Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 5. Теория познания и философия науки.





Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие познавательной деятельности.

Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки.

 

Модуль 6. Социальная философия.

Понятие социальной реальности. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества.

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство.

Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.

Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.



Человек в системе общественных отношений.

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры.

Техника и её роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Модуль-резюме.

Философия и диалог культур в современном мире.

Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля.

Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».

Данный модуль проводится в виде контрольной работы или тестирования. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(для студентов дневной формы обучения)

Название раздела, темы Количество аудиторных часов Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа Иное
Раздел І. Философия в исторической динамике культуры
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» Тема 0. Предмет философии. Роль философии в жизни человека и общества.            
Модуль 1.Философия как социокультурный феномен Тема 1. Понятие мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.              
Модуль 2.Основные этапы развития философской мысли. Тема 2. Философия древнего Востока и античной Греции. Тема 3. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Тема 4. Классическая и неклассическая философия.                 Тестирование
Раздел ІІ. Основные проблемы современной философии
Модуль 3.Философия бытия Тема 5. Проблема бытия в философии. Пространственно- временная организация бытия. Тема 6. Диалектика как философская теория развития.          
Модуль 4.Философская антропология. Тема 7. проблема человека в философии. Тема 8. Проблема сознания и основные стратегии его исследования.          
Модуль 5.Теория познания и философия науки. Тема 9. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания Тема 10. Специфика научного познания. Методы научного исследования.                     Выполнение письменного задания
Модуль 6.Социальная философия. Тема 11. Особенности социального познания. Основные стратегии исследования общества в философии. Тема 12. Основные сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества и современная культура.                
Модуль-резюме.Философия и диалог культур в современном мире.     Защита творческих заданий
Модуль контроля.Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»       Защита творческих заданий
Всегопо учебной дисциплине «Философия»   Экзамен

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(для студентов заочной формы обучения)

Название раздела, темы Количество аудиторных часов Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа Иное
Раздел І. Философия в исторической динамике культуры
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» Тема 0. Предмет философии. Роль философии в жизни человека и общества.            
Модуль 1.Философия как социокультурный феномен Тема 1. Понятие мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.          
Модуль 2.Основные этапы развития философской мысли. Тема 2.Важнейшие этапы и направления философии, их характерные особенности.              
Раздел ІІ. Основные проблемы современной философии
Модуль 3.Философия бытия. Тема 3. Проблема бытия в философии. Пространственно-временная организация бытия.            
           
Модуль 4.Философская антропология. Тема 4. Проблема человека в философии.            
Модуль 5.Теория познания и философия науки. Тема 5. Структура познавательного процесса. Методы научного исследования.              
Модуль 6.Социальная философия. Тема 6. Особенности социального познания. Основные сферы общественной жизни.      
Модуль-резюме.Философия и диалог культур в современном мире.          
Модуль контроля.Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»          
Всегопо учебной дисциплине «Философия»     Экзамен

Литература

Основная

Учебники и учебные пособия

1. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001. – 727 с.

2. Философия: учебное пособие / В.К.Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К.Лукашевича. – Минск БГЭУ, 2001.- 431 с.

3. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С.Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2007. – 624 с.

4. Философия: учебник / под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гарадарики, 2004. – 828 с.

Хрестоматии и антологии

1. Антология моровой философии: в 4 т. Гл. ред. В.Ф.Асмус, М.А.Дынник, И.С.Нарский. – М., 1969-1972.

2. Скирбекк, Г. История философии / Г.Скирбекк, Н.Гилье. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 801 с.

3. Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 576 с.

Информационно-справочные издания

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Председатель научно-ред. совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001-2002.

2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Я.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковлев, В.Г.Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 840 с.

Дополнительная литература

По введению

1. Виндельбанд, В. Что такое философия /Виндельбанд/ Избранное: дух и история / В.Виндельбанд. – М.: Юристъ, 1995. – 688 с.

2. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991. – 408 с.

3. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М.Хайдеггер // Вопросы философии – 1993. - № 8. – С. 113-123.

По разделу 1.

1. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага светапогляду / І.Абдзіраловіч. – Менск: Навука і тэхніка, 1993. – 44 с.

2. Августин (Аврелий). Исповедь/ Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П.Абеляр. – М.: Республика, 1992. – 332 с.

3. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // сочинения: В 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. – С.255-346.

4. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф.Бэкон // Сочинения: в 2 т./ Ф.Бэкон. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. – 5-482.

5. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф.Гегель// Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1. – 501 с.

6. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р.Декарт // Сочинения: в 2 т. / Р.Декарт. – М.: Мысль, 1989. – Т. 1. – 250-296.

7. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И.Кант // Собрание сочинений: в 8 т./ И.Кант – М., 1994. – Т. 4. – с. 5-152.

8. Козловски, П. Культура постмодерна / П.Козловски. – М.: Республика, 1997. – 240 с.

9. Кун, Т. Структура научных революций./ Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. – 239 с.

10. Леви-Строс, К.Структурная антропология / К.Леви-Строс. – М.: Главная редакция восточной л-ры, 1985. – 536 с.

11. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. – М.: Мысль, 1978. – 623 с.

12. Макиавелли, Н. Избранные сочинения. //Н.Макиавелли. – М.: Художественная литература, 1982. – 503 с.

13. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию/ М.К.Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 412 с.

14. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К.Маркс, Ф.Энгельс // Сочинения: в 46 т. / К.Маркс, Ф.Энгельс. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1950. – Т. 3. – С. 1-4.

15. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей/ Ф.Ницше. – М.: Республика, 1995. – 400 с.

16. Платон. Пир/Платон//Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т. 2. – С. 81-134.

17. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм/ Ж.-П. Сартр// Сумерки богов/ Ж.-П. Сартр. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 319-344 с.

18. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі/ Ф. Скарына. – Мінск, Навука і тэхніка, 1991. – 309 с.

19. Хайдеггер, М. Бытие и время/ М.Хайдеггер/ Время и бытие – М.: Республика, 1993. – С.391 – 406.

20. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии/ Ф.Энгельс//Сочинения: в 50 т. / К.Маркс, Ф.Энгельс. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1965. – Т 21.

21. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. – М.: Политиздат, 1994. – 527 с.

По разделу 2

1. Антропологическая проблематика в западной философии. – М.: Республика, 1991. – 641 с.

2. Барулин, В.С. Социальная философия: учебник/ В.С. Барулин. – М. ФАИРПРЕСС. – Изд. 2-е. - 2000. – 560 с.

3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки/ В.Ф.Берков. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

4. Бернал, Дж. Наука в истории общества/ Бернал Дж., - М.: Изд-во иностр. л-ры, 1956. – 735 с.

5. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер // Избранные произведения/ М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

6. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М.: Наука, 1989. – 264 с.

7. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В.Дильтей//Собрание сочинений: в 6 т./ В.Дильтей. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. – Т. 1. – 762 с.

8. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В.Ильенков//Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

9. Коллингвуд, Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка./ Дж.Р. Коллингвуд. – М.: Наука, 1982. – 325 с.

10. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А.Лекторский. – М.: Эдиториал УРРС, 2001. – 256 с.

11. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.М.Лотман. – М.: Гнозис, 1992. – С.12-149.

12. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера/Н.Н.Моисеев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 351 с.

13. Панарин, А.С. Философия политики/А.С.Панарин. – М.: Новая школа, 1999. – 424 с.

14. Пригожин, Н.Порядок из хаоса/Н.Пригожин, Н.Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

15. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – 546 с.

16. Рассел, Б.Человеческое познание, его сфера и границы /Б.Рассел. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 560 с.

17. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре/Г.Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 413 с.

18. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки/В.С.Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

19. Тойнби, А.Дж. Постижение истории/ А.Дж.Тойнби. – М.: Рольф, 2001. – 640 с.

20. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого “Я” /З.Фрейд//Психоаналитические этюды. – Минск: Беларусь, 1990. – 205 с.

21. Фуко, М. Археология знания/М.Фуко. – Киев: Ника-Центр, 1996. – 208 с.

22. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/Ю.Хабермас. – СПб.: Наука, 2000. – 380 с.

23. Юнг, К. Коллективное бессознательное/К.Юнг. – М.: Мартис, 1995. – 315 с.

По заключению

1. Бек, У. Что такое глобализация?/У.Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.

2. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/И.Валлерстайн.- СПб.: Университетская книга, 2001. – 416 с.

3. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие/ В.И.Данилов-Данильян, А.С.Лосев. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. – Минск: Минэкономики РБ, 2014.

5. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 536 с.

6. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего/ В.С.Степин. – М.: ИФРАН, 1996.

7. Тоффлер, О. Третья волна/О.Тоффлер. – М.: “Изд-во АСТ”, 1991. – 261 с.

8. Фукуяма, Ф. Конец истории/ Ф.Фукуяма. – М.: “Ермак”, 2004. – 588 с.

9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций/ С.Хантингтон. – М: “Изд-во АСТ”, 2004. – 603 с.

 

Перечень рекомендуемых средств диагностики результатов учебной деятельности студентов

Шкалы оценок.

Оценка учебных достижений студентов на экзаменах производится по десятибалльной шкале.

Оценка учебных достижений, выполняемая поэтапно по конкретным модулям (разделам) учебной дисциплины, осуществляется в соответствии с избранной кафедрой шкалой рейтинговых оценок.

Критерии оценок.

Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.