Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не принимайте недостатки и ошибки детей на свой адрес или слишком серьезно.





Ошибки – это естественная, неизбежная часть процесса обучения. Если атмофера раскованная и позитивная, то дети не будут бояться экспериментировать с тем новым, что они узнают. Если же над их ошибками будут смеяться, то дети не будут даже пытаться пробовать что-то новое. Любые самостоятельные усилия, в особенности непосредственно связанные с сознанием Кришны, – это огромный успех, независимо от их результата – именно в таком свете должны смотреть взрослые на самостоятельные усилия своих детей.

Обращайте свое внимание на поведение детей, которое вы хотите стимулировать и игнорируйте нежелательное поведение.

Обусловленные души хотят внимания. Если хорошее поведение ребенка останется незамеченным, то он будет склонен полагать, что он сможет получить больше внимания, прибегая к плохому поведению. Обращайте на ребенка внимание, когда он ведет себя хорошо, и это вдохновит его продолжать вести себя так дальше. Похвала должна быть своевременной, искренней и не избыточной:

«Ты уже в течение недели повторяешь 16 кругов».

«Мне очень нравится, как у тебя получилось!»

«Молодец! Здорово».

«Я вижу, что ты стараешься».

При этом следует избегать негативных «довесков» в конце похвалы, типа:

«Ты хорошо прочитал сегодня джапу. Раз в сто лет»

«Наконец­­-то ты решил вымыться. Себе же на пользу!»

«Ты собрался вовремя. Не могу поверить – уже второй день подряд!»

Без необходимости следует избегать грубых поощрений: игрушек, сладостей и т.д. Следует избегать поощрений (и порицаний) в сравнении с другими детьми, типа:

«Ты сегодня получил больше всех пятерок. Молодец!»

«Наконец-то ты обогнал Кришнадаса!»

Единственное, с кем можно сравнивать ребенка, это с его собственными же результатами в прошлом:



«Сегодня ты прочитал джапу быстрее, чем вчера!»

«Я рад, что ты выучил еще один стих из Бхагавад-гиты»

Похвала увеличивает свое воздействие, если совершается перед человеком, которого ребенок очень уважает – перед духовным учителем или каким-либо другим старшим преданным. Похвала перед сверстниками может порождать зависть, в особенности это касается всевозможных призов, дипломов и т.д (сравнение с другими). Чрезмерная же похвала может порождать гордость. Похвала может быть не только словесной, но и невербальной: улыбка, взгляд, кивок головой и т.д.

Все описанные выше рекомендации являются следствиями такой характеристики преданного, как милосердие и доброта к менее продвинутым. На негативное же поведение со стороны других (гнев, зависть, жадность и т.д) Шримад Бхагаватам рекомендует реагировать лишением внимания, упекша. Это самое сильное и действенное наказание, которое может получить ребенок. Рамананда Рай говорит, что нет в мире большего несчастья, чем разлука с преданными Господа.

Существует два вида негативных последствий любых поступков: естественные и логические. Естественные – это те, что сами собой вытекают из совершенного проступка. Если вы не будете поливать посаженные семена, то они не вырастут. Если вы не будете повторять джапу, вы не будете продвигаться духовно. Если вы причиняете неприятности другому человеку, то у него естественно не будет желания с вами общаться. Таким образом, лишение внимания – это естественное последствие плохого поведения.

Одной из граней того же принципа является игнорирование плохого поведения ребенка и замещения его на хорошее. Например, если ребенок случайно подхватил на улице какие-то дурные выражения, не следует слишком заострять на них внимание. Можно раз спокойно объяснить, к каким естественным последствиям может привести использование этих выражений (тамогуна приводит к болезням, ссорам и т.д.). И затем просто не реагировать на них, занимая ум ребенка чем-то позитивным. В конце концов, все материальное быстро надоедает, если искусственно не подогревать это.

Вообще важно не просто говорить: «не делай что-либо». Важно сказать и объяснить, что именно и как нужно делать. Мало сказать: «Не дрыгай ногой» – нужно добавить: «Скрести ноги и сиди спокойно». Мало сказать: «Не кидайся камнями», важно добавить что-нибудь типа: «кидать камешки можно только вот в эту стенку (или мишень) и только, когда вокруг никого нет». Это некоторые из следствий принципа усиления желательного поведения и игнорирования нежелательного.

Иногда в дополнение к естественным последствиям можно прибегать к логическим аргументам. Например, если ребенок не делает домашнюю работу вовремя, ему придется делать это вместо прогулки. Если он сломает магнитофон, то может лишиться возможности слушать его в течение недели. Если он намусорил в комнате, то мытье полов во всей квартире два раза в день в течение трех дней может быть одним из логических последствий.

Меры наказания не должны унижать достоинство ребенка, и наказание всегда должно быть справедливым. Шрила Прабхупада был в целом против телесных наказаний. Он говорил, что можно «грозить палкой, но не использовать ее». Физические наказания утверждают авторитет сильного, а не авторитет мудрого.

Наказания всегда должны применяться, усиливаясь от легких к сильным. Если вы сразу прибегнете к сильным мерам, то что вам останется, если вас в очередной раз не послушаются?

Ребенок должен всегда знать, за что его наказывают. И хотя расстояние по времени между проступком и наказанием должно быть как можно меньше, ребенок должен быть в достаточно спокойном состоянии, чтобы понять, за что его наказывают.

Избегайте наказаний за послабления в преданном служении: за недочитанные круги, сон на лекции по Бхагаватам и т.д. Если в сознании ребенка с этими видами деятельности в сознании Кришны свяжутся отрицательные эмоции, ему вряд ли захочется делать это в будущем самостоятельно. Прибегайте к мерам вдохновления и поощрения за успех. По той же причине, избегайте использования преданного служения в качестве мер наказания: чтения дополнительных кругов, заучивания дополнительных шлок и т.д. Это некоторые из технических рекомендаций по использованию дисциплины в сознании Кришны. Но поскольку искусственно всех технических приемов никогда не упомнишь, общий рецепт успешных мер дисциплины для взрослого все тот же: тринад апи суничена… быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, лишенным ложного престижа и готовым оказать почтение другим. А основой этого является хорошая садхана и внимательное повторение своих 16 кругов.

Задание 31. Кто не несет ответственность за воспитание детей в сознании Кришны?

Задание 32. Каковы основные возрастные этапы воспитания детей и чем они характеризуются?

Задание 33. Объясните, что такое неосознанное обучение собственным примером.

Задание 34. Каковы характеристики обучения в трех стихиях материальной природы?

Задание 35. Чем будут отличаться результаты обучения в стихии благости от обучения в сознании Кришны?

Задание 36. Каким образом следует поощрять желательное поведение учеников?

Задание 37. Что такое естественные и логические последствия?

Задание 38. Что является основной мерой наказания в сознании Кришны?

Задание 39. Каковы основные правила правильного использования мер наказания?

Самскары и другие церемонии.

Значение самскар.

Слово «самскара» имеет два значения. Одно из них – это «совершенная деятельность». Другими словами, самскары – это ритуалы, целью которых является помочь человеку достигнуть совершенства в жизни. Другое значение слова самскара – это «отпечаток», образ, глубоко запечатлевшийся в уме. В своем сердце мы храним миллионы самскар, накопившихся за множество жизней в этом материальном мире. Некоторые из них находятся на поверхности нашего сознания – как знания или воспоминания каких-то звуков, образов и т.д. из прошлого. Некоторые находятся в глубине – как семена подсознательных материальных желаний. Новые яркие впечатления могут вытеснять из сознания старые, а могут «выуживать на поверхность» схожие переживания, которые мы испытали в прошлом.

На этом основан метод сознания Кришны. Занимаясь позитивной, «вкусной» деятельностью в сознании Кришны, мы, с одной стороны, замещаем ею склонности к материальной деятельности. Вместе с этим сознание Кришны – это вещь, которая уже хранится в нашем сердце, это самскары, хранящиеся в самых глубинах нашего подсознания. В настоящее время они завалены кучей хлама материальных самскар, но, занимаясь преданным служением, мы вытягиваем их на поверхность.

Ведические самскары знаменуют начало фундаментальных периодов в жизни человека: рождение, начало обучения, получение посвящения, вступление в брак и т.д. Эти периоды имеют место в жизни любого человека, и то, как они начинаются, будет существенно влиять на весь дальнейший ход этого периода – своего рода маленькие «рождения». Это своего рода возможность начать новую жизнь. Повседневным примером этого является наша утренняя программа. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что как (в каком сознании, с каким качеством и количеством) вы прочитаете утром джапу, то так весь день и пройдет. Негативные тенденции можно преодолеть при помощи вкуса в сознании Кришны, но сопротивление придется испытывать порядочное.

Если в жизни обычного кали-южного человека эти периоды начинаются когда получится и как получится, то ведическая культура предписывает цивилизованному человеку подходить к этим ключевым моментам осознанно и ответственно. Человеческая жизнь очень редка и ценна, чтобы играть в «гусарскую рулетку» (это когда гусары на привале рассаживались вокруг костра и бросали в него патрон: на кого Бог пошлет). Последствия необдуманных поступков могут быть необратимыми и непредсказуемыми. Вспомните, например, как у Кашьяпы и Дити родились два случайно зачатых ребенка: демоны Хираньякша и Хираньякашипу.

Поэтому цель вайшнавских самскар в том, чтобы начало этих важных периодов происходило в самых благоприятных обстоятельствах и оставляло яркий позитивный след на всю оставшуюся жизнь. Всего существует десять основных самскар плюс погребальные ритуалы:

1. Виваха (бракосочетание).

2. Гарбхадхана (ритуал зачатия).

3. Пумсавана (церемония, закладывающая в ребенке возвышенные качества)

4. Симантоннаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к духовным энергиям Кришны).

5. Джата-карма (рождение).

6. Нама-карана (наречение именем).

7. Анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть злаков).

8. Чуда-карана (первое подстрижение волос).

9. Видьярамбха (начало учебы).

10. Упанаяна (инициация).

11. Антьешти-крия (погребальные ритуалы).

В соответствии с ведической традицией, чтобы такие особые события оставили яркий благоприятный отпечаток в сердце человека, они должны включать в себя три составляющих: ягья (жертвоприношение), тапа (аскеза) и дана (благотворительность). В разделе карма-канда эти составляющие совершаются с целью достижения материального благополучия. В жизни же преданного эти события проходят в сознании Кришны с целью обретения любви к Богу.

Ягья в сознании Кришны означает в первую очередь санкиртана-ягью. Позаботьтесь, чтобы во время церемонии собралось как можно больше преданных и они устроили чудесный киртан, пели бхаджаны и т.д. Вы можете также организовать харинаму или отправиться на распространение книг – все это также относится к санкиртана-ягье. Эта ягья является универсальной. Господь Чайтанья говорит, что она не зависит ни от места, ни от времени, ни от обстоятельств. Поэтому даже если вы живете в глухой деревне в сибирской тайге, вы можете провести эту ягью. Если у вас есть возможность, то следует дополнительно провести (или организовать проведение) огненного жертвоприношения, соответствующего событию. Но если это слишком затруднено, то санкиртана-ягьи будет достаточно – в конце концов, Кришна обращает внимание на нашу искренность, и если мы искренни, то результат будет тем же самым.

Тапа подразумевает совершение аскезы. Для преданного это: дополнительное чтение джапы, книг Шрилы Прабхупады, экономия времени на еде (какой-нибудь пост до полудня) в пользу дополнительной духовной практики, проповедь, служение вайшнавам и т.д. То есть аскеза – это не просто отречение от чувственных наслаждений, а позитивное занятие этого времени в духовной практике. Поэтому у преданных все аскезы «сладкие».

Дана – это благотворительность. Самой лучшей благотворительностью является устроить пир для преданных. Если позволяют средства, можно накормить прасадом и других. Можно пожертвовать что-либо в храм. Если вы совершаете огненную ягью, то должны сделать какое-то пожертвование жрецу. Если вы обращаетесь за помощью или советом к астрологу, то также должны сделать какое-то пожертвование. Это делается по средствам, но от чистого сердца: чем больше мы отдаем, тем больше милости мы получим. Самскары проводятся очень редко, поэтому к ним следует заранее готовиться, чтобы не приходилось экономить на духовном росте – своем или членов своей семьи.

Таким образом, самскары может и должен проводить каждый ответственный преданный. В силу обстоятельств иногда ритуалы могут быть упрощены, но если есть возможность совершить все в полном соответствии с предписаниями шастр, и мы уклоняемся от этого из-за лени, такое поведение попадает под категорию ниямаграха – намеренному пренебрежению правилами и предписаниями, которое пагубно сказывается на преданном служении.

Самскары можно проводить одновременно для нескольких семей. Иногда в один день разные семьи могут проводить разные самскары. Тогда общие компоненты (киртан, пир, начальные и заключительные подношения огненного жертвоприношения и т.д.) проводятся вместе, а вместо основной церемонии одной самскары последовательно выполняются церемонии нескольких. Например, сначала церемония наречения именем одного ребенка, затем шимантанаяна для другой пары и т.д. Больше двух разных самскар за один раз, как правило, бывает проводить сложно.

Огненные жертвоприношения.

Перед тем, как перейти к непосредственному описанию конкретных самскар, мы разъясним смысл и технику проведения огненных жертвоприношений. Проводить огненные жертвоприношения могут лишь дважды инициированные преданные. Но даже если в вашем городе нет таких, вы можете просто все организовать и подготовить сами, и пригласить кого-нибудь из дважды инициированных непосредственно на проведение ягьи. Даже если эти преданные никогда не проводили ягий в своей жизни, если вы все подготовите, то, следуя нижеприведенным описаниям, они легко с этим справятся.

Во время огненного жертвоприношения жрец просит Кришну принять форму жертвенного огня, и затем от имени инициатора жертвоприношения (или от своего имени, если он проводит его для своих детей) он совершает подношения Кришне в форме атрибутов пуджи, топленого масла, зерна или особых приготовленных блюд. При этом он произносит определенные мантры, которые прославляют различные атрибуты Господа: Его имена, Его качества, Его энергии, Его преданных. На эту связь указывает обязательно присутствующее в мантрах слово ом, а слово сваха, которым заканчиваются все мантры, означает «я приношу жертву».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.