Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Арт – терапия в работе с дошкольниками.





Специальная документация детского практического психолога (перечень документов, их оформление).

Специальная документация – это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследования, коррекционные занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития. Из перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Остальные свободные (открытые) для доступа лиц, интересованных в информации.

Выписка. Считается внешним видом документации и оформляется по запросу частных лиц (родителей, педагогов), а так же по запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиники др.). Основным текстом выписки является часть психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а так же общие и специальные рекомендации. Должно быть две подписи: лица, проводившего диагностического обследование, и административное лица образовательного учреждения (заведующий, директор).При конкретизированном запросе в выписке должны быть определенные цель и средства психологического обследования, а в итоге – подтверждение либо опровержение по факту запроса.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно – эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличие общих или специальных способностей и о многом другом.



Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога. Встречается несколько вариантов психологического заключения.

1. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно – потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе».

2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а так же оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информационных данных о количестве воспроизведенных стихов, параметров роста, объем грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического).

Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе. Психологическое заключение должно быть структуировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психологического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразование), количественную и качественную динамику развития.

Психологическое заключение форма А (3-4 года); форма В (4-5 лет); форма С (6-7 лет).

В структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:

Общая характеристика возрастного развития (на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов), познавательное развитие ( на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции), личностно – эмоциональное развитие (познание общений, конфликтности), детская компетентность (актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов деятельности), готовность к школе (сформированности предпосылок к учебной деятельности), особенности развития, проблемы развития, прогноз развития, рекомендации.

Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е программы. В коррекционной карте отражаются ( Данные(ФИО, возраст), исходная проблематика(психологическое отклонение развития ребенка), тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые), средства (игровые, музыкальные и т.д.), срок коррекционных воздействий (количество занятий в цикле), рекомендации педагогам и родителям, динамика психологических изменений, выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Фиксация особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком – взрослым. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. К ним относятся: поведение реакций (мимика, пантомимика), вербальное сопровождение, эмоциональное состояние. Обязательным является (ФИО, возраст, дата и время проведения). Можно использовать диктофон.

Карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных а онтогенетическом аспекте. Включаются: анкетные данные, сведения о родителях, социально – бытовые условия, изменения в составе семьи, стили семейных взаимоотношений, особенности нервно – психологического развития, особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка. Может быть представлен в виде таблицы или свободного описания по выше перечисленным параметрам физического, нервно – психического и социального развития на разных возрастных этапах.

 

 

Арт – терапия в работе с дошкольниками.

Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.

Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать.

Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

Арт-терапия может использоваться, если у ребенка есть трудности с коммуникативными навыками, при психоматических расстройствах, для профилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, для развития эмпатии, при невротических и эмоциональных расстройствах, во время кризисных состояниях.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Музыкотерапия — это вид арт=терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

Танец — это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Эта терапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.

Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Драматерапия - разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.

Образно-ролевая драматерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Сущность психодрамы: состоит в том, что «актеры» играют не готовые роли, а свободно под руководством психолога, психотерапевта разыгрывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом психодрамы является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на «зрителей» психодрамы.

В изотерапии лечебное воздействие и коррекция достигается посредством изобразительной деятельности. В рамках этого метода могут использоваться уже существующие произведения изобразительного искусства для анализа и интерпретации детьми. А также используется побуждение ребенка к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. В терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

Песочная терапия. Песок нередко действует на детей как магнит. Песок обладает свойством пропускать воду. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе». Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи, и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается на психическую травму.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.