|
Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынкаСтр 1 из 13Следующая ⇒ Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют: Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками: Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным "правилам игры" - законодательным правилам и ограничениям. Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора. 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента. Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1). Таблица 1.1 Дисциплины и связи, составляющие их предмет
С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5). Рис. 5. Области "кольца управления", перекрываемые дисциплинами СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА Сущность менеджмента Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6). Рис. 6. Кольцо управления Управление включает три аспекта: В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении: Рис. 7. Сущность менеджмента 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу. Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения. Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно. Цели и ограничения выполняют следующие задачи: Классификация целей может осуществляться: Типичные результативно-хозяйственные цели: Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов). Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить: Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели). Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные). Горизонтальные связи могут быть: - идентичными (реализация одной приводит к реализации другой); - комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой); - индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи); - конкурентными (конфликт); - антагонистичными (взаимоисключение). На рис.8 отражены связи между целями. Рис. 8. Связи между целями Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.9). Рис. 9. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|