|
Раздел 10. Структура эмоционально-волевой сферы личности учащихся с нарушением слуха. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Задача 1.
Классный руководитель и психолог экспериментальным путем (карта наблюдений Д. Стотта) выявили, что ученица с нарушенным слухом Лера П., обучающаяся в 3-м общеобразовательном классе массовой школы, проявляет недоверие к новым людям, проявляет тревожность и даже враждебность по отношению к взрослым, испытывает эмоциональное напряжение в играх с одноклассниками. Иногда уходит с урока, отпросившись в туалет, но не возвращается на него. Учиться старается, дети в классе к ней относятся толерантно, стараются помочь при выполнении домашних заданий, пишут на бумаге то, что Лера не может воспринять слухозрительно. Не смотря на это, девочка позволяет себе хулиганские выходки по отношению к своим помощникам-одноклассникам, не заинтересована в одобрении или неодобрении взрослых и сверстников, всегда защищается от предъявляемых ей обвинений, не признаёт свои ошибки. По словам матери, с которой Лера живет вдвоём, она плохо засыпает, крутит головой вправо-влево на подушке по нескольку минут так, что спутываются волосы. 1. Объясните, как в данном поведении прослеживается своеобразие эмоциональной сферы ребенка с нарушенным слухом? 2. Можно ли результаты экспериментальных данных психолога и педагога в данном случае охарактеризовать как вторичное отклонение при слуховом нарушении? Докажите. 3. Какие неадекватные методы и приёмы семейного и общественного воспитания могли привести к подобной картине в эмоционально-волевой сфере ученицы? 4. Каковы возможности коррекции эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом, находящихся на интегрированном обучении в общеобразовательной школе?
Задача 2.
Влад А. потерял слух в 3 года. Посещал смешанную группу в детском саду, получал в течение 4 лет специальную сурдопедагогическую помощь. Степень снижения слуха - III-IV. Его речь достаточно понятна для окружающих, высказывается полными распространенными предложениями, имеет хороший словарный запас, без побуждения взрослых вступает в контакт с окружающими, задает вопросы. Испытывает трудности в слухозрительном восприятии речи малознакомых людей. Члены краевой психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовали ему обучение в общеобразовательном классе. Мама (слышащая) была рада такому решению, потому что и сама планировала попытаться обучение «как у всех». Однако, уже в первые дни школьной жизни Влад спровоцировал множество конфликтов с детьми и педагогами. Он прятался в туалете, толкал детей, прятал их личные вещи в разные места и не сознавался в этом. В столовой свой чай выливал в тарелку с супом соседа и т.д. По словам матери, в детском саду были очень строгие педагоги и воспитатели-стажисты, которые быстро «поставили на место» Влада. Но в школе этого сделать не получалось. Влад занимался и подчинялся требованиям педагога только наедине. Конфликтная ситуация разворачивалась в течение 3 лет, после чего мать, не выдержав того, что Влад оказался в числе отвергнутых одноклассниками и нелюбимым среди учителей, перевела его в школу для глухих детей. К сожалению, через месяц история стала повторяться и там. 1. В чем причина данной ситуации? Попробуйте разобраться. 2. Какие источники коррекции эмоционально-волевого развития возможно было бы использовать в данном случае психологу первого и второго места обучения Влада? 3. Попытайтесь определить неблагоприятные и благоприятные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы слабослышащего ребенка (в том числе в данном случае). 4. Определите зависимость уровня эмоционального развития от условий семейного общения. Сопоставьте условия эмоционального развития глухого ребенка в семье слышащих и глухих родителей. Раздел 11. Самооценка, уровень притязаний.
Задача 1.
Известно, что младшие глухие школьники обнаруживают симптом завышенной самооценки. Это проявляется, например, в твердой уверенности учеников в своих возможностях стать «моделью», «летчиком» и параллельном отсутствии мотивации и стремлении к хорошему говорению, усердному учению, активности на занятиях по развитию слухового восприятия. 1. Каковы различные взгляды на механизм формирования симптома завышенной самооценки? 2. Приведите пример педагогического подхода к воспитанию полезных привычек у школьников с нарушениями слуха. 3. Спланируйте консультацию школьного психолога для педагога и родителей учеников с симптомами завышенной самооценки. Организуйте демонстрацию консультации. 4. Представьте план экспериментально-психологического изучения характерологических особенностей, самооценки и уровня притязаний глухих школьников. Задача 2.
Практически в каждом детском коллективе (классе, группе) есть свои лидеры, которые имеют высокий уровень притязаний. 1. Охарактеризуйте уровни притязаний у глухих детей в зависимости от вида деятельности и личностных особенностей. 2. Будет ли зависеть уровень самооценки и притязаний от школы, в которой обучается слабослышащий ребенок (общеобразовательная школа или школа II вида)? Поясните. 3. Определите, как влияет уровень самооценки личности с нарушенным слухом на процесс его социализации. 4. Изложите суть медико-биологической и социокультурной концепции глухоты.
Раздел 12. Межличностные отношения при отсутствии слуха.
Задача 1.
Комплексная диагностика межличностных отношений глухих подростков в ученической группе школы-интерната I вида, проведенная Г. А. Карповой и Ю. А. Герасименко, показала, что число низкостатусных подростков с возрастом уменьшается, наблюдается тенденция к увеличению высокостатусных детей. 1. Какие объективные факторы, кроме возрастного, значимо влияют на социометрический статус неслышащих школьников? Изложите сущность социометрии. Применимы ли социометрические методики из общей психологии в диагностической работе с глухими? 2. Какова структура межличностных отношений в ученическом коллективе? Раскройте возможные пути коррекции межличностных отношений слабослышащего ребенка в ученическом коллективе среди себе подобных, а также среди слышащих одноклассников в условиях интегрированного обучения. 3. Могут ли межличностные отношения выпускников школ для глухих детей повлиять на выбор дальнейшей профессиональной деятельности? Составьте диагностику профессиональных интересов подростков и юношей с нарушениями слуха. 4. Перечислите параметры, характеризующие качество межличностных отношений в ученическом коллективе детей с нарушениями слуха. Приведите пример комплексной диагностики межличностных отношений глухих подростков. Задача 2.
С целью исследования вопроса о субъективно осознаваемых учащимися критериях выбора сверстников этими же авторами испытуемым предлагалось написать сочинение на тему «Мой товарищ». Содержание сочинений анализировалось по следующим критериям: привлекательный внешний вид, ситуативная деятельность, взаимная симпатия, нравственные качества, успешная учебная деятельность. 1. Расположите данные критерии по порядку наибольшего удельного веса критерия к наименьшему относительно полученных результатов среди пятиклассников, девятиклассников. Аргументируйте. 2. Какова вероятность каждого школьника в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушенным слухом найти себе товарища для развития полноценных межличностных отношений? 3. Сравните показатели межличностных отношений учащихся с нормальным и нарушенным слухом. Обоснуйте причину различий. 4. Дайте психолого-педагогическую характеристику коммуникативных тренингов, практикуемых психологами в школах I и II видов для формирования устойчивых положительных межличностных отношений среди учеников II ступени. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|