| 
			
			Общественно-экономические формации
			
			
 
 
  	
			Тема 1 Обществознание 
					Обществознание – это сводный учебный курс, содержащий основные выводы 
 современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке. 
   
   
 Система наук об обществе: 
   | Социальная философия
 |  Частные социальные науки
 |  Исторические науки
 |     | Изучают общество как
 целостную систему, общие законы его развития и функционирования.
 |  Изучают отдельные
 стороны жизни общества:
 - социология;
 - этика;
 - психология;
 - экономика;
 - этнология;
 - политология;
 - эстетика;
 - культурологи;
 - педагогика;
 - юриспруденция.
 |  Изучаю историю
 развития общества:
 - всеобщая история;
 - история культуры;
 - история права;
 - история науки;
 - история экономики;
 - другие.
 |        
   
     
   
   Что такое общество? Узкое значение: 
  
					Тема 2 Общество и его типы 
					  Этап исторического 
   Страна, государство 
   Объединение людей Группа людей, 
   развития человечества (тип социальной системы) Древневосточное общество, буржуазное 
 общество 
 Широкое значение: 
   (отдельный социальный организм) Всероссийское общество, американское общество 
   по интересам и целям 
   
   
 Спортивное общество, общество защиты животным 
   объединённых происхождением, ценностями Крестьянское общество, дворянское общество 
     Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней. 
 По способу социальной дифференциации (или расслоению) 
   Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования) 
   Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения 
     
					Общественно-экономические формации 
					  | Первобытность
 |  Рабовладение
 |  Феодализм
 |  Капитализм
 |  Коммунизм
 |     | Все равны
 |  Рабы и
 рабовладельцы
 |  Феодал и зависимые
 крестьяне
 |  Капиталист и
 пролетариат
 |  Первая фаза -
 социализм
 |        
   
					Модернизация (способ производства) 
					  | Доаграрное
 |  Аграрное
 (традиционное)
 |  Индустриальное
 |  Постиндустриальное
 (информационное)
 |     | Общество охотников
 и собирателей
 |  Скотоводство и
 земледелие
 |  Промышленность
 |  Информация и сфера
 услуг
 |        
   
					Тема 3 Сфера общественной жизни 
					Элементы (подсистемы) общества – это сферы общественной жизни, которые 
 взаимодействуют друг с другом. 
   | Экономическая С
 |  оциальная
 |  Политическая
 |  Духовная
 |     | Производственная В
 деятельность и у
 отношения в о процессе в производства с
 |  нутреннее
 стройство
 бщества и заимодействие оциальных групп
 |  Деятельность
 государства,
 политических и общественных организаций
 |  Развитие и
 взаимодействие
 общественного сознания, науки, искусства, образования
 |        
   
 Общественные отношения – это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. 
 Отношения: 
   Межнациональные отношения;   Общественные отношения; 
   Межличностные отношения. 
   
   
					Тема 6 Свобода 
					Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на 
 жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». 
 Личная неприкосновенность – это первая предпосылка (условие) свободы. 
   | Свобода
 |     | Естественное
 право человека
 |  Высшая ценность
 человеческой жизни
 |  Идеал (основная
 идея) либералов
 |  Одна из основных
 составляющих мирового стандарта демократии
 |     | Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
 |     | Объект свободы является критерием социального прогресса
 |      Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. 
   
   
 Условия существования свободы: 
   Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от 
 ответственности за использование ею; 
   Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной. 
   
   
   | Свобода в деятельности человека
 |     | Относительная свобода во
 внешних условиях жизни
 |  Абсолютная свобода во внутренней жизни
 |     | Человек ограничен
 природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
 |  В деятельности человека отсутствует внешние
 препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
 |      События истории, устанавливающие свободу: 
   Первая Конституция (США 1787г.); 
   Декларация прав человека (Франция 1789г.); 
   Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);   Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.). 
   
   
					Тема 7 Равенство 
					Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и 
   равными в своём достоинстве и правах». 
					Равенство 
					Идеал (основная идея) социалистов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии 
     
 Равноправие – это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем. 
   | Что понимают под равенством?
 |     | Равенство прав (равноправие) Р
 |  авенство в имуществе
 |  Равенство перед Богом
 |        
   
 Социальное равенство - это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе. 
   | Неравенство
 |     | Социальное
 |  Имущественное
 |     | Ведёт к образованию сословий
 |  Ведёт к образованию классов
 |        
   
					Тема 10 Деятельность 
					
					Что такое деятельность? 
					Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных: 
   |  
 |  Животное
 |  Человек
 |     | Взаимодействие с
 окружающей средой
 |  Приспособление к
 окружающей среде
 |  Приспособление и преобразование
 природных и социальных условий
 |     | Цель
 |  Задаётся инстинктом
 |  Задается не только инстинктом, но и
 ставится самим человеком
 |     | Поведение
 |  Целесообразное, т.е.
 сообразующееся с целью
 |  Целесообразное и целеполагающие
 (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
 |        
   
 Деятельность – это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды. 
   | Структура деятельности
 |     | Мотив– это
 побуждения к деятельности, связанные с удовлетворение м потребностей
 |  Цель– это
 осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
 |  Средство–
 это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы
 |  Действия– это
 проявление волеизъявления людей
 |  Результат–
 это конечный итог, завершающий деятельность
 |      Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество 
 в целом; 
 Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир. 
 Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель. 
     
 Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели. 
 Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать). 
 Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели 
 годятся не любые средства, а только благородные. 
   | Мотивы деятельности
 |     | Потребности –
 это
 испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития
 |  Социальные
 установки –
 это ориентация человека на что-либо.
 |  Убеждения – это
 эмоционально-
 ценностные отношения к действительности
 |  Интересы –
 это реальная
 причина действий, стоящая за мотивами
 |  Влечения – это
 психические
 состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)
 |      Действия по мотивам: 
   | Целерациональные
 |  Ценностно-
 рациональные
 |  Аффективные
 |  Традиционные
 |     | Характеризуются
 постановкой цели, а
 также средствами и предполагаемым результатом
 |  Характеризуются
 направленность
 ю и ориентацией на убеждения и ценности
 |  Характеризуются
 эмоциональным
 состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности
 |  Характеризуются
 зависимостью от
 длительной привычки
 |        
   
					Тема 14 Теория познания 
					Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний. 
 Источник познания – внешний мир, окружающий человека. 
   | Формы познания
 |     | Чувственное познание
 (познание с помощью
 органов чувств)
 |  Рациональное познание
 |  Иррациональное
 познание
 |       Ощущение;
   Восприятие;
   Представление.
 |    Понятие;
   Суждение;
   Умозаключение.
 |    Интуиции;
   Мистические
 «озарения»
 |     | Даёт представление об
 отдельных, внешних сторонах вещей
 |  Раскрывает внутреннюю
 природу вещей, их сущность, законы их развития
 |   
 |        
   
 Цель познания – в достижении истины в правильном, достоверном знании об окружающей действительности. 
					Процесс познания 
					  От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств. 
 Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки 
 предмета или явления. 
 Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий. 
 Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений. 
   | Философы
 |     | Эмпирики
 |  Рационалисты
 |     | Признают чувственный опыт источником знаний
 |  Считают разум основой познания
 |          
 Субъект познания – это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир. 
 Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель). 
 Правда – это истина в соотношении между людьми (Истина = правда). 
   | Истина
 |     | По содержанию
 |  По применению
 |  По форме
 |     | Объективна
 |  Конкретно
 |  Субъективна
 |     | Т. е. существует независимо от
 человека (от людей)
 |  Т. е. всегда относятся к
 определённой, конкретной области действительности в конкретные время
 |  Т.е. носителем
 истины является субъект
 |     | Относительная
 |  Абсолютная
 |   
 |     | Т. е. налицо
 неполное, ограниченное знание
 |  Т. е. полностью
 исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания
 |        
   
 Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира. 
   | Практика
 |     | Как материальное
 производство
 |  Как накопительный
 опыт
 |  Как научный
 эксперимент
 |      Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из 
 практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания. 
   | Роль практики в познании
 |     | Исходный пункт познания,
 или основа познания
 |  Движущая сила и цель
 познания
 |  Критерий истины
 |        
   
					Здравый смысл 
					Помогает ориентироваться в окружающей реальности Верно указывает направление и способ деятельности Противостоит выдуманным схемам и штампам 
 Не поднимается до уровня научного объяснения реальности 
 Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение 
 Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины 
 Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. 
   
   
 Социальное познание: 
 Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений. 
   |  
 |  Естествознание
 |  Обществознание
 |     | Объект
 познания
 |  Природа (объективно реальные
 вещи и их свойства)
 |  Общество (материальные и
 идеальные отношения людей, субъективный мир человека)
 |     | Выводы
 |  Иногда затрагивают интересы
 людей или отдельных групп в обществе
 |  Непосредственно затрагивают
 интересы каких-либо общественных сил, людей
 |     | Цель
 изучения
 |  Сходное, общее,
 повторяющееся в форме закона природы (закономерность)
 |  Люди, наделённые сознанием, со
 стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами
 |     | Форма
 постижения объекта
 |  Монолог (говорящий субъект,
 «природа молчит»)
 |  Диалог (говорящие субъект и
 объект; диалог личностей, текстов, культур и т.д.)
 |     | Методы
 исследования
 |  Различные
 |  Не все; некоторые ограничены или
 невозможны (наблюдения, эксперимент)
 |     | Знание
 |  Научно-утилитарное,
 прикладное, функциональное
 |  Ценностное (всегда есть оценка),
 эмоциональное, значимое
 |     | Истина
 |  «истина разум» (истина)
 |  «истина сердца» (правда)
 |          
 Самопознание: 
   Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. 
 Самопознание (познание особого объекта – самого себя) Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире. Представление о внешности 
 Создание образа – это активное восприятие себя 
 Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости 
 Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий 
 Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей 
 Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов 
   Особенности формирования самооценки: 
 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ); 
 2. Самооценка себя, через оценку других; 
 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. 
 Успех – это достижение чего-либо. 
 Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой 
 Деформация самооценки: 
   | Самооценка
 |  Причина деформации
 |     | Самооценка
 завышена
 |  Постижение возможностей и результатов деятельности других
 |     | Занижения уровня притязания
 |     | Самооценка
 занижена
 |  Завышение возможностей и результатов деятельности других
 |     | Завышения уровня других
 |        
   
					Тема 17 Искусство 
					  | Искусство
 |     | Узкое значение
 |  Широкое значение
 |     | Это одна из форм общественного сознания
 и специфическая духовно-практическая
 деятельность по освоению мира
 |  Это высокий уровень мастерства в
 любой сфере деятельности, указывает
 на красоту и совершенство её продукта
 |      Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности. 
   
   
   | Функции искусства
 |     | Повествовательная, познавательно-
 эвристическая
 |  Это знание и просвещение
 |     | Информационно-коммуникативная
 |  Это общение, обобщение, сообщение
 |     | Концептуально-рефлекторная
 |  Это философско-эстетический и художественно-
 эстетический анализ и диагноз состояния мира
 |     | Прогностическая, футурологическая
 |  Это предвосхищение, предсказание
 |     | Общественно-преобразующая
 |  Это духовно-практическая деятельность
 |     | Интеллектуально-нравственная
 |  Это фактор развития личности, её ценностно-
 смысловых ориентиров
 |     | Эстетическая
 |  Это развитие способностей художественного
 восприятие и творчества
 |     | Гедонистическая
 |  Это наслаждение
 |     | Психологическое воздействие на
 подсознание человека
 |  Это воображение, внушение, гипноз
 |        
   
   В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.
   | Художественные образцы
 |     | Пространственные (что В
 видим)
 |  ременные (что слышим)
 |  Пространственно-
 временные
 |       Архитектура;
   Скульптура;
   Живопись, графика;   Фотографии;
 |  Устное творчество;
 Музыка
 |    Литература;
   Театр;   Кино;   Цирк;
 |     | Различные виды искусства взаимосвязаны между собой
 |          
 Стили в искусства Запада: 
   | Романский
 X - XIII
 |  В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под
 влиянием античного, сирийского и арабского искусства.
 |     | Готический
 XIII - XVI
 |  Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах,
 обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
 |     | Барокко
 XVI - XVIII
 |  В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и
 слитность текучих, криволинейных форм.
 |     | Рококо
 XVIII
 |  В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная
 направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика.
 |     | Классицизм
 XVII - XIX
 |  Обращение к образам и формам античной литературы и искусства
 как к эталону.
 |     | Сентиментализм
 XVIII - XIX
 |  В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество.
 |     | Романтизм
 XIII - XIX
 |  Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами,
 мечтательностью.
 |     | Реализм
 XIX – XX
 |  Достоверность в воспроизведении действительности без
 искажения и приукрашивания.
 |     | Импрессионизм
 XIX
 |  Стремление передать непосредственное впечатление от
 окружающей среды живописными средствами.
 |     | Модерн
 XIX - XX
 |  Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и
 нагромождением декоративных элементов.
 |     | Авангард
 XX
 |  Художественное направление, объединяющее все новейшие,
 экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы.
 |        
   
					Тема 18 Религия 
					  | Первоначальные формы религии
 |     | Фетишизм
 |  Магия
 |  Анимизм
 |  Тотемизм
 |  Шаманизм
 |  Спиритизм
 |     | Поклонение
 неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства
 |  Действия и
 обряды для сверхъест. воздействия
 на окружающий мир
 |  Вера в
 душу и в духов и их влияние
 на людей
 |  Вера в
 таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями
 |  Вера в
 способность особых людей быть посредниками между
 людьми и
 духами
 |  Вера в
 посмертное существ. душ умерших и контакт с ними
 |        
   
 Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. 
 Ядром религии является вера. 
     
   | Религия
 |     | Родоплеменные
 |  Национальные
 |  Мировые
 |     |  
 |    Иудаизм;
   Конфуцианство;   Синтоизм;
 |    Буддизм;
   Христианство;   Ислам;
 |        
   
 Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии: 
   «Будда» - просвещённый (с санскрита) 
 Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды 
 1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло); 
 2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий, 
 наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.; 
 3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех); 
 4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»). 
 Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя. 
   
   
 Типитака (Типитака) – священная книга буддистов. 
   | С I в. направления (ветви) в буддизме
 |     | Хинаяна («узкий путь спасения»)
 |  Махаяна («широкий путь спасения»)
 |     | Признаёт Будду человеком, нашедший С
 путь спасению, большое значение имеет л
 личные усилия, упор на личное спасение д через уход от мира в монашество д б
 |  пастись может не только монах, но и
 юбой мирянин; необходимость спасать
 ругих, активная проповедническая еятельность, превращение Будды в ожество, усложнение обрядности
 |     | Шри-Ланка, Юго-восточная Азия С
 |  редняя Азия, Дальний восток
 |        
   
 Ислам с VII в. в Аравии: 
 Ислам – покорность (с арабского); Мусульмане – последователи ислама; Муслим – верный (с арабского); 
 Магометанство – устаревшее название мусульманства; 
 Коран – главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина – самые святые места. Бог – аллах; 
 Пророк – Мухаммед (Магомет); 
     
   | Основные вероучения: «пять столпов культа»
 |     | Вера в единство
 Бога и
 пророчество
 «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его»
 |  Обязательная
 молитва (салам,
 намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время
 |  Пост (саум,
 ураза) в
 течение месяца по лунному календарю (рамадан)
 |  Налог в пользу П
 бедных и
 неимущих
 (закят)
 |  аломничество
 в Мекку (хадж)
 к храму Кааба
 |      Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская 
 неверность. 
 Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты, 
 имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты. 
   
   
 Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог (один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. 
 Библия – свод книг священного писания; 
 Ветхий Завет – первая часть библии (39 книг); 
 Новый завет – вторая часть библии (27 книг); 
 Евангелие – главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства: 
   «Почитай отца и мать» 
   «Не убивай» 
   «Не прелюбодействуй»   «Не кради» 
   «Не произноси ложного свидетельства» 
   «Не желай ничего, что у ближнего твоего» 
   | Основные аспекты
 |  Православие
 |  Католичество
 |     | Организация
 церковь
 |  Автокефальная (самовозглавляемая,
 самостоятельная)
 |  Централизованная
 |     | Глава
 |  Патриарх (у каждой церкви свой)
 |  Папа Римский (единый для
 всех католиков)
 |     | Отношение с
 государством
 |  Цезарпапизм (государь выше
 патриарха, т. е. свыше светская власть выше)
 |  Папоцецаризм (Папа
 Римский выше государя, т. е. духовная власть выше)
 |     | Богопознания
 (ощущение Бога)
 |  Бог отделён от мира, непознаваем и
 неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен
 |  Бог познаваем (т.е. сошёл
 на землю); Бога можно описать словами
 |     | Главный
 праздник
 |  Пасха (конец земной жизни и
 начало небесной)
 |  Рождество (начало земной
 жизни)
 |          
 Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще. 
   | Формы атеизма (формы критики религии)
 |     | Межконфессиональная
 |  Свободомыслие
 |     | Это в рамках своей религии критикуется
 «чужая», «неправильная» религия
 |  Это свободная критика религии на
 основе человеческого разума
 |      Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать 
 никакой (т. е. быть атеистом) 
   
   
					Тема 19 Основа философии 
					Философия (с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах 
 развития природы, общества и мышления. 
 Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало: 
   Личная свобода граждан; 
   Свобода от физического труда; 
   Свобода от власти аристократии. 
 Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию. 
 Материальные явление – явления, существующие независимо от человека. 
 Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства). 
   | Название направления
 |  Учёные-философы
 |  Что
 первично
 |  Основной вопрос
 философии: Познаваем ли мир?
 |     | Материализм– это учение,
 рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи
 |  Фалес, Гераклит,
 Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс
 |  Материя,
 природа
 |  Мир познаваем
 |     | Идеализм– это учение,
 рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего
 |  Д. Беркли, Д. Юм, И.
 Фихте, Ф. Ницше
 |  Дух, идея,
 сознание
 |  Нет, мир не
 познаваем
 |     | Объективный
 |  Платон, Ф.
 Аквинский, Г.
 Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг
 |  Да, мир познаваем
 через познание
 абсолютной идеи, мирового разума
 |          
 Агностицизм – это учение, отрицающее возможность познания мира. 
 Агностика – это приверженцы агностики. 
 Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели. 
 Два основных метода мышления и познания: 
 Метафизика – это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив. 
   Диалектика материалистическая – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира. 
					Тема 20 Образование 
					  
   
   Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании») 
					Образование 
					  Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности 
   Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов 
   Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. 
 Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни. 
 Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях. 
   
   
   | Функции образования
 |     | Профессионально-
 экономическая
 |    Воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
   Переподготовка и повышение квалификации кадров;
   Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
 |     | Социальная
 |    Социализация и воспитание личности;
   Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
 |     | Культурно-
 гуманистическая
 |    Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям,
 социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
   Участие института образования в производстве новых знаний;
   Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
 |     | Политико-
 идеологическая
 |    Государственное регулирование деятельности институтов
 образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
   Контроль со стороны государственных институтов;
   Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
 |          
 Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование. 
   | Принципы образования
 |     | Принцип гуманизации
 |  Принцип
 гуманитаризации
 |  Принцип
 интернационализации
 |     | Большее внимание общества у
 личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями,
 переход от объект-субъективных отношений к субъект- объективным
 |  Усиление внимания
 общества к изучению социально- гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
 |  Создание единой
 системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости
 различных форм и систем
 обучения, проведение более активного обмена учащихся
 |        
 Система образования РФ: 
   | Дошкольное
 |   
 |  Ясли, детсад
 |     | Общее
 |  Начальное (1 – 4 класс)
 |  Общеобразовательная
 школа
 |     | Основное (5 – 9 класс)
 |     | Среднее (10 – 11 класс)
 |     | Профессиональное
 |  Начальное (НПО)
 |  ПТУ, лицей, училище
 |     | Среднее (СПО)
 |  колледж, техникум
 |     | Высшее (ВПО)
 |  университет, академия,
 институт
 |     | Послевузовское
 |        
   
					Тема 21 Наука и НТР 
					  
   
   | Признаки науки
 |     | Предмет изучения
 |  Системность знаний
 |  Специфические методы познания,
 связанные с сущностью предмета изучения
 |          
 Наука – одна из форм духовной культуры. 
   | Функции современной науки
 |     | Культурно-мировоззренческая
 |  Определяет мировоззрение, которое
 превращает в составную часть культуры
 |     | Непосредственная производительная
 сила общества
 |  Наука – это мощный катализатор
 процесса непрерывного совершенствования производства
 |     | Начинает выступать в качестве
 социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом
 |  Данные науки используются для
 разработки социально-экономических программ
 |        
   
 Классификация наук: 
   | Точные науки
 |  Технические
 науки
 |  Естественные
 науки
 |  Гуманитарные науки
 |     | Это науки о числах и
 количественных отношениях
 |  Это науки о
 технике и механизмах
 |  Это науки о
 природе
 |  Это науки об обществе
 |     | Математика,
 информатика
 |  Техника,
 металловеденье,
 физика
 |  Химия, биология,
 география,
 экология, генетика
 |  История, политология,
 эстетика, этика,
 экономика, социология
 |        
   
 По направленности и по непосредств
			 
		
			
					
 
 
 
 
  
 
 
 
 Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: 
 
  |