Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Занятость и безработица населения





К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Государственное регулирование занятости»

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса

заочной формы обучения

специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Турковская Ольга Сергеевна

 

Научный руководитель:

Наумова Любовь Ивановна

 

 

Ульяновск, 2012

Содержание:

Введение........................................................................................................................3

Глава 1. Занятость населения в условиях рыночной экономики.............................4

1.1. Рынок труда и занятость населения....................................................................4

1.2. Сущность безработицы и её виды........................................................................8

Глава 2. Государственное регулирование занятости..............................................13

2.1. Особенности формирования российского рынка труда...................................13

2.2. Социально-экономичекое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития....................................................17

Глава 3. Проблемы и пути перспективного развития государственного регулирования занятости населения.........................................................................24

3.1. Приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения...................................................................................................24

3.2. Обеспечение занятости населения Ульяновской области...............................30

Заключение..................................................................................................................34

Список использованных источников........................................................................35

 

Введение

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Переход к рыночной экономике на начальном этапе вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране. Однако на сегодняшний день можно говорить о постепенном экономическом росте страны. Несмотря на то, что политики и экономисты заявляют, что переход к рыночной экономике завершен, в нашей стране рынок труда все еще формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования занятости в условиях перехода к рынку труда, в условиях становления и закрепления рыночной экономики, региональные аспекты безработицы, неравномерной занятости и, соответственно, дифференцированной заработной платы - становятся, в настоящее время, наиболее актуальными.

Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости населения, численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила за I квартал 2012 года 1 313,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации сейчас составляет 1,7%. В Ульяновске же этот показатель по состоянию на 15.05.2012 составляет 0,85 %.

Целью данной работы является исследование занятости в Российской Федерации, уяснение понятий рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

 

Глава 1. Занятость и безработица населения

Глава 2. Государственное регулирование занятости

Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития

Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

В период кризиса государственная политика в области содействия занятости осуществлялась в рамках постоянно действующих мер содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и снижение занятости населения в феврале 2009г. (когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса).

В I квартале 2011г. численность безработных по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%). В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%. Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%).

Таблица 3. Экономически активное население, занятые и безработные

  Экономи- чески активное население, тыс.человек В том числе Уровень экономи- ческой активнос- ти, % Уровень занятости, % Уровень безрабо- тицы, %
занятые безра- ботные
2008г.
февраль       66,8 62,1 7,1
в среднем за год       67,7 63,4 6,3
2009г.
февраль       66,9 60,6 9,4
май       67,8 62,0 8,5
III квартал       68,5 63,3 7,7
IV квартал       67,8 62,4 8,0
в среднем за год       67,8 62,1 8,4
2010г.
I квартал       66,9 61,0 8,8
II квартал       67,9 62,9 7,4
III квартал       68,5 63,8 6,8
IV квартал       67,6 62,9 6,9
в среднем за год       67,7 62,7 7,5
2010г. в % к:            
2008г. 99,6 98,4 117,8 х х х
2009г. 99,7 100,7 88,6 х х х
2011г.
I квартал       67,7 62,6 7,5
I квартал 2011г. в % к:            
февралю 2008г. 100,3 99,9 105,8 х х х
февралю 2009г. 100,3 102,5 79,6 х х х
I кварталу 2010г. 100,6 102,1 85,6 х х х

www.gks.ru

 

В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».

На осуществление социальной поддержки безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009–2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.

В дополнительных мероприятиях в 2009–2010 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест.

По сравнению с началом 2009 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза.

Принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе.

Реализация дополнительных мероприятий позволила не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности - 2,2 млн. человек), в 2010 году (по оценке) – 1,98 млн. человек.

При этом общая численность безработных к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года - 5,0 млн. человек или 6,6%).

Реализация мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда субъектов Российской Федерации, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2010 года.

Вместе с тем, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.

Рост производства в целом за год прогнозируется на уровне 1,9-2,7%, в том числе в обрабатывающих производствах 2,3-3%. Наибольший рост ожидается в машиностроительных отраслях, пищевой и легкой промышленности, в химическом производстве. После резкого снижения выпуска в инвестиционных отраслях (около 30% по итогам 2009 года) стагнация производства ожидается в промышленности строительных материалов, оживление – в машиностроении. В результате реализации мер по поддержке автопроизводителей рост выпуска транспортных средств по итогам 2010 года оценивается на уровне 8%.

В сельском хозяйстве сохранится тенденция роста производства продукции с темпом на уровне 2,7%.

При предполагаемых темпах роста ВВП на уровне 3,1-4%, рост инвестиций оценивается в 2,4-2,9%.

Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности. В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину ее спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике долгосрочных вложений финансовых средств.

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития на период 2011-2015 годов предусматривают инвариантность развития.

Консервативный вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.

Умеренно-оптимистичный вариантотражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 - 4,2%.

По оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться адекватные меры по поддержке экономики и снижению напряженности на рынке труда (при необходимости будут приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).

Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере занятости населения в краткосрочном периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.

 

Заключение

Одним из самых значимых барьеров на пути экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. В случае непринятия соответствующих государственных решений данная проблема в ближайшее время способна обострить социальную ситуацию в стране. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

 

 

Список использованных источников:

1. Баженова В.С., Иохин В.Я. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник/ под ред. Г. П. Журавлевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 934 с.

2. Блинова, Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах / Т.В.Блинова, В.А.Русановский. - М.: РПЭИ, 2006. - 315 с.

3. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 544 с.

4. Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учебное пособие. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. универс., 2007. - 264 с.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - 280 с.

6. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

7. Еремеев, Н.И. Занятость и труд в рыночной экономике: учеб. пособие / Н.И.Еремеев, Б.С.Кичилин. - М.: Дом печати, 1997. - 387 с.

8. Колосова Р. П., Меликьян Г. Г. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения. – М.: ТЕИС, 2008 г. – 458 с.

9. Кураков, Л.П. Курс экономической теории: Учебник / Л.П.Кураков. - М.: ЧувГу, 2005. - 420 с.

10. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / В.И.Кушлин. - М.: РАГС, 2003. - 304 с.

11. Мисихина С.Г. Социальная поддержка уязвимых групп населения. – М.: Институт Гайдара, 2011. – 92 с.

12. Носова С.С.. Экономическая теория. М.: 2008. - 383 с.

13. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 272т с.

14. Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Ю.А. Симагин. - СПб.: КноРус, 2005. - 218 с.

15. Старовойтова, Л.И. Занятость населения и ее регулирование / Л.И.Старовойтова. - М.: Академия, 2001. - 286 с.

16. Труд и занятость в России: стат. сборник / Росстат. - М., 2011. - 502 с.

17. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Оршин. - М.: Инфра - М, 2008. - 416 с.

18. П.А. Чукреев, Е.В. Корытова. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.

19. Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Соболева, Н.Н. Соловых. – М.: ИТК "Дашков и Ко", 2008

20. www. gks.ru / Сайт Росстата

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему: «Государственное регулирование занятости»

 

 

Выполнил:

студентка 2 курса

заочной формы обучения

специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Турковская Ольга Сергеевна

 

Научный руководитель:

Наумова Любовь Ивановна

 

 

Ульяновск, 2012

Содержание:

Введение........................................................................................................................3

Глава 1. Занятость населения в условиях рыночной экономики.............................4

1.1. Рынок труда и занятость населения....................................................................4

1.2. Сущность безработицы и её виды........................................................................8

Глава 2. Государственное регулирование занятости..............................................13

2.1. Особенности формирования российского рынка труда...................................13

2.2. Социально-экономичекое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития....................................................17

Глава 3. Проблемы и пути перспективного развития государственного регулирования занятости населения.........................................................................24

3.1. Приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения...................................................................................................24

3.2. Обеспечение занятости населения Ульяновской области...............................30

Заключение..................................................................................................................34

Список использованных источников........................................................................35

 

Введение

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Переход к рыночной экономике на начальном этапе вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране. Однако на сегодняшний день можно говорить о постепенном экономическом росте страны. Несмотря на то, что политики и экономисты заявляют, что переход к рыночной экономике завершен, в нашей стране рынок труда все еще формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования занятости в условиях перехода к рынку труда, в условиях становления и закрепления рыночной экономики, региональные аспекты безработицы, неравномерной занятости и, соответственно, дифференцированной заработной платы - становятся, в настоящее время, наиболее актуальными.

Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости населения, численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целом по Российской Федерации, составила за I квартал 2012 года 1 313,1 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации сейчас составляет 1,7%. В Ульяновске же этот показатель по состоянию на 15.05.2012 составляет 0,85 %.

Целью данной работы является исследование занятости в Российской Федерации, уяснение понятий рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

 

Глава 1. Занятость и безработица населения







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.