|
Общественно-экономические формации
Тема 1 Обществознание
Обществознание – это сводный учебный курс, содержащий основные выводы
современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Система наук об обществе:
Социальная философия
| Частные социальные науки
| Исторические науки
| Изучают общество как
целостную систему, общие законы его развития и функционирования.
| Изучают отдельные
стороны жизни общества:
- социология;
- этика;
- психология;
- экономика;
- этнология;
- политология;
- эстетика;
- культурологи;
- педагогика;
- юриспруденция.
| Изучаю историю
развития общества:
- всеобщая история;
- история культуры;
- история права;
- история науки;
- история экономики;
- другие.
|
Что такое общество? Узкое значение:
Тема 2 Общество и его типы
Этап исторического
Страна, государство
Объединение людей Группа людей,
развития человечества (тип социальной системы) Древневосточное общество, буржуазное
общество
Широкое значение:
(отдельный социальный организм) Всероссийское общество, американское общество
по интересам и целям
Спортивное общество, общество защиты животным
объединённых происхождением, ценностями Крестьянское общество, дворянское общество
Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней.
По способу социальной дифференциации (или расслоению)
Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования)
Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения
Общественно-экономические формации
Первобытность
| Рабовладение
| Феодализм
| Капитализм
| Коммунизм
| Все равны
| Рабы и
рабовладельцы
| Феодал и зависимые
крестьяне
| Капиталист и
пролетариат
| Первая фаза -
социализм
|
Модернизация (способ производства)
Доаграрное
| Аграрное
(традиционное)
| Индустриальное
| Постиндустриальное
(информационное)
| Общество охотников
и собирателей
| Скотоводство и
земледелие
| Промышленность
| Информация и сфера
услуг
|
Тема 3 Сфера общественной жизни
Элементы (подсистемы) общества – это сферы общественной жизни, которые
взаимодействуют друг с другом.
Экономическая С
| оциальная
| Политическая
| Духовная
| Производственная В
деятельность и у
отношения в о процессе в производства с
| нутреннее
стройство
бщества и заимодействие оциальных групп
| Деятельность
государства,
политических и общественных организаций
| Развитие и
взаимодействие
общественного сознания, науки, искусства, образования
|
Общественные отношения – это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
Отношения:
Межнациональные отношения; Общественные отношения;
Межличностные отношения.
Тема 6 Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на
жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность – это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода
| Естественное
право человека
| Высшая ценность
человеческой жизни
| Идеал (основная
идея) либералов
| Одна из основных
составляющих мирового стандарта демократии
| Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
| Объект свободы является критерием социального прогресса
| Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от
ответственности за использование ею;
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
| Относительная свобода во
внешних условиях жизни
| Абсолютная свобода во внутренней жизни
| Человек ограничен
природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
| В деятельности человека отсутствует внешние
препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
| События истории, устанавливающие свободу:
Первая Конституция (США 1787г.);
Декларация прав человека (Франция 1789г.);
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.); Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Тема 7 Равенство
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и
равными в своём достоинстве и правах».
Равенство
Идеал (основная идея) социалистов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Равноправие – это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Что понимают под равенством?
| Равенство прав (равноправие) Р
| авенство в имуществе
| Равенство перед Богом
|
Социальное равенство - это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Неравенство
| Социальное
| Имущественное
| Ведёт к образованию сословий
| Ведёт к образованию классов
|
Тема 10 Деятельность
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных:
| Животное
| Человек
| Взаимодействие с
окружающей средой
| Приспособление к
окружающей среде
| Приспособление и преобразование
природных и социальных условий
| Цель
| Задаётся инстинктом
| Задается не только инстинктом, но и
ставится самим человеком
| Поведение
| Целесообразное, т.е.
сообразующееся с целью
| Целесообразное и целеполагающие
(целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
|
Деятельность – это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности
| Мотив– это
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворение м потребностей
| Цель– это
осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
| Средство–
это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы
| Действия– это
проявление волеизъявления людей
| Результат–
это конечный итог, завершающий деятельность
| Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество
в целом;
Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели
годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности
| Потребности –
это
испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития
| Социальные
установки –
это ориентация человека на что-либо.
| Убеждения – это
эмоционально-
ценностные отношения к действительности
| Интересы –
это реальная
причина действий, стоящая за мотивами
| Влечения – это
психические
состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)
| Действия по мотивам:
Целерациональные
| Ценностно-
рациональные
| Аффективные
| Традиционные
| Характеризуются
постановкой цели, а
также средствами и предполагаемым результатом
| Характеризуются
направленность
ю и ориентацией на убеждения и ценности
| Характеризуются
эмоциональным
состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности
| Характеризуются
зависимостью от
длительной привычки
|
Тема 14 Теория познания
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.
Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Формы познания
| Чувственное познание
(познание с помощью
органов чувств)
| Рациональное познание
| Иррациональное
познание
| Ощущение;
Восприятие;
Представление.
| Понятие;
Суждение;
Умозаключение.
| Интуиции;
Мистические
«озарения»
| Даёт представление об
отдельных, внешних сторонах вещей
| Раскрывает внутреннюю
природу вещей, их сущность, законы их развития
|
|
Цель познания – в достижении истины в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Процесс познания
От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.
Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки
предмета или явления.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.
Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Философы
| Эмпирики
| Рационалисты
| Признают чувственный опыт источником знаний
| Считают разум основой познания
|
Субъект познания – это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.
Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель).
Правда – это истина в соотношении между людьми (Истина = правда).
Истина
| По содержанию
| По применению
| По форме
| Объективна
| Конкретно
| Субъективна
| Т. е. существует независимо от
человека (от людей)
| Т. е. всегда относятся к
определённой, конкретной области действительности в конкретные время
| Т.е. носителем
истины является субъект
| Относительная
| Абсолютная
|
| Т. е. налицо
неполное, ограниченное знание
| Т. е. полностью
исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания
|
Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Практика
| Как материальное
производство
| Как накопительный
опыт
| Как научный
эксперимент
| Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из
практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.
Роль практики в познании
| Исходный пункт познания,
или основа познания
| Движущая сила и цель
познания
| Критерий истины
|
Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности Верно указывает направление и способ деятельности Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины
Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Социальное познание:
Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
| Естествознание
| Обществознание
| Объект
познания
| Природа (объективно реальные
вещи и их свойства)
| Общество (материальные и
идеальные отношения людей, субъективный мир человека)
| Выводы
| Иногда затрагивают интересы
людей или отдельных групп в обществе
| Непосредственно затрагивают
интересы каких-либо общественных сил, людей
| Цель
изучения
| Сходное, общее,
повторяющееся в форме закона природы (закономерность)
| Люди, наделённые сознанием, со
стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами
| Форма
постижения объекта
| Монолог (говорящий субъект,
«природа молчит»)
| Диалог (говорящие субъект и
объект; диалог личностей, текстов, культур и т.д.)
| Методы
исследования
| Различные
| Не все; некоторые ограничены или
невозможны (наблюдения, эксперимент)
| Знание
| Научно-утилитарное,
прикладное, функциональное
| Ценностное (всегда есть оценка),
эмоциональное, значимое
| Истина
| «истина разум» (истина)
| «истина сердца» (правда)
|
Самопознание:
Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.
Самопознание (познание особого объекта – самого себя) Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире. Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов
Особенности формирования самооценки:
1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ);
2. Самооценка себя, через оценку других;
3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.
Успех – это достижение чего-либо.
Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой
Деформация самооценки:
Самооценка
| Причина деформации
| Самооценка
завышена
| Постижение возможностей и результатов деятельности других
| Занижения уровня притязания
| Самооценка
занижена
| Завышение возможностей и результатов деятельности других
| Завышения уровня других
|
Тема 17 Искусство
Искусство
| Узкое значение
| Широкое значение
| Это одна из форм общественного сознания
и специфическая духовно-практическая
деятельность по освоению мира
| Это высокий уровень мастерства в
любой сфере деятельности, указывает
на красоту и совершенство её продукта
| Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства
| Повествовательная, познавательно-
эвристическая
| Это знание и просвещение
| Информационно-коммуникативная
| Это общение, обобщение, сообщение
| Концептуально-рефлекторная
| Это философско-эстетический и художественно-
эстетический анализ и диагноз состояния мира
| Прогностическая, футурологическая
| Это предвосхищение, предсказание
| Общественно-преобразующая
| Это духовно-практическая деятельность
| Интеллектуально-нравственная
| Это фактор развития личности, её ценностно-
смысловых ориентиров
| Эстетическая
| Это развитие способностей художественного
восприятие и творчества
| Гедонистическая
| Это наслаждение
| Психологическое воздействие на
подсознание человека
| Это воображение, внушение, гипноз
|
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.
Художественные образцы
| Пространственные (что В
видим)
| ременные (что слышим)
| Пространственно-
временные
| Архитектура;
Скульптура;
Живопись, графика; Фотографии;
| Устное творчество;
Музыка
| Литература;
Театр; Кино; Цирк;
| Различные виды искусства взаимосвязаны между собой
|
Стили в искусства Запада:
Романский
X - XIII
| В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под
влиянием античного, сирийского и арабского искусства.
| Готический
XIII - XVI
| Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах,
обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
| Барокко
XVI - XVIII
| В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и
слитность текучих, криволинейных форм.
| Рококо
XVIII
| В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная
направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика.
| Классицизм
XVII - XIX
| Обращение к образам и формам античной литературы и искусства
как к эталону.
| Сентиментализм
XVIII - XIX
| В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество.
| Романтизм
XIII - XIX
| Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами,
мечтательностью.
| Реализм
XIX – XX
| Достоверность в воспроизведении действительности без
искажения и приукрашивания.
| Импрессионизм
XIX
| Стремление передать непосредственное впечатление от
окружающей среды живописными средствами.
| Модерн
XIX - XX
| Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и
нагромождением декоративных элементов.
| Авангард
XX
| Художественное направление, объединяющее все новейшие,
экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы.
|
Тема 18 Религия
Первоначальные формы религии
| Фетишизм
| Магия
| Анимизм
| Тотемизм
| Шаманизм
| Спиритизм
| Поклонение
неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства
| Действия и
обряды для сверхъест. воздействия
на окружающий мир
| Вера в
душу и в духов и их влияние
на людей
| Вера в
таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями
| Вера в
способность особых людей быть посредниками между
людьми и
духами
| Вера в
посмертное существ. душ умерших и контакт с ними
|
Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Религия
| Родоплеменные
| Национальные
| Мировые
|
| Иудаизм;
Конфуцианство; Синтоизм;
| Буддизм;
Христианство; Ислам;
|
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» - просвещённый (с санскрита)
Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло);
2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий,
наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.;
3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех);
4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»).
Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака (Типитака) – священная книга буддистов.
С I в. направления (ветви) в буддизме
| Хинаяна («узкий путь спасения»)
| Махаяна («широкий путь спасения»)
| Признаёт Будду человеком, нашедший С
путь спасению, большое значение имеет л
личные усилия, упор на личное спасение д через уход от мира в монашество д б
| пастись может не только монах, но и
юбой мирянин; необходимость спасать
ругих, активная проповедническая еятельность, превращение Будды в ожество, усложнение обрядности
| Шри-Ланка, Юго-восточная Азия С
| редняя Азия, Дальний восток
|
Ислам с VII в. в Аравии:
Ислам – покорность (с арабского); Мусульмане – последователи ислама; Муслим – верный (с арабского);
Магометанство – устаревшее название мусульманства;
Коран – главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина – самые святые места. Бог – аллах;
Пророк – Мухаммед (Магомет);
Основные вероучения: «пять столпов культа»
| Вера в единство
Бога и
пророчество
«Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его»
| Обязательная
молитва (салам,
намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время
| Пост (саум,
ураза) в
течение месяца по лунному календарю (рамадан)
| Налог в пользу П
бедных и
неимущих
(закят)
| аломничество
в Мекку (хадж)
к храму Кааба
| Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская
неверность.
Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты,
имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.
Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог (один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух.
Библия – свод книг священного писания;
Ветхий Завет – первая часть библии (39 книг);
Новый завет – вторая часть библии (27 книг);
Евангелие – главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства:
«Почитай отца и мать»
«Не убивай»
«Не прелюбодействуй» «Не кради»
«Не произноси ложного свидетельства»
«Не желай ничего, что у ближнего твоего»
Основные аспекты
| Православие
| Католичество
| Организация
церковь
| Автокефальная (самовозглавляемая,
самостоятельная)
| Централизованная
| Глава
| Патриарх (у каждой церкви свой)
| Папа Римский (единый для
всех католиков)
| Отношение с
государством
| Цезарпапизм (государь выше
патриарха, т. е. свыше светская власть выше)
| Папоцецаризм (Папа
Римский выше государя, т. е. духовная власть выше)
| Богопознания
(ощущение Бога)
| Бог отделён от мира, непознаваем и
неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен
| Бог познаваем (т.е. сошёл
на землю); Бога можно описать словами
| Главный
праздник
| Пасха (конец земной жизни и
начало небесной)
| Рождество (начало земной
жизни)
|
Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Формы атеизма (формы критики религии)
| Межконфессиональная
| Свободомыслие
| Это в рамках своей религии критикуется
«чужая», «неправильная» религия
| Это свободная критика религии на
основе человеческого разума
| Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой (т. е. быть атеистом)
Тема 19 Основа философии
Философия (с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:
Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда;
Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию.
Материальные явление – явления, существующие независимо от человека.
Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Название направления
| Учёные-философы
| Что
первично
| Основной вопрос
философии: Познаваем ли мир?
| Материализм– это учение,
рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи
| Фалес, Гераклит,
Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс
| Материя,
природа
| Мир познаваем
| Идеализм– это учение,
рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего
| Д. Беркли, Д. Юм, И.
Фихте, Ф. Ницше
| Дух, идея,
сознание
| Нет, мир не
познаваем
| Объективный
| Платон, Ф.
Аквинский, Г.
Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг
| Да, мир познаваем
через познание
абсолютной идеи, мирового разума
|
Агностицизм – это учение, отрицающее возможность познания мира.
Агностика – это приверженцы агностики.
Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.
Два основных метода мышления и познания:
Метафизика – это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.
Диалектика материалистическая – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.
Тема 20 Образование
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Образование
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.
Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Функции образования
| Профессионально-
экономическая
| Воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
Переподготовка и повышение квалификации кадров;
Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
| Социальная
| Социализация и воспитание личности;
Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
| Культурно-
гуманистическая
| Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям,
социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
Участие института образования в производстве новых знаний;
Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
| Политико-
идеологическая
| Государственное регулирование деятельности институтов
образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
Контроль со стороны государственных институтов;
Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
|
Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы образования
| Принцип гуманизации
| Принцип
гуманитаризации
| Принцип
интернационализации
| Большее внимание общества у
личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями,
переход от объект-субъективных отношений к субъект- объективным
| Усиление внимания
общества к изучению социально- гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
| Создание единой
системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости
различных форм и систем
обучения, проведение более активного обмена учащихся
|
Система образования РФ:
Дошкольное
|
| Ясли, детсад
| Общее
| Начальное (1 – 4 класс)
| Общеобразовательная
школа
| Основное (5 – 9 класс)
| Среднее (10 – 11 класс)
| Профессиональное
| Начальное (НПО)
| ПТУ, лицей, училище
| Среднее (СПО)
| колледж, техникум
| Высшее (ВПО)
| университет, академия,
институт
| Послевузовское
|
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки
| Предмет изучения
| Системность знаний
| Специфические методы познания,
связанные с сущностью предмета изучения
|
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки
| Культурно-мировоззренческая
| Определяет мировоззрение, которое
превращает в составную часть культуры
| Непосредственная производительная
сила общества
| Наука – это мощный катализатор
процесса непрерывного совершенствования производства
| Начинает выступать в качестве
социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом
| Данные науки используются для
разработки социально-экономических программ
|
Классификация наук:
Точные науки
| Технические
науки
| Естественные
науки
| Гуманитарные науки
| Это науки о числах и
количественных отношениях
| Это науки о
технике и механизмах
| Это науки о
природе
| Это науки об обществе
| Математика,
информатика
| Техника,
металловеденье,
физика
| Химия, биология,
география,
экология, генетика
| История, политология,
эстетика, этика,
экономика, социология
|
По направленности и по непосредств
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|