Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение рекомендуемых рабочих отметок насыпей





Рекомендуемую рабочую отметку насыпи h рустанавливают из двух условий:

1) по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках местности I типа по увлажнению;

2) по обеспечению нормального водно-теплового режима земляного полотна на участках II и III типов местности по увлажнению.

По первому условию

 

(6.4)

 

где h с – толщина снежного покрова, принимаемая по заданию, м;

D h – минимальное возвышение бровки земляного полотна над уровнем cнегового покрова, принимается 0,5–1,2 м [1].

По второму условию рабочая отметка насыпи:

а) для участка с необеспеченным стоком при отсутствии грунтовых вод (I и II типы местности)

 

h р = h 1 + h досi o, (6.5)

 

где h 1 – допустимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли на местности I и II типов [1, таблица 19];

с – ширина обочины, м [1, таблица 5];

i о – уклон обочины;

h до– толщина дорожной одежды, ориентировочно можно принять для дорог II категории – 85 см, III категории – 75 см, IV категории – 55 см.

б) для участков с наличием грунтовых вод (III тип местности)

 

 

h р = h 2 + h досi oh гв, (6.6)

 

где h 2 – допустимое минимальное возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод (УГВ) на местности III типа увлажнения [1, таблица 19];

h гв – глубина залегания грунтовых вод от поверхности земли, м.

Типы местности по характеру и степени увлажнения приведены в таблице 6.2.

В расчет принимается наибольшая из двух условий рекомендуемая рабочая отметка.

 

Т а б л и ц а 6.2 – Типы местности по характеру и степени увлажнения

 

Тип местности Источники увлажнения Характерные признаки
    I (сухие места)     Атмосферные осадки Поверхностный сток обеспечен. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение грунтов. Почвы без признаков заболачивания

Окончание таблицы 6.2

Тип местности Источники увлажнения Характерные признаки
    II (сырые места)   Кратковременно стоящие (до 30 сут) поверхностные воды; атмосферные осадки Поверхностный сток не обеспечен. Рельеф местности равнинный. Весной и осенью возможен застой воды на поверхности почвы. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение грунтов. Почвы с признаками заболачивания
    III (мокрые места)   Грунтовые или длительно стоящие (более 30 сут) поверхностные воды; атмосферные осадки Источники увлажнения оказывают влияние на увлажнение почвы и грунтов независимо от условий поверхностного стока. Почвы заболоченные

Нанесение проектной линии

 

Проектирование продольного профиля состоит в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок. Отметки проектной линии для вновь проектируемых дорог относятся к бровке земляного полотна, а при проектировании реконструкции дорог и городских улиц – к оси дороги.

Проектную линию можно наносить двумя способами: "по обертывающей" и "по секущей".

По обертывающей проектирование чаще всего применяют для равнинной и слабопересеченной местности, в этом случае проектную линию наносят, следуя основным изгибам поверхности земли, с соблюдением рекомендуемых рабочих отметок и уклонов не выше максимально допустимых для дороги данной категории.

По секущей проектируют в условиях холмистого и сильнопересеченного рельефа, при этом необходимо стремиться к соблюдению примерного баланса земли для смежных участков насыпей и выемок. С целью обеспечения продольного водоотвода проектная линия в выемках наносится с уклоном не менее 5 ‰, проектирование площадок в выемках не допускается. При нанесении проектной линии следует по возможности избегать мелких выемок большой протяженности, так как такие выемки обычно сырые и снегозаносимые

Проектную линию продольного профиля проектируют состоящей из прямолинейных участков и вертикальных кривых.

Наиболее сложно наносить проектную линию на участках размещения водопропускных сооружений. При этом необходимо пройти через контрольную точку малого искусственного сооружения (см. п.6.2), так как изменение этой отметки в сторону увеличения влечет за собой увеличение объемов земляных работ и длины искусственного сооружения для труб и высоты опор для мостов.

Над трубами расположение проектной линии может быть любое, но по возможности не выше минимально допустимой отметки бровки земляного полотна. При проектировании на переходах через узкие и глубокие овраги возможны чередования выемок и насыпей. В этом случае для проложения проектной линии используют секущую проектировку при помощи вертикальных выпуклых кривых с прямыми вставками. Высоты насыпей могут быть значительными, поэтому может возникнуть вопрос о замене размеров трубы на большее отверстие и увеличении ее длины.

При проектировании на пониженных участках в равнинной местности проектная линия над искусственным сооружением может быть в виде горизонтального участка или с небольшим продольным уклоном, но с учетом незатопляемости насыпи подходов. Высота насыпи должна быть определена с учетом возможного подпора воды. При ограниченной высоте насыпи устраивают трубы двух- или трехочковые на вертикальных вогнутых кривых.

При пересечении глубоких, но не широких долин малые мосты проектируют на вертикальных вогнутых кривых или выносят вертикальную кривую на насыпь подходов (рисунок 6.2, а). Такое проектирование проектной линии может быть выполнено на минимально допустимых радиусах вогнутых вертикальных кривых с устройством высоких насыпей подходов и глубоких выемок с предельно допустимыми уклонами проектной линии на выходе из вертикальных кривых.

Расположение малого моста на широкой пойменной части с неярко выраженными русловыми процессами (рисунок 6.2, б) позволяет смещать мост к одному из берегов долины с устройством искусственного русла водотока. Мост может быть расположен на вертикальной кривой или на прямом участке с уклоном до 30о/оо. Для таких мостов на поймах высоту насыпи определяют согласно уровню расчетного горизонта воды РУВВ.

При проектировании малого моста возможен случай, когда проектная линия над мостом проходит в виде горизонтального участка, длина которого не меньше длины моста (рисунок 6.2, в). Две вертикальные вогнутые полуветви обеспечивают плавность проектной линии.

В переломы продольного профиля для обеспечения видимости, улучшения плавности и удобства движения вписывают вертикальные кривые. Вертикальные кривые устраиваются при алгебраической разности сопрягаемых уклонов более 2 ‰ на дорогах I, II категорий, более 5 ‰ – на дорогах III, IV и V категорий с дорожными одеждами усовершенствованного типа и более 20 ‰ – на дорогах IV и V категорий с дорожными одеждами переходного и низшего типов[1].

Алгебраическая разность сопрягаемых уклонов определяется в соответ-

ствии с рисунком 6.3, при этом уклоны на подъемах считают со знаком "+", а на спусках - со знаком "–".

 

Рисунок 6.2 – Примеры нанесения проектной линии у малых мостов

 

 

Рисунок 6.3 – К определению алгебраической разности сопрягаемых уклонов

 

Элементы вертикальных кривых определяют по таблицам [10] в зависимости от алгебраической разности смежных уклонов (частично они приведены в приложение Ж), а при отсутствии таблиц вычисляют по формулам:

- длина вертикальной кривой

К= l 1 + l 2, (6.7)

 

где l 1 и l 2 – длины составляющих кривых, м (рисунок 6.4);

l 1 = R в i 1;

l 2= R в i 2,

R в – радиус вертикальной кривой м, который назначается не менее приведенного в таблице 6.2;

i 1, i 2 – величина уклонов смежных элементов продольного профиля в тысячных;

- тангенс вертикальной кривой

 

Т = К /2; (6.8)

 

- пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой

 

ПК НК = ПК ВУ – Т; (6.9)
ПК КК = ПК ВУ + Т, (6.10)

 

где ПК ВУ – пикетажное положение вершины вертикального угла, определяемое как точки пересечения прямых линий, имеющих уклоны i 1 и i 2;

- пикетажное положение вершины кривой (точка О, см. рисунок 6.4)

 

ПК ВК = ПК НК + l 1; (6.11)

 

- превышения вершины вертикальной кривой ее над началом и концом

 

h 1 = l 12/2 R в; (6.12)
h 2 = l 22/2 R в; (6.13)

 

- высотная отметка вершины вертикальной кривой (для контроля определяется через начало и конец кривой)

 

Н вк = Н нк + h 1; (6.14)
Н вк = Н кк + h 2, (6.15)

 

где Н нк и Н кк – высотные отметки начала и конца вертикальной кривой, определяемые по продольному профилю.

 

Рисунок 6.4 - Схема вертикальной выпуклой кривой

Т а б л и ц а 6.2 – Минимально-допустимые радиусы кривых в продольном профиле

  Расчетная скорость, км/ч Наименьший радиус кривизны в продольном профиле, м
выпуклой кривой вогнутой кривой
     
     
     
     
     
     

 

Примеры проектирования вертикальных кривых приведены на рисунке 6.5.

Порядок проектирования вертикальных кривых следующий:

1) определяют пикетажное положение вершины вертикального угла, как точки пересечения прямых линий, имеющих уклоны i 1 и i 2;

2) по формулам (6.7) и (6.8) определяют длину и тангенс вертикальной кривой (К и Т);

3) зная длину и тангенс кривой, вычисляют пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой по формулам (6.9) и (6.10). В сетке продольного профиля в строке «Уклон и вертикальная кривая» условными обозначениями показывают начало, конец и длину вертикальной кривой (см. рисунок 6.5;

4) с использованием формулы (6.11) определяют пикетажное положение вершины вертикальной кривой, которое также фиксируется в строке «Уклон и вертикальная кривая», если вершина кривой находится в ее пределах, в противном случае – не фиксируется (рисунок 6.5);

5) определяются превышения и высотная отметка вершины вертикальной кривой по формулам (6.12) – (6.15);

6) уточняются отметки в промежуточных точках вертикальной кривой (пикеты и плюсовые точки), для чего определяются промежуточные превышения по формуле

,   (6.16)  

 

где x – расстояние от вершины кривой до рассматриваемой точки, м (см. рисунок 6.4).

Ниже приведен конкретный пример проектирования и оформления в профиле вертикальной кривой.

Пример. В сопряжение спуска и подъема, имеющих соответственно уклоны 15 и 7 ‰ (см. приложение Д), необходимо вписать вертикальную кривую R в = 5000 м (рисунок 6.6).

Алгебраическая разность сопрягаемых уклонов в соответствии с рисунком 6.3

о/оо.

 

Проектирование вертикальной кривой производится в последовательности, изложенной выше.

1) пикетажное положение вершины угла – ПК 38+70;

2) по формулам (6.7) и (6.8) определяем длину и тангенс кривой, м:

 

l 1 = R в i 1 = 5000 · 0,015 = 75 м;

l 2 = R в i 2 = 5000 · 0,007 = 35 м;

К = l 1 + l 2 = 75+35 110 м;

Т = К /2 = 110/2 = 55 м;

3) пикетажное положение начала и конца вертикальной кривой (см. формулы (6.9) и (6.10)):

 

ПК НК = ПК ВУ – Т = (ПК38+70) – 55 = ПК38+15;

ПК КК = ПК ВУ + Т = (ПК38+70) +55 = ПК39+25;

 

4) пикет вершины вертикальной кривой

 

ПК ВК = ПК НК + l 1 = (ПК38+15) + 75 = ПК38+90.

 

5) определяем высотные отметки начала и конца вертикальной кривой, превышения и высотную отметку вершины вертикальной кривой (формулы (6.12) – (6.15)):

Н НК = Н ПК38 15 · 0,015 = 142,41 – 0,222 = 142,185;

Н КК = Н ПК40 75 · 0,007 = 142,27 – 0,525 = 141,745;

h 1 = l 12/2 R в = 752/(2 · 5000) = 0,5625 м;

h 2 = l 22 /2 R в = 352/(2 · 5000) = 0,1225 м;

Н ВК = Н НК – h 1= 142,185 – 0,5625 = 141,6225;

Н ВК = Н КК – h 2 = 141,745 – 0,1225 = 141,6225.

Так как высотные отметки вершины вертикальной кривой, вычисленные через ее начало и конец, совпали, то расчет выполнен правильно.

Полученные отметки вписываем в соответствующую строку сетки продольного профиля;

6) уточняем проектные отметки в промежуточных точках. В данном случае – это ПК39:

y ПК39 = x 2/2 R в = 102/(2 · 5000) = 0,01 м;

Н ПК39 = Н ВК + y ПК39 = 141,62 + 0,01 = 141,63.

 

Переломы продольного профиля выделяют сплошными линиями протяжением от проектной линии до верха профиля земли и от низа геологического профиля до верха сетки (см. приложение Д).

Рабочие отметки вычисляют как разность проектных отметок и отметок земли и записывают их над проектной линией в случае насыпей и под проектной линией в случае выемок.

Рисунок 6.5 – Примеры проектирования вертикальных кривых

 

 

Рисунок 6.6 – К примеру проектирования вертикальной кривой

 

На участках перехода насыпи в выемку вычисляют положение нулевых точек по формуле (см. рисунок 6.7)

  (6.17)

 

где h н и h в – высота насыпи и глубина выемки соответственно на соседних пикетах, м;

l – длина пикета, м.

Рисунок 6.7 – Схема к определению положения нулевой точки и начала кювета

 

В пояснительной записке необходимо привести описание проектной линии, при этом указать: принятые методы нанесения проектной линии, положение проектной линии относительно контрольных точек; обоснование проектируемых высоких насыпей и глубоких выемок; обоснование принятых радиусов вертикальных кривых; обеспеченность водоотвода в продольном профиле.

На продольном профиле условными обозначениями (см. приложение В)

показывают пересечения с железными и автомобильными дорогами, местоположение искусственных сооружений и т. д.

 

Проектирование кюветов

 

Кюветы треугольной и трапецеидальной формы устраивают в выемках, нулевых местах и на участках низких насыпей с необеспеченным нормальным водно-тепловым режимом (участки, где высота насыпи меньше глубины кювета). Они предназначены исключительно для водоотвода.

Глубину кювета назначают в зависимости от вида грунта и конструкции дорожной одежды. В данном курсовом проекте рекомендуется принять глубину кювета конструктивно: для песчаных грунтов – 0,4 м, для супесей – 0,6 м, для суглинков, глин – 0,8 м, для пылеватых грунтов – 0,9 м.

Для обеспечения продольного водоотвода дно кювета должно иметь уклон не менее 5 ‰, в исключительных случаях не менее – 3 ‰.

Проектирование кюветов состоит из проектирования продольного профиля дна кюветов и назначения укрепления кюветов:

В зависимости от величины уклона проектной линии возможны два случая проектирования продольного профиля дна кюветов.

1 Уклоны проектной линии на участке дороги, где необходим кювет, не менее 5 ‰.Тогда дно кювета располагается параллельно проектной линии ниже ее на глубину h к. Начало или конец кювета определяют по величине рабочих отметок насыпей и выемок в точках, расположенных слева и справа от нулевой точки по формуле (см. рисунок 6.7)

 

 

(6.18)  

 

 

где h к – глубина кювета, м.

На профиле начало и конец кювета обозначают вертикальной линией, указывая справа и слева от нее расстояние до ближайших пикетов (см. приложение Д).

2 Уклоны проектной линии на участке дороги, где необходим кювет, менее 5 ‰.Такие участки могут быть на вертикальных кривых и на прямых. С целью обеспечения продольного водоотвода продольный уклон для кюветов должен быть не менее 5 ‰.В этом случае порядок проектирования продольного дна кювета следующий:

а) под вершиной выпуклой кривой (ниже ее на глубину h к) намечается водораздельная точка А (рисунок 6.8);

б) справа и слева от точки А на участках длиною l = i min R (i min = 5 ‰ или 3 ‰) вычисляются отметки дна кювета;

в) за пределами участков кювет проектируют параллельно бровке земляного полотна до выхода на поверхность земли.

На участках площадок или на элементах с уклоном менее 5 ‰ проектирование продольного профиля дна кювета осуществляется следующим образом:

а) намечается водораздельная точка на середине выемки при i = 0 или со смещением вверх от середины при 0 < i < i min, таким образом, чтобы обеспечить минимальное увеличение объема выемки за счет увеличения глубины кювета;

б) определяется отметка дна кювета в этой точке;

в) вычисляют отметки дна кювета с уклоном i min в обе стороны от водораздельной точки на пикетах и плюсах до выхода на поверхность земли, а также пикетажное положение начала и конца кювета.

Рисунок 6.8 – Раздельное проектирование кювета

 

В продольный профиль вписывают отметки дна кювета, его начало и конец, длину и уклон (см. приложение Д).

Для предотвращения размыва дно и стенки кювета укрепляют. Тип укрепления зависит от продольного уклона:

а) одерновка откосов и дна кювета при i min до 10 ‰;

б) одерновка откосов и укрепление дна гравием (щебнем) при i min от 10 до 30 ‰;

в) мощение откосов и дна камнем, бетонными плитами при i min от 30 до 50 ‰;

г) перепады, быстроток при i min > 50 ‰.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.