране окружающей среды. Это связано, прежде всего, с тем, что в этих странах высокоразвитая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика. Именно это и является основным фактором негативного воздействия на состояние окружающей среды. Уже в 60-х гг. состояние окружающей среды в них оценивалось как кризисное.

Защита вод и атмосферного воздуха от загрязнения решалась путем принятия актов органами местного самоуправления. В некоторых государствах законы принимались на национальном уровне. Примером может служить Закон Великобритании «О щелочном и других видах производства» (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов стал Закон о зловредности «Nuisance Act» (1875 г.), который и сейчас является основой природоохранной политики региональных властей.

Такая форма исков, как устранение зловредности, помех (nuisance), связанных с загрязнением воздуха или вод, или нарушения владения (trespass to land), применялись судами еще в средние века.

При характеристике источников права окружающей среды зарубежных стран мы пришли к выводу, что наряду с национальными законами и подзаконными актами, источниками права являются также правила, решения и директивы Европейского союза. Характерным для государств-членов Европейского Союза является законодательное, а в отдельных случаях, конституционное закрепление следующих составляющих:

- основных положений (принципов), закрепляющих приоритет

экологических интересов граждан;

- права граждан на благоприятную (здоровую) окружающую

(природную) среду;

- права на свободный доступ к экологической информации;

- экологических обязанностей граждан;

- возможности защиты экологических прав путем обжалования решений и действий в области охраны окружающей природной среды, так в судебном порядке.

Формирование современного законодательства об охране окружающей среды государства начинали преимущественно с принятия комплексных законов. Механизм правового регулирования включает требования к испытаниям токсических веществ, их производству, хранению, транспортированию, использованию и удалению. Масштабы производства опасных промышленных отходов, а также причинения реального и потенциального вреда окружающей среде при неправомерном обращении с ними предопределили принятие во многих государствах специальных законов о хранении, использовании и удалении отходов. Это: Закон об удалении отходов (Япония, 1971 г.),

Закон о хранении ядовитых отходов (Великобритания, 1972 г.), Закон об избежании и удалении отходов (ФРГ, 1972 г.), Закон о сохранении и переработке сырьевых ресурсов (США, 1976 г.), Закон о сбросах в океан (США, 1972 г.), Закон о национальной политики США в области охраны окружающей среды, который возложил на Президента США обязанность подготовки и предоставления ежегодного доклада о качестве окружающей среды. Аналогичные законы были приняты и в других странах.

Надо признать, что законодательное регулирование охраны окружающей среды в ряде стран достаточно детально расписано на законодательном уровне. В то же время есть и особенности правового регулирования в данной сфере. Так, например, в Нидерландах национальное законодательство традиционно носит рамочный характер. Органам исполнительной власти представлены широкие полномочия, развивать и детализировать в своих постановлениях общие положения законов. Однако, соблюдение практически любой экологической нормы можно обеспечить с помощью уголовных санкций. Вместе с тем в Нидерландах действует наиболее развитая в Европе нормативная структура охраны почвы и подземных вод. Ключевое значение имеет закон о защите почвы - Soil Protection Act, принятый в соответствии с директивой 80/86 «О защите подземных вод» (EU Directive 80/68 on Protection of Groundwater). На основе этого закона впервые в 1987 г. принят «Голландский список» (Dutch list), пересмотренный в 1994 г.

Этот список основан на принципе многофункциональности и содержит строгие стандарты допустимости загрязнения окружающей среды. Наиболее важным правовым документом для соблюдения экологического законодательства с помощью норм уголовного права является Закон об экологических преступлениях, который предусматривает такие санкции, как тюремное заключение, штрафы, временное закрытие предприятий или введение временного контроля администратора, а также опубликование судебного решения. Кроме того, могут быть приняты меры по восстановлению первоначальной ситуации, устранение нанесенного окружающей среде ущерба и конфискация доходов полученных в результате уголовно наказуемого деяния. Для расследования таких преступлений в Нидерландах, в соответствии с национальным природоохранным планом, принятым в 1989 г., создана региональная правоохранительная группа. Полиция Нидерландов в структуре общей службы имеет отдел особых законов, одним из направлений, деятельности которого является контроль за соблюдением экологического законодательства Важным аспектом охраны окружающей среды является промышленная безопасность. Так, в соответствии с Законом Франции 1976 г. «О зарегистрированных установках» осуществляется административный контроль промышленных объектов и отдельных установок, являющихся потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Цель Закона - обеспечение промышленной безопасности и предупреждение аварий на объектах, относящихся к категории опасных производств. К нормативным правовым документам в области охраны окружающей среды также относится Закон «Об отходах» (1996 г.) и другие законы, устанавливающие уголовную ответственность за деятельность без необходимого разрешения, за незаявленную деятельность или за неправильное толкование соответствующих положений разрешения. Но, прежде всего, они касаются повышения допустимых уровней загрязнения или отсутствия очистных установок.

В Германии охрана окружающей среды осуществляется законодательными актами, как на общефедеральном уровне, так и на уровне земель. Все предприятия ФРГ обязаны принимать предписанные федеральными и земельными законами надлежащие меры по защите окружающей среды. Борьба с экологическими преступлениями является целью каждого, кому может быть причинен ущерб. Отлаженный внутренний контроль на предприятиях всех отраслей промышленности помогает свести до минимума действия преступников. В случае нарушения предписаний в дело вступает уголовное законодательство. В 1980 г в Уголовный кодекс ФРГ были внесены изменения, так Законом от 28 марта 1980 г. обобщены важнейшие уголовно-правовые нормы экологического права в разделе 28, при одновременном расширении уголовно-правовой защиты окружающей среды (§§ 321-330).

Экологические преступления были особо выделены среди хозяйственных преступлений. В основном при привлечении к уголовной ответственности наказание назначается в виде денежных штрафов, а если назначается лишение свободы, то как правило, выносится условно.

Наряду с экологическими преступлениями, включенными в Уголовный кодекс ФРГ, уголовная ответственность за такие преступления имеется и в других законах. Так, например, в полицейской уголовной статистике регистрируются преступления, включенные в закон о соответствии продовольственных товаров требованиям гигиены и качества, в закон о лекарствах и в закон о производстве винных изделий, закон об охране природы животных, а также в закон о защите растений.

В связи с этим обязанность за привлечение к ответственности лежит не только на полицейских органах, но и на других государственных органах. Это подтверждают и авторы ряда работ об экологической преступности. Например, Тимм Клаус Юрген пишет, что раскрываемость экологических преступлений зависит не столько от полиции, сколько от органов государственной власти, компетентных в области экологического контроля. Он утверждает, что необходим «систематический, постоянный контроль за сливом отходов в реки и моря, постоянный контроль над выбросами очистных установок и установок для сжигания отходов, включая радиоактивные отходы». Такого же мнения придерживается и С. Франк, который считает, что те репрессии, которые осуществляются полицией, должны находиться в рамках законодательного предотвращения опасности и уголовных преследований, «профилактические же и контрольные мероприятия входят в компетенцию соответствующих специальных органов власти»

В США на страже охраны окружающей среды стоит 9 федеральных законов, кроме них в 50 штатах есть свои законы, а также действуют нормативные документы по охране окружающей среды на уровне города и округа. Так, Закон о консервации и восстановлении ресурсов был принят в 1976 г., известен как закон «РКРА»: обеспечивает то, что часто называют регулированием от «рождения до смерти» и касается вредных отходов, регламентирует деятельность производителей таких отходов, перевозчиков, собственников и тех, кто ответственен за хранение, должное обращение и захоронение. Производители и перевозчики должны придерживаться определенных стандартов при обращении с этими отходами и заполнять специальные формы, которые позволяют проследить за движением отходов от места их выработки до места переработки, хранения и уничтожения. Наиболее строго контролируются владельцы и операторы, связанные с этими предприятиями. Они обязаны осуществлять свою деятельность с учетом требований и разрешений, которые определяют их работы, включая меры по уничтожению отходов при несчастном случае. Приказы, предписывающие определенные действия в соответствии с нормами «РКРА», устанавливают строгий порядок мер, которые компания обязана выполнить. Такие же требования предъявляются и к предприятиям и заводам по производству ядерного оружия, принадлежащих правительству Соединенных Штатов. Еще один закон США, на наш взгляд, является одним из основных в сфере защиты окружающей среды от загрязнения – это Закон о контроле над токсическими веществами (ТСКА), основной целью которого является предотвращение производства или импорта новых химических веществ, которые наносят вред окружающей среде. Поэтому особым средством контроля за безопасным удалением опасных отходов является документ, называемый манифестом опасных отходов. Он заполняется производителем и обеспечивает взаимный контроль за движением опасных отходов.

Нельзя не вспомнить и такого Закона США как Закон о суперфонде (О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности – 1980 г.), целью которого являлось урегулирование отношений по выявлению и расчистке заброшенных и неконтролируемых свалок отходов.

Основная забота об экологии возлагается на специальное федеральное Агентство по охране окружающей среды, которое следит за неукоснительным соблюдением законов. Федеральные Агентства по охране окружающей среды устанавливают национальные стандарты для загрязнителей воздуха, дает разрешение на производство химикатов или их импорт и т.п. Именно это Агентство ежегодно возбуждает и передает в суд несколько сот уголовных дел.

Следует признать, что анализ иностранной литературы в области охраны окружающей среды позволил нам выявить некоторые подходы к пониманию в целом экологических преступлений в правовой системе США. Так, анализируя термин «экологическое преступление» пришли к выводу, что в литературе по-разному определяется его содержание, и единого понятия на сегодняшний день не существует. Как правило, авторы различных статей делают заключения, касающиеся данного термина, не раскрывая его суть. Например, «в последние годы усиливается судебное преследование индивидуумов и корпораций за экологические преступления»

Типичными являются утверждения, что «экологические преступления - это преступления, подвергающие серьезному риску общество и окружающую среду». Однако такое широкое определение вызывает массу вопросов и тогда можно и войну назвать экологическим преступлением, поскольку она подвергает общество и окружающую среду огромному риску. Авторы пытались раскрыть содержание термина, базируясь на общественном мнении. Так, в ходе опроса, проведенного в 1984 году на всей территории США, было предложено назвать, преступления в порядке уменьшения их опасности. Результат оказался следующим - экологические преступления занимают седьмое место, а впереди такие преступления как контрабанда героина и армейские грабежи. Анкетирование показало, однако, что респонденты под экологическими преступлениями подразумевали загрязнения химическими агентами воздушной и водной среды, но не угрозу, например, растительному, животному миру и др. Таким образом можно утверждать, что общее право, на котором базируется правовая система США имеет две концепции: природный (в смысле естественный) порядок и преступления против природы.

Первая свидетельствует о том, что существуют деяния, которые очевидно и с точки зрения морали являются преступными (убийство, разбой и др.). К ним примыкают деяния, которые негативно влияют на природный порядок (использование наркотиков, проституция и др.) и которые является моральной стороной социального порядка. Этот природный порядок не имеет отношения к природной среде. Термин же «преступления против природы» означает действия, которые нарушают моральные устои общества, например, понуждение малолетних к сексу и др. Таким образом, эти действия, опять таки относятся к преступлениям против естественного порядка, и никакого отношения не имеют к преступлениям против природной среды или экосистем. Спорным является вопрос, включают ли экологические преступления только те действия, которые непосредственно направлены на ухудшение качества окружающей среды или они включают также действия, которые потенциально причиняют вред окружающей среде. В таком случае, по мнению ряда авторов, даже убийство можно рассматривать как преступление против окружающей среды. Убийство - это преступление непосредственно против персоны, однако, если говорить об этнических чистках, где существование культуры ставится в опасное положение, можно говорить о преступлении против окружающей среды. Не решен вопрос и в части классификации экологического преступления по субъекту - физическое лицо или корпорация. Например, Нэнси Фрэнк и Мишель Линч предложили применять термин "зеленое преступление" к вредоносной деятельности корпораций. Они предлагают, кроме того, определять экологические преступления («преступлений против дикой природы»), как «нарушения уголовного права, предписывающего охранять дикую жизнь». Как правило, прокуратуры графств используют термин «экологическое преступление» в контексте федеральных экологических законов и подзаконных актов. Согласно им экологические преступления можно подразделить на три основные категории: 1)

нарушения условий лицензии, 2) нарушения предписаний нормативных актов и 3) действия, которые могут считаться незаконными, несмотря на имеющиеся предписания. Примером в отношении первой категории является нарушение условий разрешения на сброс или складирование отходов в большем количестве, чем это официально разрешено. Для перевозки опасных отходов законодательство предписывает иметь декларацию, в которой фиксируются все названия перевозимых отходов. Если осуществляется перевозка опасных отходов и водитель не имеет декларации, это нарушение второй категории. Кроме того, если компания, которой был нанят на работу шофер для перевозки таких грузов, не позаботилась о том, чтобы у него была декларация на отходы, также является нарушителем и, согласно законодательству графства, несет ответственность за экологическое преступление.

К третьей категории будет относиться действие по сбрасыванию опасных отходов в неположенном месте, например, посреди шоссе или в реку и другие запрещенные законом места, а также недозволенное время. Очень трудно дать единое определение многочисленным разновидностям экологических преступлений. Однако, в целом экологическое преступление можно охарактеризовать как деяние, совершенное с намерением причинить вред окружающей природной среде. Тем самым тенденция распространения уголовной репрессии на деяния, совершенные по неосторожности, но приобретающие все большую общественную опасность в силу увеличения их частоты и масштабов вреда, искусственно была пресечена законодателем. Этот момент был определяющим, например, в правовой системе США до издания федеральных законов в сфере охраны окружающей природной среды, когда местными департаментами здравоохранения, санитарными управлениями и другими административными органами были введены правила, предусматривающие уголовную ответственность независимо от умысла.

Лицо, причинившее вред окружающей среде, подлежало гражданской и уголовной ответственности независимо от наличия преступного умысла, поскольку наличие преступного умысла не являлось для законов о нарушении общественного порядка элементом преступления.

В Греции помимо ст. 24 Конституции основой законодательства в области окружающей среды является Закон 1650/1986, определяющий руководящие принципы разработки экологической политики, регламентация которой осуществляется на основании указов президента и нормативных актов министерств. Анализируемый закон охватывает широкий спектр экологических вопросов, в частности охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, земли и особо охраняемых природных объектов, утилизацию отходов и устанавливает юридическую ответственность за экологические правонарушения. Так, уголовные наказания включают в себя тюремное заключение, лишение свободы, наложение штрафов и принятие альтернативных мер. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей природной среды в Канаде осуществляется на основе природоохранительного законодательства, которое регулирует влияние хозяйственной деятельности на объекты окружающей среды. Контроль за охраной окружающей среды осуществляется на основе Законов Канады «Об охране окружающей среды» и «О рыболовстве». Вопросы охраны естественных природных объектов регулируется нормами Закона о дикой природе Канады и Законом об охране растительного и животного мира. Следует иметь в виду, что в Канаде большое значение имеют акты провинций, федеральное же законодательство, регулирующее восстановление загрязненных земель, только развивается.

Борьба с экологическими правонарушениями осуществляется природоохранительным органом при отделе канадского департамента по делам окружающей среды, в составе которого имеется соответствующая силовая структура. Он контролирует соблюдение норм, установленных законодательством об охране окружающей среды в Канаде. Основной функциональной обязанностью сотрудников отдела является инспектирование с целью профилактики экологических правонарушений.

В Чили в 1994 г. принят Закон № 19300 об окружающей среде, который определил основные направления государственной политики в области окружающей среды. Вместе с тем законодательство Чили в сфере защиты окружающей среды отличается от законодательства экономически развитых стран тем, что в нем отсутствует уголовная ответственность за посягательства на окружающую среду. По мнению Гарсиа Диас Фернандо в Чили отсутствует такое понятие как жертва экологического преступления, поскольку загрязнение окружающей среды, даже наносящее ущерб конкретным лицам, не считалось преступлением, следовательно, отсутствует и понятие экологического преступления. Однако следует отметить, что за ряд правонарушений в сфере экологии, законодательство Чили предусматривает уголовную ответственность. Так, например, за уничтожение леса путем поджога, а также за рыболовство в нерыболовный сезон. Ряд законопроектов сегодня находятся в стадии разработки, в том числе привлечение к уголовной ответственности за незаконный сброс отходов, незаконный ввоз в страну, а также прилегающие районы и особую экономическую зону радиоактивных материалов или отходов.

Контроль за соблюдением экологического законодательства в Чили возложен на Управление по экологической преступности, которое находится в подчинении Института криминологии. Анализ уголовного законодательства Японии позволил прийти к следующему выводу - японское уголовное законодательство представляет собой редкое по сравнению с другими развитыми странами сочетание континентального и общественного права. УК

Японии представляет собой модель Романо-германской системы права, специальные же уголовные законы являются выразителями преимущественно англосаксонского влияния.

Современное уголовное законодательство Японии образует не только УК, но и специальные уголовные законы, уголовно-правовые нормы не уголовного законодательства и нормативные акты местного значения. Специальных уголовных законов более тридцати. Такие

Законы содержат наказания как административные, так и уголовные.

Так, Основной закон о борьбе с загрязнениями окружающей среды был принят в 1967 г., а в 1993 г. был принят Основной закон об окружающей среде. Следует признать, что для Японии характерно при охране окружающей среды ориентироваться, во-первых, на разработку, в первую очередь, стандартов здоровья, дополненных ограничениями эмиссий для отдельных отраслей промышленности и видов производства. Во-вторых - разработка региональных (наряду с общенациональными) планов социально-экономического развития, которая проводится с учетом современных экологических императивов.

Масштабы производства опасных промышленных отходов, а также причинение реального и потенциального вреда окружающей среде при неправомерном обращении с ними предопределили принятие в Японии Закона об удалении отходов (1971 г.) нарушение норм которого влечет на ровне с другими видами ответственности и уголовную ответственность.

В Индии на основании норм Конституции, разработан ряд Законов и подзаконных актов, регулирующих экологические отношения. Важные законодательные положения о защите окружающей среды включены в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и в Закон об охране окружающей среды. Для соблюдения законности в Индии созданы особые подразделения, полицейские силы специального назначения и другие правоохранительные органы.

В УК Польши преступления против окружающей среды впервые криминализированы. Отдельно в самостоятельные уголовно-правовые нормы выделены деяния, причиняющие существенный вред таким природным объектам как вода, воздух, земля, растительный и животный мир. Особое внимание уделено преступным нарушениям обращения с опасными отходами и веществами, радиоактивными материалами и иными источниками ионезирующего излучения.

Так, например, уголовная ответственность по ст. 183 УК Польши наступает в случае, если лица вопреки правилам складирования, удаляют, перерабатывают, обезвреживают либо перевозят отходы или вещества в таких условиях или таким способом, что это может угрожать жизни или здоровью многих людей, уничтожить растительный или животный мир в значительных размерах. Срок наказания в таком случае от 3 месяцев до пяти лет. Если же виновный действовал неумышленно, то его ждет наказание в виде ограничения свободы либо лишение свободы

на срок до 2 лет. В том случае, когда лицо перевозит, собирает, складирует, выбрасывает или оставляет без соответствующего обеспечения безопасности радиоактивные материалы либо иной источник ионизирующего излучения, если это может угрожать жизни или здоровью человека или повлечь уничтожение растительного или животного мира в значительных размерах, ответственность наступает по ст. 184 УК Польши.

В ходе исследования нами были изучены также уголовные законодательства Республики Болгария, Сан-Марино, Италии, Голландии. Швейцарии, Китайской народной республики. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что независимо от экономического развития в этих странах уделяется внимание уголовно-правовой защите окружающей среды. Одни уголовные законы содержат разделы и главы, посвященные защите экологической безопасности, в других эти общественные отношения охраняются только отдельными уголовно-правовыми нормами. Вместе с тем, каждый из них отражает накопленный национальный опыт правотворчества, каждый из них отражает принципы международных документов регламентирующих защиту окружающей среды и принципы международного права.

Рассмотрим особенности уголовного законодательства некоторых государств, входящих ранее в состав СССР.

В уголовном законодательстве Республики Белорусь содержится ряд преступлений, предусматривающих ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды.

Обоснованность уголовной ответственности за экологические преступления основывается на ст. 46 Конституции Республики Белорусь, а также ряда Законов, в их числе Законы «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г., «О гидрометеорологической деятельности» от 3 июня 1999 г., «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г., Кодекс о недрах, Водный кодекс и др. Учитывая, что подавляющее большинство уголовно-правовых норм входящих в раздел IX главы 26 являются бланкетными, при квалификации преступлений, посягающих на окружающую среду необходимо применение норм указанных Законов. Особенность Уголовного кодекса заключается в том, что, во- первых, в примечании 1 к этой главе дано определение преступлений против экологической безопасности и природной среды. Во-вторых, особое внимание уделено характеристике субъективной стороны преступлений, описанию отношения виновного к общественно опасным последствиям. В ряде случаев законодатель делает специальные указания об умышленной или неосторожной форме вины.

Например, за нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами уголовная ответственность по ст. 278 УК РБ наступает в случае, если нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами производства и потребления совершено в течении года после наложения административного взыскания либо в том случае, когда лицо нарушая правила заведомо создавало угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде. Как видим, уголовное законодательство Республики Белорусь использует уголовно-правовые нормы с административной преюдицией.

Уголовная ответственность отягчается, если эти же действия совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекли умышленно или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ч.2 ст. 278 УК РБ). Если же по неосторожности в случае нарушения таких правил, причинена смерть человеку либо заболевание людей, ответственность наступает по ч. 3 ст. 278 УК РБ.

В УК Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. Также уделено внимание охране окружающей среды. Так, подлежит уголовной ответственности лицо, нарушившее правила обращения экологически опасных веществ им отходов. Данный вид преступления законодатель включил в главу 28 «Экологические преступления». Следует признать, что уголовно правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ им отходов в целом идентична ст. 247 УК РФ.

Среди мер юридической ответственности в противодействии экологическим преступлениям наряду с мерами административной и гражданско-правовой ответственности особое значение приобретает применение мер уголовной ответственности. Усложнение криминогенной ситуации в экологической сфере вызывает обоснованное стремление мировой общественности предотвратить преступления, связанные с загрязнением окружающей среды. Для обеспечения повышенного уровня контроля со стороны государств в сфере экологической безопасности внешней среды европейскими государствами принята Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного права, заключенная в Страсбурге 4 ноября 1998 г. и сыгравшая существенную роль в унификации уголовно-правового законодательства в области установления ответственности за экологические преступления. Важным шагом в направлении совершенствования уголовно-правовых норм на уровне Европейского союза явилось также принятие 19 ноября 2008 г. Директивы Европейского парламента и Совета "Об охране окружающей среды уголовным правом", содержащей значительное число новелл, которые должны быть учтены законодательством стран - участниц ЕС[19]

В ходе проведенного исследования уголовного законодательства ряда государтсв, позволило сделать вывод, что в принципе уголовные законодательства этих государтсв, в части защиты окружающей среды от опасных веществ и отходов схожи, за небольшими исключениями, которые не влияют на общий анализ.

Резюмируя анализ уголовного законодательства государств, входящих ранее в состав СССР следует отметить, что в большинстве своем в уголовных законодательствах этих государств нормы, ответственность по которым наступает за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, схожи по своим признакам.

Исключение составляет УК Республики Белорусь, где применяются нормы с административной преюдиции. Наряду с рассмотренными различиями в подходах к защите окружающей природной среды, заложенных в гражданско-правовых и уголовных нормах, непосредственно направленных на эти отношения в различных странах, значительные различия в этой области возникают из-за традиций и особенностей национальных уголовно-правовых систем в целом (например, различие в учении о составе преступления). Поэтому говорить о реальном сближении в результате международно-правового сотрудничества внутренних законодательств в этой сфере уголовно-правового регулирования несколько преждевременно.

Параллельно с развитием национальных законодательств в регулировании отношений по защите окружающей природной среды все более активно стали включаться международное право и различные международные институты, что было связано с необходимостью выработки единых стандартов поведения.

Изучение зарубежного уголовного законодательства даст возможность сделать аргументированные выводы и внести предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.