Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Любительские формы художественного творчества в России рубежа XX-XXI вв.





Повышение внимания руководителей к росту художественного мастерства коллектива. Особенности репертуара.

Преимущественное развитие детской художественной самодеятельности. Повышение уровня педагогического процесса в детских коллективах.

Деятельность различных организаций по развитию коллективов народного художественного творчества и совершенствованию педагогического руководства ими.

Особенности современного любительства.

 

Социально-экономический кризис в России 1990-х годов обнажил противоречия, связанные с потерей стратегических приоритетов культурной политики, – неразвитость у значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявление в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное, потеря исторических перспектив развития своего Отечества. Наиболее остро встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.

В 90-е годы вместе с политическим и социально-экономическим кризисом произошел кризис культуры, многие самодеятельные коллективы были распущены из-за их нерентабельности.

Основные тенденции развития любительских коллективов:

1.стремление получить статус профессионального, а вместе с ним материально-финансовую поддержку;

2. существование в домашних условиях, камерность.

В то время активизировалось театральное любительство как проявление самостоятельности, инициативы и творчества в атмосфере свободы личности, возможности индивидуального самовыражения. Эти годы породили театр подвалов, цокольных этажей, улиц. Играют стихи, прозу, документальную хронику, пьесы, которые создают сами. Любительскому театру присущи новые тенденции театральной практики – игровое начало, аскетизм, метафора, студийность, завоевание пространства. Это малая сцена, где звучит вызов, психологический бунт, новая театральная эстетика, связанная с подачей материала зрителю лицом к лицу.



Современный любительский театр перешагнул кризисную черту 90-х годов, растет количество самодеятельных коллективов, продолжается традиция проведения фестивалей (городских, областных, всероссийских, а также международных), присуждаются звания народных театров.

Любительский театр сегодня развивается в двух направлениях. Первое – постановка психологически тонких спектаклей, отличающихся тщательной проработкой каждой детали, требующих большого количества времени и сил. Второе направление – постановка больших театрализованных представлений, шоу с громкой музыкой, яркими декорациями, спецэффектами. О перфомансе.

Сегодня музыкальное любительство существует в самых различных формах: от домашнего музицирования до занятий в кружках и студиях, от выступлений на смотрах самодеятельности до выступлений на телевизионных шоу типа «Минута славы», «Утренняя звезда». Широк и возрастной диапазон участников: хоры ветеранов труда и детские студии джазовой импровизации, студенческие театральные труппы и школьные вокально-инструментальные ансамбли. Но особый толчок получает неорганизованное, стихийное любительство.

Компьютер и Интернет вызвали к жизни целое движение в области музыкального любительства. Речь идет о чрезвычайно широком увлечении компьютерными программами создания музыки. Отметим три основные формы: 1) простейшая примитивная музыка (танцевальная, чаще всего, в стиле "техно"), 2) песенные и танцевальные фонограммы с достаточно сложными аранжировками, 3) экспериментальная электронная музыка неприкладного характера.

 

Сегодня, когда отсутствует прямое идеологическое давление и разрушены привычные регламентирующие художественную деятельность механизмы, сложилась уникальная ситуация сосуществования всех форм народного художественного творчества - фольклора и декоративно-прикладного искусства, городского "примитива", любительства и художественной самодеятельности.

 

За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что если прежде досуг дифференцировался на неформально организованные (домашние) и неформально организованные формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей. Во многом это обусловлено тем, что они по традиции занимаются организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности. Между тем реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной национальной жизни.

 

Магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится:

- в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от не свойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;

- в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципов социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;

- в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;

- во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создания новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;

- в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.