Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Зависимость результата деятельности от поставленной цели





 

Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности

Для работы необходимы: секундомеры, испытуемые.

Результат целенаправленной деятельности зависит от ситуации, в которой находится человек, и доминирующей мотивации. В результате афферентного синтеза включаются различные системы организма, обеспечивающие достижение цели. При этом различная поза человека, при которой выполняется деятельность, может повлиять на параметры результата действия и скорость его достижения

Ход работы. Студенты образуют пары: испытуемый–исследователь. Каждый исследователь предлагает своему испытуемому решить устно («в уме») по 3 арифметических примера типа: 17-18, 26-18, 33-47 и т. п. в двух различных позах: сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.

Рекомендации к оформлению работы. Занесите полученные результаты в таблицу (табл. П.2.6) и объясните их.

 

Таблица П.2.6

 

Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации

 

Поза Решаемые примеры Время решения, с Правильность результата
Стоя      
на одной      
ноге      
Сидя   среднее значение среднее значение
       
       
    среднее значение среднее значение

 

Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания

 

Для работы необходимы: специальные таблицы с изображением перепутанных ломаных линий, рисунок с двояким изображением, секундомеры, испытуемые.

Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. Так, водитель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, рычаги и пульт управления); оператор, следящий за появлением на экране определенной информации, обладает большой устойчивостью внимания; у телеграфистов, воспринимающих информацию на слух и запоминающих ее, развивается объем внимания.

 

 

Рис. П.2.6. Перепутанные ломаные линии

 

Ход работы. Студенты образуют пары: испытуемый – исследователь. Исследователи быстро, в течение 1 – 2 мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таблице такого типа, как указано на рис. П.2.6, и раздают их испытуемым. Испытуемые по команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в правом столбике, как это показано для линий 1 и 2 на рис. П.2.6. Через 3 мин исследователи прерывают работу испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 мин концов линий. Далее испытуемым предъявляют рисунки с двояким изображением, например «портрет» молодой и старой женщины (рис. П.2.7). По секундомеру исследователи отмечают время восприятия и осознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее человек увидит оба образа, тем больше у него выражена способность к переключению внимания.

 

 

Рис. П.2.7. Двоякое изображение фигур

 

Рекомендации к оформлению работы. 1. Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и переключаемости внимания всех студентов вашей группы и рассчитайте средне-групповые значения. 2. Сравните свои собственные данные с данными средне-групповых значений.

 

Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания

 

Для работы необходимы: корректурные таблицы (табл. П.2.7) и рисунки для определения основных свойств внимания (см. предыдущую работу), таблицы для определения остроты зрения, периметр Форстера, секундомеры, испытуемые.

 

Таблица П.2.7

 

Корректурная таблица

 

 

В производственных условиях на показатели трудовой деятельности могут влиять не зависящие от работника недостатки производства: нехватка инструментов, материалов и т.п. Поэтому для исследования работоспособности нередко используют показатели функционального состояния организма, характеризующие потенциальные возможности человека совершать тот или иной вид профессиональной деятельности. В данной работе моделируется один из видов умственного труда – деятельности корректора.

Ход работы. Студенты образуют группы по 5 человек: 1 испытуемый и 4 исследователя. Исследователи определяют у испытуемого остроту и поле ахроматического зрения, частоту пульса и частоту дыхания. С помощью таблиц и рисунков оценивают устойчивость и переключаемость внимания, после чего испытуемый приступает к работе над таблицей. Продолжительность работы 10 мин. В течение каждой минуты испытуемый по заданию исследователей отыскивает в таблице разные буквы (на 1-й мин – И, на 2-й – Н и т.д.), фиксируя в памяти общее число найденных за 1 мин букв. Исследователи прерывают работу испытуемого в конце каждой минуты, отмечая цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. на корректурной таблице моменты остановок и занося в тетрадь количество найденных испытуемым букв за 1 мин работы. Просмотрев всю таблицу до конца, испытуемый вновь возвращается к ее началу и работает так в течение 10 мин.

Рекомендации к оформлению работы. Для удобства анализа полученных результатов занесите данные в 2 таблицы (П.2.8 и П.2.9).

 

Таблица П.2.8







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.