|
Для магистрантов нефилософских специальностейСтр 1 из 5Следующая ⇒ Гродно 2012 УДК 1 (076) ББК 87.3 М 54
Составители: Ч.С. Кирвель, доктор философских наук, зав. кафедрой философии ГрГУ; А.А. Бородич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ; И.В. Бусько, кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук ГГАУ; В.В. Карпинский, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ; О.А. Романов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ; С.З. Семерник, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГрГУ.
Под общей редакцией Ч.С.Кирвеля, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии ГрГУ им.Я.Купалы.
Рекомендованы советом объединения кафедр социогуманитарных наук ГрГУ им.Я. Купалы.
Рецензенты: Ватыль В.Н. – зав. кафедрой политологии ГрГУ, доктор политических наук, профессор;
Мыслевец Н.Л. – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии.
Учебно-методические рекомендации по курсу «Философия и методология науки» / сост. Ч.С. Кирвель [и др.] – Гродно: ГрГУ, 2012. -
«Учебно-методические рекомендации…» содержат тематику лекционного курса, развернутые планы семинарских занятий и списки литературы к ним, темы для докладов и дискуссий, примерную обширную тематику рефератов, примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по курсу «Философия и методология науки», методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов, глоссарий.
УДК 1 (076) ББК 87.3 ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методические рекомендации по курсу «Философия и методология науки» для магистрантов нефилософских специальностей разработаны на основе «Программы-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 13.08.2012 г. Важную роль в освоении образовательных программ на постдипломном уровне, в формировании мировоззренческой и методологической культуры мышления играет курс философии для магистрантов. Одной из кардинальных проблем философии является проблема смысла и целей человеческого бытия. Ее специфика – теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения. Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что собой представляют жизнь, смерть, счастье? Все это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению. В своей действительности эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда – неуничтожимость философии. Могут рушиться империи, сменяться режимы, приходить к власти новые люди, а философия останется. У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок. Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновения взглядов и жесткие дискуссии – все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов. Все это – важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовная драма и коллизия. Немецкий философ К. Ясперс писал: «Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не доводить какого-либо человека или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия или, что то же самое, стать самим собой…»[1]. Потребность философствования укоренена в самой природе человека. Человек философствует потому, что он человек. «Все люди, – писал выдающийся древнегреческий философ Аристотель, – по природе стремятся знать… Укрепляться в мудрости и познавать самих себя свойственно людям. Невозможно жить без этого». Люди мыслят, стремятся к знанию и, следовательно, не могут не переходить от решения простых проблем к решению более сложных, от рассмотрения отдельных, видимых предметов и явлений к анализу первопричин всего универсума, бытия как целого, к вопросам о его глубинных основаниях и месте человека в нем. Люди испытывают бесконечное изумление и удивление перед лицом бытия, и поэтому у них возникает неистребимая потребность прояснить его тайны и смыслы посредством мысли. Иначе говоря, люди не могут не вступить на путь философствования. Жизнь в философствовании – это путь мыслящего человека. В этом смысле все мы философы, в каждом из нас присутствуют хотя бы начатки философских мыслей. Все мы имеем философские предпочтения, даже если это зачастую и не осознаем. Изучение курса философии лишь пробуждает изначально присущую каждому человеку потенцию мыслителя. При этом следует подчеркнуть, что частные науки (физика, химия и т.п.), несмотря на все свои достижения, не в состоянии дать ответы на мировоззренческие, смысложизненные (вечные) вопросы. Уже при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что эти вопросы не имеют «научного» решения. Их постановка и осмысление – извечное дело философии. В этом ее не могут заменить никакие другие науки. Видимо, поэтому неослабный интерес к философским проблемам испытывают многие представители узкоспециализированных профессий. Можно предположить, что по мере углубления специализации у профессионалов творческого склада будет даже обостряться интерес к общемировоззренческим проблемам. Все дело в том, что каждый из нас сначала член общества, гражданин государства, личность, выполняющая разнообразные социальные роли, выступающая в качестве отца, матери, воспитателя и т. д., а потом уже специалист в какой-либо конкретной сфере. Да и для того, чтобы быть полноценным специалистом, с пользой для людей выполнять свои профессиональные обязанности, нужно научиться видеть связь своей деятельности с жизнью общества в целом, многое знать и понимать из того, что на первый взгляд кажется не связанным именно с твоей профессией. Как в прошлом, так и в настоящем фундаментальные открытия в той или иной области знания делаются людьми универсально образованными, прекрасно ориентирующимися в общей социальной картине мира, а также в литературе, искусстве, истории и т. д. Прав был Т. Лихтенберг, когда говорил: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Индивид, деятельность и интерес которого замкнулись на каком-то узком, локальном участке, по необходимости превращается в частичного человека, человека-функцию, у которого формируется психология «винтика». Избежать такого рода участи – жизненно важная задача любого человека. Речь идет, собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако, из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо изобретать средства для их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном, аккумулированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации. Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к критически-творческому прочтению окружающей действительности, к постановке и анализу сложных вопросов, к поиску самостоятельных ответов на важнейшие проблемы человеческого бытия. Она призвана научить молодого человека широко и глобально мыслить, помочь ему стать сознательным субъектом исторического творчества и, вместе с тем выработать у него иммунитет относительно опасных искушений нашего времени – безумного иррационализма и мистики, узколобого прагматизма и эгоизма, бездуховного сциентизма и технократизма, однобокого профессионального кретинизма и ограниченности, ненасытного потребительства и стяжательства («вируса потребления») и т. д. Ее задача – воспитание человека высокогуманного и нравственного, с развитым чувством гражданского долга и любви к отечеству («сына отечества»). Короче говоря, назначение философии – способствовать возвышению человека, доказать «существование человека как человека» (Э.Агацци). И в осуществлении этого своего предназначения философия должна быть мужественной и последовательной. Философия должна противостоять всем, кто оскорбляет и унижает человека в других и в себе, кто пытается навязать ему ложные, антигуманные ценности. Она должна противостоять тем силам и группам лиц в мире, которые под видом утверждения общечеловеческих ценностей и реализации идеи «нового мирового порядка» стремятся осуществить свой корпоративный, эгоистический интерес, пытаются навязать тем или иным странам и народам ложные перспективы и тупиковые пути исторического движения, направить их развитие в русло «уготованного будущего». В этом великая миссия философии. Особенно заметной и важной становится роль философии и философско-обобщающего взгляда на мир в период кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня. В настоящее время мир, в котором мы живем, вступил в полосу непредсказуемых перемен. Современная, полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу маленькую планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие в прошлом аналогов проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами. Неопределенность и альтернативность исторического развития ставит нас перед необходимостью оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми, куда идет наша цивилизация. Сегодня, в начале ХХ века, когда стала очевидной возможность разного рода катастроф (экологической, демографической, антропологической), возникла настоятельная потребность поиска новых путей социокультурного развития человечества, выработки новых ценностей, новой мировоззренческой системы координат, которая призвана обеспечить стратегию выживания человечества. Философия, обладая многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над самыми фундаментальными проблемами человеческого бытия, может и должна помочь людям в осмыслении и решении всех этих сложных и животрепещущих вопросов современности, в поисках ответа на «вызов среды». Философия также играет важную роль в формировании осмысленного, сознательного отношения к достижениям науки и техники. И если в историческом прошлом философия послужила важнейшим источником становления науки, то в настоящее время она остается единственной отраслью знания, которая способна обеспечить понимание антропологического и социального смысла ведущих направлений современного научного поиска. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшей сфере жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов. Как известно, сегодня наука вступила в новый – постнеклассический – этап своего развития. На данном этапе, в отличие от прежних эпох развития научного познания, объективность знания перестает быть доминирующей и конечной целью науки. Более важным становится ответ на вопрос: а чем обернуться эти знания для человека и человечества, будут ли они способствовать выживанию рода человеческого или, напротив, вести его к гибели. В нынешней ситуации, помимо всего прочего, необходимо помнить о том, что наука стала способной вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Отсюда – резкое возрастание ответственности ученых за свои научные открытия и их последствия, потребность в осмыслении проблем, связанных с этикой ученого, его нравственным выбором и поступком. В целом, отличительной особенностью курса «Философия и методология научного познания» как раз и является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разрабатываемых постклассической философией, методологией и этикой науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у магистрантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного научного познания и методологического сознания.
Профессор Ч.С. Кирвель План семинарских занятий по курсу «Философия и методология научного познания» (104 часа)
Учебная и информационно-справочная литература 1. Асновы філасофіі: курс лекцый / Кіраўнікі аўтарскага калектыву і рэдактары: А.В. Бадакоў, Ч.С. Кірвель, А.А. Бародіч. – Гродна, 1994. 2. Бабосов, Е.М. Философия науки и культуры: уч. пособие / Е.М. Бабосов. – М, 2006. 3. Борзенков, В.Г. Философия науки. На пути к единству науки: уч. пособие / В.Г. Борзенков. – М., 2008. 4. Бучило, Н.Ф. История и философия науки: уч. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М., 2010. 5. Введение в философию: уч. пособие / под ред. И.Т. Фролова. – 2-е изд. – М., 2002. 6. Гісторыя філасофіі / Ч.С. Кірвель [і інш.]; пад рэд. Ч.С. Кірвеля. – Гродна, 1997. 7. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук: уч. пособие / В.Г. Горохов. – М., 2007. 8. Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. – М., 2001. 9. История и философия науки: уч. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. – СПб., 2008. 10. История философии: Запад – Россия – Восток: в 4 кн. – М., 1999; – Кн. 4: Философия XX века. 11. История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2012. 12. Канке, В.А. Общая философия науки: уч. пособие / В.А.Канке. – М., 2007. 13. Кармин, А.С. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернадский. – СПб., 2001. 14. Кирвель,Ч.С. Социальная философия / Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск, 2011. 15. Корольков, А.А. Русская духовная философия / А.А. Корольков. – СПб., 1998. 16. Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки: уч. пособие / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Л.В. Лесков. – М., 2007. 17. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: уч. пособие / Т.Г. Лешкевич. – М., 2008. 18. Микешина, Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: уч. пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005. 19. Негодаев, И.А. Философия техники: уч. пособие / И.А. Негодаев. – Ростов н/Д, 1997. 20. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: уч. пособие / А.Л. Никифоров. – М., 1998. 21. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002. 22. Осипов, А.И. Философия и методология науки / А.И. Осипов. – Минск, 2009. 23. Основы философии науки: уч. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д, 2010. 24. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – М., 1992. – Т. 1–2. 25. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. – М., 1996. 26. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов / Ч.С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2010. 27. Спиркин, А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М., 1988. 28. Степин, B.C. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Стёпин. – М., 2006. 29. Степин, В.С. Основы философии науки / В.С. Степин. – М., 2004. 30. Тарасов, Ю.Н. Философия науки: общие проблемы: курс лекций для аспирантов / Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2008. 31. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003. 32. Философия и методология науки: уч. пособие / под ред. В.И. Кунцова. – М., 1996. 33. Философия и методология науки: уч. пособие для магистрантов / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2012. 34. Философия истории: уч. пособие / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарин. – М., 1999. 35. Философия эпохи постмодернизма. – М., 1996. 36. Философия: курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М., 2001. 37. Философия: учебник / под ред. Ю.А. Харина. – Мн., 2005. 38. Философская энциклопедия: в 5 т. – М., 1960–1970. 39. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994. 40. Холл, М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розекрейцеровской символической философии / М. Холл. – М., 1997. 41. Хрестоматия по истории науки и техники. – М., 2005. 42. Швырев, B.C. Анализ научного познания: основные направления и формы, проблемы / В.С. Швырев. – М., 1988. 43. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: уч. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Минск, 2009. Раздел 1 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|