|
Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33 Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая 2 подпрограммы: «анкетные данные» (программа 1) и «анализ продуктивности кратковременного запоминания» (программа 2); испытуемый. Основой кратковременной памяти являются электрофизиологические процессы. Кратковременная память обеспечивает запечатление только ограниченной части поступающей из внешней среды информации, имеет индивидуальные особенности. Произвольное воспроизведение запечатленной информации осуществляется при включении внимания и требует умственных усилий. Эти усилия тем более значительны, чем больше количество информации необходимо воспроизвести. Ход работы. Вводят в компьютер анкетные данные. Вначале на экран дисплея выводят 2 двузначных числа. Их необходимо запомнить, воспроизвести и ввести в компьютер, нажав на соответствующие клавиши пульта. На каждом следующем этапе добавляют одно число. Как только при воспроизведении чисел допускается ошибка, вывод чисел на экран прекращают и испытуемому сообщают максимальную последовательность чисел, характеризующую объем кратковременного запоминания. Затем весь процесс повторяют, но время, отводимое на восприятие информации, уменьшают. Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы вклейте в тетрадь протоколов. Отметьте, в какой мере они соответствуют вашим представлениям о ваших возможностях кратковременного запоминания. Вопрос: произошли ли изменения объема воспроизводимой информации при уменьшении времени действия сигнала?
Рекомендуемая литература
1. АгаджанянА.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб., 1998. 2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991. 3. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. – Л., 1976. 4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991. 5. Губарь А.В., Косицкий Г.И. и др. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. – М., 1963. 6. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д, 1999. 7. Дегтярев В.П. Системные механизмы боли. – М., 1998. 8. Косицкий Г.И., Полянцев В.А. Руководство к практическим занятиям по физиологии. – М., 1988. 9. Косицкий Г.И. Лекции по клинической физиологии. – М., 1974. 10. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. -Т. 2. 11. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997. 12. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2001. 13. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000. 14. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т. 2. 15. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984. 16. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1977. 17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М., 1990.
Содержание Предисловие................................................................................................................................................... 3 Часть I. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА.................................... 3 Общие положения......................................................................................................................................... 3 Этапы процесса анализа и синтеза......................................................................................................... 5 Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга...................................... 6 Локализация функций в коре большого мозга.................................................................................. 8 Часть II. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................................................... 12 Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................... 12 1.1. Понятия................................................................................................................................................. 12 1.2. Классификация анализаторов.......................................................................................................... 12 1.3. Структурно-функциональная организация анализаторов......................................................... 13 1.4. Свойства анализаторов...................................................................................................................... 16 1.5. Кодирование информации в анализаторах.................................................................................... 18 1.6. Регуляция деятельности сенсорных систем................................................................................... 20 Глава 2. Анализаторы............................................................................................................................... 21 2.1. Зрительный анализатор..................................................................................................................... 21 2.1.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 21 2.1.2. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях..................................... 27 2.1.3. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы............................. 30 2.2. Слуховой анализатор.......................................................................................................................... 32 2.2.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 32 2.2.2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука....................................... 34 2.3. Вестибулярный и двигательный (кинестетический) анализаторы.......................................... 37 2.3.1. Вестибулярный анализатор........................................................................................................ 37 2.3.2. Двигательный (кинестетический) анализатор...................................................................... 39 2.4. Внутренние (висцеральные) анализаторы..................................................................................... 40 2.5. Кожные анализаторы......................................................................................................................... 41 2.5.1. Температурный анализатор....................................................................................................... 41 2.5.2. Тактильный анализатор............................................................................................................. 42 2.6. Вкусовой и обонятельный анализаторы........................................................................................ 43 2.6.1. Вкусовой анализатор.................................................................................................................... 43 2.6.2. Обонятельный анализатор......................................................................................................... 45 2.7. Болевой анализатор............................................................................................................................ 47 2.7.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 48 2.7.2. Виды боли и методы ее исследования........................................................................................ 49 2.7.3. Обезболивающая (антиноцицептивная) система.................................................................. 51 Глава 3. Системный механизм восприятия....................................................................................... 53 Часть III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................... 61 Глава 4. История. Методы исследования........................................................................................... 61 4.1. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр........................................................ 61 4.2. Развитие представлений о ВНД........................................................................................................ 63 4.3. Методы исследования ВНД............................................................................................................... 64 Глава 5. Формы поведения организма и память............................................................................. 69 5.1. Врожденные формы деятельности организма.............................................................................. 69 5.2. Приобретенные формы поведения (научение).............................................................................. 74 5.2.1. Характеристика условных рефлексов....................................................................................... 74 5.2.2. Классификация условных рефлексов........................................................................................... 76 5.2.3. Пластичность нервной ткани................................................................................................... 77 5.2.4. Стадии и механизм образования условных рефлексов............................................................ 80 5.2.5. Торможение условных рефлексов................................................................................................ 82 5.2.6. Формы научения............................................................................................................................ 84 5.3. Память................................................................................................................................................... 89 5.3.1. Общая характеристика............................................................................................................... 89 5.3.2. Кратковременная и промежуточная память......................................................................... 90 5.3.3. Долговременная память............................................................................................................... 91 5.3.4. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти................................................... 96 Глава 6. Типы вид и темперамент в структуре индивидуальности........................................... 98 6.1. Основные типы ВНД животных и человека................................................................................. 98 6.2. Типологические варианты личности детей................................................................................. 101 6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности. 102 6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе... 104 6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.......................................................... 105 6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности.................................................................... 106 Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции...................................................................................... 109 7.1. Потребности........................................................................................................................................ 109 7.2. Мотивации.......................................................................................................................................... 111 7.3. Эмоции (чувства)............................................................................................................................... 116 Глава 8. Психическая деятельность.................................................................................................. 121 8.1. Виды психической деятельности................................................................................................... 121 8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.......................................... 123 8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма....................................................... 123 8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы......................................................... 124 8.3. Особенности психической деятельности человека..................................................................... 125 8.3.1. Деятельность и мышление человека....................................................................................... 125 8.3.2. Вторая сигнальная система..................................................................................................... 126 8.3.3. Развитие речи в онтогенезе....................................................................................................... 127 8.3.4. Латерализация функций............................................................................................................ 130 8.3.5. Социально-детерминированное сознание............................................................................... 130 8.3.6. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга........................................................ 131 Глава 9. Функциональное состояние организма.......................................................................... 133 9.1. Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма...................................... 133 9.2. Бодрствование и сон. Сновидения................................................................................................. 135 9.2.1. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна............................................................ 135 9.2.2. Механизмы бодрствования и сна.............................................................................................. 139 9.3. Гипноз.................................................................................................................................................. 142 Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...................................................... 143 10.1. Уровни интегративной деятельности мозга.............................................................................. 143 10.2. Концептуальная рефлекторная дуга........................................................................................... 143 10.3. Функциональная система поведенческого акта........................................................................ 144 10.4. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта........ 146 10.5. Активность нейронов и поведение.............................................................................................. 147 10.6. Механизмы управления движением............................................................................................ 149 ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................................. 153 1. Физиология сенсорных систем........................................................................................................ 153 Работа 1.1. Определение поля зрения................................................................................................... 153 Работа 1.2. Определение остроты зрения............................................................................................. 154 Работа 1.3. Аккомодация глаза.............................................................................................................. 155 Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта)........................................................................................ 155 Работа 1.5. Исследование цветового зрения........................................................................................ 155 Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)............................ 156 Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность.................................................................. 156 Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная аудиометрия)............................................................................................................................................. 156 Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука........................................... 157 Работа 1.10. Бинауральный слух........................................................................................................... 158 Работа 1.11. Эстезиометрия кожи.......................................................................................................... 158 Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).......................... 159 Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи............. 159 Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи............................................................................................... 160 Работа 1.15. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия) 161 Работа 1.16. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека..................................................................................................................................................... 162 Работа 1.17. Определение порогов различения................................................................................... 163 2. Высшая нервная деятельность........................................................................................................ 163 Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека....................... 164 Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека...................................................................................................................................................................... 165 Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга – электроэнцефалография......................................................................................................................... 165 Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека....................... 167 Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом.............................................................................................................................................. 168 Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций.......................................... 168 Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека.............................................................................................................................. 169 Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света.................... 170 Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов 170 Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности.................................................................... 171 Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности....................... 172 Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания........... 172 Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания 173 Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности 175 Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы...................................................................................................................................................... 175 Работа 2.16. Роль обратной афферентации в оптимизации режима деятельности оператора у компьютера............................................................................................................................................... 176 Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка..................................................................................................... 176 Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах..................... 177 Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти......................... 177 Рекомендуемая литература.................................................................................................................... 178
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|