Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 2. История становления и категориальный аппарат





«Психологии детей с нарушением слуха».

Задача 1.

 

Учение Л. С. Выготского об аномальном развитии является теоретической основой общего представления о первичном дефекте и вторичных отклонениях.

1. Что является первичным дефектом у лиц, имеющих нарушения слуха?

2. Установите последовательную цепочку вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции.

3. Объясните, в чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории компенсации психических функций Л. С. Выготского).

4. Выделите в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского ряд важных положений. Каким образом данные положения определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?

Задача 2.

 

Процесс обучения и воспитания детей с нарушенным слухом невозможен без специальной коррекции вторичных отклонений.

1. Сформулируйте понятие о коррекции вторичных отклонений при нарушении слуха.

2. Выявите основные отличия в понятиях и процессах абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с нарушенным слухом.

3. Объясните, применимо ли к слабослышащим и глухим детям положение об актуальном уровне развития и зоне ближайшего развития.

4. Опишите суть коммуникативно-деятельностной системы обучения глухих, разработанную С. А Зыковым. На коррекцию какого вторичного отклонения направлена данная система?

Раздел 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

Задача 1.

 

Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания имеет классификация таких детей.

1. Раскройте сущность медицинской классификации по критерию «степень потери слуха в дБ», по критерию «место нарушения слуха», по критерию «объем воспринимаемых частот».

2. Раскройте сущность психолого-педагогической классификация по двум критериям: критерию «наличие самостоятельно сформированной речи» и критерию «время наступления глухоты» (по Р. М. Боскис).

3. В чем проявляется взаимодействие медицинской и психологической классификаций?

4. В чем заключается основное отличие объективных методов исследования слуха от субъективных?

Задача 2.

 

Одним из отрицательных факторов в системе специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха является их слуховая депривация.

1. В чем заключается слуховая депривация?

2. Какие последствия имеет слуховая и слухоречевая депривация для групп детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших?

3. Какие организационно-педагогические шаги можно предпринять для снижения последствий высокого уровня слухоречевой депривации?

4. Проведите краткий психолого-педагогический обзор основных систем обучения лиц с нарушениями слуха. В каких из них по своей сущности сопсобствуют слухоречевой депривации в наибольшей степени?

Раздел 4. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих комплексные нарушения.

Задача 1.

 

На заседании психолого-медико-педагогической комиссии решается вопрос о направлении ребенка 7 лет с III-IV степенью тугоухости и сопутствующим нарушением опорно-двигательного аппарата в специальную (коррекционную) школу. Ребенок самостоятельно передвигается, навыки самообслуживания соответствуют возрасту.

1. Определите вид школы, который члены комиссии могут рекомендовать данному будущему первокласснику. Обоснуйте свой выбор.

2. Подберите пакет методик, позволяющих составить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха и сопутствующими нарушениями, но сохранным интеллектом; отграничить их от группы детей с нарушениями интеллекта.

3. В чем отличие учебных планов школ I и II видов для вспомогательных классов (для детей с нарушениями слуха и интеллекта) от учебных планов для глухих и слабослышащих детей с сохранным интеллектом?

4. Подберите комплекс диагностических методик для отграничения детей с нарушенным слухом и сохранным интеллектом от детей, имеющих слуховую недостаточность и задержку психического развития.

Задача 2.

Учитель 2-го класса для слабослышащих детей обнаруживает, что один из учеников не осваивает программный материал по математике, имеет низкий уровень речевого развития, не принимает участие в дидактических играх со сверстниками.

1. Простройте ход дальнейших действий учителя.

2. Укажите возможные причины такой картины.

3. При возможном выявлении у данного слабослышащего ребенка стойкого нарушения в интеллектуальном развитии определите его дальнейший образовательный маршрут. На основании каких нормативно-правовых документов возможны предложенные образовательные маршруты.

4. Определите роль психолога при составлении и осуществлении возможных образовательных маршрутов.

Раздел 5. Особенности восприятия при нарушении слуха.

Задача 1.

 

Известно, что роль слуха в познании окружающего мира, в овладении речью имеет одно из важных значений. В связи с этим обязательным разделом Программ для специальных (коррекционных) учреждений I, II видов является раздел «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению».

1. Опишите последовательно возможности слухового восприятия детей с II-III степени тугоухости, III-IV степени тугоухости, глухотой.

2. Каким образом ведется учёт особенностей восприятия детей с нарушенным слухом при организации дошкольного и школьного коррекционного обучения?

3. Дайте психологическую характеристику этапов развития слухового восприятия глухих.

4. Неслышащие родители глухих детей считают, что владение учителем жестовой речью и применение её наряду с дактильной речью также имеет важное значение для речевого и умственного развития. Дайте психолого-педагогическое обоснование роли жестовой и дактильной речи в разных системах обучения глухих словесной речи.

Задача 2.

 

Ведущим видом восприятия для глухих выступает зрительное восприятие.

1. Существуют ли основания для утверждения, что у глухого зрительное восприятие является сверхкомпенсаторным?

2. Какими показателями определяется своеобразие зрительного восприятия глухих?

3. Назовите приемы психологической коррекции восприятия лиц с нарушениями слуха.

4. Каковы оптические возможности зрительного анализатора глухих в восприятии фонетических элементов речи? Как эти возможности должен использовать психолог в своей работе?

Задача 3.

 

Общая готовность слабослышащих детей к школьному обучению определяется по следующим критериям (по Е. Г. Речицкой, Е. В. Пархалиной): эмоционально-волевая, умственная и мотивационная готовность к школе.

1. К какому из трех критериев относится диагностика различных видов восприятия слабослышащих детей?

2. В каких видах восприятия глухие дети заметно отстают от слышащих сверстников? С чем это связано?

3. Определите, какой вид восприятия действительно может быть развит у глухих и слабослышащих лучше, чем у слышащих?

4. Подберите комплекс заданий и упражнений, которые возможно использовать на специальных занятиях психолога с детьми с нарушениями слуха предшкольного возраста по развитию различных видов восприятия при подготовке к школьному обучению (кроме слухового).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.