|
Обеспечение санитарных и гигиенических норм ТБ и ОТ в учебно-производственных помещенияРабочее место учащегося · Рабочее место учащегося — это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. · При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения. · Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося оснащается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно · Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации, а в необходимых случаях — подъемно-транспортными средствами. · Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения. · Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов. · По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (слесарные и другие подобные мастерские) или справа (станочные мастерские) и спереди, но не сзади от учащегося. · Нормативы раЛющения оборудования рабочих мест учащихся в учебных мастерских для различных профессий различны. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков. Рабочее место мастера производственного обучения · Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения. · В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера является центральным, главенствующим. Обычно оно располагается на помосте (подиуме) высотой 30—40 см и площадью 7—12 м2, с тем чтобы обеспечивать мастеру возможность хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся — мастера при проведении вводного инструктажа. · Рабочее место мастера в учебной мастерской для учащихся является эталоном научной организации, оснащенности и содержания. · Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера. · К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся: · рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам; · устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.); · устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования; · устройство для хранения инструментов, приспособлений; материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т. п.); · устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.); · специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии — электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.; · специальный стол для приемки выполненных учащимися учебно-производственных работ. · Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера: · комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»); · пульт дистанционного управления техническими средствами обучения, средствами сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся; комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; интерактивная доска; электромагнитная доска; · контролирующие и «обучающие» устройства, электрифицированные щиты и схемы, интеграторы и т.п.; · компьютер с комплектом управляемых им устройств (экзаменатор, консультант, информатор и т.п.). · При наличии свободных площадей в учебной мастерской дополнительно к рабочему месту мастера организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений и др. · Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и обновляется в соответствие с совершенствованием производственного обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения. · Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. 1. Требования к учебным мастерским. Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролетов 1.1 мастерские, должны иметь самостоятельный участок 1.2.Встроенные учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений 1.3.Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. 1.4.Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских школ. В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25—40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. 1.5.Полы производственных помещений (деревянные,цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками. 1.6.В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства. 1.7.Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров. 1.8.Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты 1.9.Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте. Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления. 1.10.В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами. 1.11.Мастерские обеспечиваются доброкачественной (отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками. Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды. 1.12.Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь. 2.Требования к освещению, отоплению и вентиляции 2.1.Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами. Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской. Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону. 2.2.Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти — по мере их загрязнения, но не менее 4 раз в год. 2.3.К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов. 2.4.Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам. 2.5.Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от школьного здания, но не ближе 10 м, с тем чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну. 2.6.Искусственное освещение допускается общее или 2.7.Светильники аварийного освещения должны быть 2.9.Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. 2.10.В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечить воздухообмен 20 м3/ч на 1 человека. Если производственные процессы сопровождаются выделением пыли, необходимы приспособления для ее улавливания и удаления. Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 м3/ч. Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 м3/ч. 2.11. Оборудование учебных мастерских — установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке деталей и термообработке — как правило, должно устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никелированию необходимо проводить только в вытяжном шкафу. Над рабочим местом для запуска и испытания двигателя внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией. Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плотно соединяться с трубой, выведенной наружу. 2.12.Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции. 2.13.Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление: а) центральное водяное с металлическими радиаторами; б) лучистое с бетонными панелями; в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при емпературе подаваемого воздуха не более 60 °С без рециркуляции. Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций. 2.14.Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи. 2.15.Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С. 2.16.Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки. 2.17.Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть 2.18.Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять. 3. Оборудование и материалы 3.1.Все эксплуатируемое оборудование учебных и учебно-производственных мастерских должно быть в полной исправности и надежно закреплено. Надежность установки оборудования на междуэтажных перекрытиях должна быть подтверждена соответствующими расчетами. Оборудование и механизмы должны иметь все необходимые надежно закрепленные ограничители. 3.2.Расположение оборудования (станков, машин, механизмов, верстаков и пр.) должно соответствовать учебно-производственному процессу, нормам расстановки оборудования и условиям его работы. 3.3.Складирование материалов и деталей должно производиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслуживанию. Высота складирования не должна быть более 1 м. При складировании должна быть обеспечена устойчивость 3.4.Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической инспекции и органов народного образования с оформлением
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|