Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ





 

 

Вопрос 1. Объекты бухгалтерского наблюдения коммерческого банка

 

Современный коммерческий банк совершает около двухсот видов различных банковских операций в день. В то же время помимо создания своего особого специфического банковского продукта он, как и любое другое предприятие, занимается внутрихозяйственной деятельностью. Внутрихозяйственная деятельность включает такие направления, как приобретение активов, строительство или аренда здания, набор штата сотрудников и пр. Можно выделить два основных направления деятельности коммерческого банка.

1) Уставная деятельность – совершение банковских операций в соответствии с уставом кредитной организации (осуществление операций: депозитных, расчётных, кассовых, кредитных и т.д.);

2) Деятельность, обеспечивающая уставную деятельность банка – аренда зданий, приобретение имущества, мебели, транспорта, расчёты с бюджетом по налогам, расчёты с персоналом по заработной плате и т.д.

Таким образом, бухгалтерский учёт в банке предполагает изучение особенностей учёта объектов, обеспечивающих и составляющих уставную деятельность банка.

Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах коммерческого банка и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Выделяют четыре основные группы объектов, подлежащих учёту.

1. Хозяйственные средства банка, которые включают:

– денежные средства – наличные деньги в кассе, средства на корреспондентском счёте банка и пр.;

– материальные средства – здания, мебель, транспорт, техника и другое имущество.



2. Ресурсы хозяйственных средств банка – источники средств, которыми пользуется банк, и которые подразделяют на:

– собственные, включающие фонды банка и прибыль;

– привлечённые, состоящие из средств на счетах клиентов – физических и юридических лиц, а также полученных банком кредитов.

3. Функциональные обязанности банка, состоящие в осуществлении уставной деятельности – проведении банковских операций и предоставлении услуг.

4. Финансовый результат деятельности банка по итогам конкретного отчёт­ного периода формируется в виде прибыли или убытка. Прибыль имеет место, если доходы банка превышают его расходы.


 

Вопрос 2. Задачи бухгалтерского учёта в коммерческом банке

 

В соответствии с Федеральными законами № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», и иными законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями, расположенными на территории Российской Федерации.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

1) формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности – руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности;

2) ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учёта всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

3) выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов её деятельности;

4) использование бухгалтерского учёта для принятия управленческих решений.

 

Вопрос 3. Учётная политика коммерческого банка

 

Каждая кредитная организация должна разработать и утвердить свою учётную политику в соответствии с Положением Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 16 июля 2012 г. № 385-П. В рамках принятой учётной политики руководитель кредитной организации должен утвердить:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учёта коммерческого банка и его подразделений, основанный на Плане счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях;

2) формы первичных учётных документов, применяемых для оформления финансовых операций, за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России;

3) порядок урегулирования взаимной задолженности и учёта внутрибанковских требований и обязательств между филиалами кредитной организации или между головным офисом кредитной организации и её филиалами;

4) порядок проведения отдельных учётных операций, не противоречащих законодательству РФ, а также нормативным актам Банка России;

5) порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств, включая подходы к выбору метода оценки и отражения в бухгалтерском учёте объектов недвижимости, временно не используемых в основной деятельности. Отдельно утверждаются методы определения текущей (справедливой) стоимости объектов недвижимости, временно не используемых в основной деятельности банка;

6) порядок и случаи изменений стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учёту (переоценка, модернизация, реконструкция и так далее);

7) лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учёту в составе основных средств;

8) способы начисления амортизации по объектам основных средств, НМА и недвижимости, временно не используемых в основной деятельности банка;

9) порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;

10) правила документооборота и технология обработки учётной информации, включая филиалы;

11) порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

12) порядок и периодичность распечатывания на бумажных носителях документов аналитического и синтетического учёта.

В соответствии с ФЗ-402 «О бухгалтерском учёте» бухгалтерский учёт, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций и хранение бухгалтерских документов организует руководитель кредитной организации.

За формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной финансовой отчётности ответственность несёт главный бухгалтер кредитной организации. Он также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, нормативным актам Банка России, а также обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для выполнения всеми работниками кредитной организации. Без подписи главного бухгалтера расчётные и кассовые документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Бухгалтерский учёт совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств и других хозяйственных операций кредитных организаций ведётся в валюте РФ – в рублях.

Учёт имущества других юридических лиц, находящегося у коммерческого банка, осуществляется обособленно от материальных ценностей, принадлежащих ему на праве собственности.

Бухгалтерский учёт ведётся кредитной организацией непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Кредитная организация ведёт бухгалтерский учёт имущества, банковских и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов кредитной организации. Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.

Соблюдение Правил ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ № 385-П позволяет обеспечить:

1) быстрое и чёткое обслуживание клиентов;

2) своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности кредитных организаций;

3) предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств и материальных ценностей;

4) сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

5) надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учётных операций.

 

Вопрос 4. Классификация документов коммерческого банка

 

Каждую операцию в коммерческом банке осуществляют на основании оформленного по ней документа. По экономическому содержанию операции, на которую оформлен документ, все банковские документы подразделяют на: кассовые и мемориальные.

Кассовые документы – документы по операциям с наличными деньгами, которые подразделяют на приходные и расходные. К приходным кассовым документам относят приходный кассовый ордер, объявление на взнос наличными (при приёме наличных денег на расчётный счёт юридического лица), сопроводительную ведомость к инкассаторской сумке. К расходным кассовым документам относят расходный кассовый ордер, денежный чек (при выдаче наличных денег с расчётного счёта юридического лица).

Мемориальные документы – документы по безналичным операциям и внутренним операциям банка. К мемориальным документам относят платёжные поручения, платёжные требования, мемориальные ордера и др.

Банковские документы также можно классифицировать по объёму содержания, по назначению и по месту составления.

По объёму содержания документы бывают:

– простыми (содержат данные об одной операции);

– сводными (содержат данные о нескольких операциях).

По назначению документы бывают:

– распорядительными (содержат распоряжение или поручение клиента);

– оправдательными (поясняют банковскую операцию).

По месту составления документы бывают:

– внутренними (составлены в банке);

– внешними (составлены вне банка).

Каждый банковский документ содержит определённые сведения, при отсутствии которых он теряет юридическую силу. Эти сведения называются реквизитами. Существует пять обязательных реквизитов, содержащихся на любом банковском документе:

1) наименование документа и содержание операции;

2) наименование банка (штамп или бланк);

3) дата составления;

4) сумма банковской операции;

5) подпись лица, ответственного за проведение операции.

Помимо обязательных реквизитов на документах определённых учётных групп могут присутствовать дополнительные реквизиты. Например, в документах по депозитным операциям:

1) номер лицевого счёта вкладчика;

2) ФИО владельца документа;

3) подпись вкладчика или другого представителя клиента;

4) остаток по депозиту после совершения операции;

5) суммы начисленных или отчисленных процентов.

Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению на счетах организации в тот же день (ажур). Документы, поступившие во внеоперационное время, отражают по счетам на следующий рабочий день.

Все банковские документы оформляют на бланках установленного образца. Все бланки подразделяют на две группы: простые и бланки строгой отчётности.

Простые бланки – бланки, которые не находятся на строгом учёте, например бланк кассового ордера. Простые бланки могут быть изготовлены типографским способом или распечатаны с помощью компьютерного принтера.

Бланки строгой отчётности изготавливают только в специальных типографиях «Госзнака», их расходование подлежит строгому контролю и регистрации в книгах учёта. К ним относятся: сберегательные книжки, чековые книжки, квитанции, сохранные свидетельства, бланки гарантийных писем и т.д. Эти бланки являются ценными, так как на них оформляются документы, подтверждающие финансовые обязательства банка перед его клиентами. Например, сберегательная книжка подтверждает факт приёма банком от клиента на хранение денежных средств на депозит.

 

Вопрос 5. Требования к хранению документов коммерческого банка

 

Все банковские документы содержат конфиденциальную информацию, поэтому их хранение должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить:

1) сохранность документов, с целью чего их хранят в картотеках в несгораемых шкафах или в денежном хранилище банка. Допуск лиц в эти подразделения банка ограничен;

2) системность хранения, с целью чего документы сортируют и хранят в определённом порядке: по датам, по номерам балансовых и внебалансовых счетов, по номерам лицевых счетов, по видам операций, по подразделениям банка, по номерам договоров и т.д.

Кредитные организации обязаны хранить кассовые и бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую и финансовую отчётность в течение нормативных сроков хранения, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учёта и финансовой отчётности несёт руководитель кредитной организации. Руководитель по согласованию с главным бухгалтером должен закрепить за работниками бухгалтерской службы места для хранения бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учёта и финансовой отчётности на бумажном носителе в шкафах и других хранилищах, установить порядок эвакуации документов в случае необходимости при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Сформированные в установленном порядке бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учёта за один операционный день помещаются на хранение в определённом порядке.

Сформированные и сброшюрованные бухгалтерские документы на бумажном носителе за каждый операционный день передаются на архивное хранение не реже одного раза в месяц, причём не позднее 10-го рабочего дня следующего ме­сяца. До истечения указанного срока они хранятся в бухгалтерском подразделении в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.

Несброшюрованные бухгалтерские документы за один операционный день, до проверки полноты формирования документов дня, не позднее рабочего дня, следующего за операционным днём, должны храниться в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним. До передачи на архивное хранение сохранность указанных документов обеспечивает главный бухгалтер банка.

Хранение бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учёта на бумажном носителе осуществляется в специально оборудованных помещениях – архивах.

Хранение бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, сформированных в электронном виде, осуществляется в порядке, установленном нормативным актом Банка России о хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчётных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учёта.

Бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, нормативный срок хранения которых составляет свыше 10 лет, подлежат распечатке и хранению на бумажном носителе. Распечатка указанных документов осуществляется в день совершения операции.

Порядок хранения документов, не учитываемых на внебалансовых счетах, обеспечивающий их сохранность, определяется руководителем кредитной организации. Бухгалтерские документы на бумажном носителе хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.

Допускается формирование бухгалтерских документов на бумажном носителе по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчёта.

В отдельные папки при хранении документов на бумажном носителе помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальных заёмщиков, по операциям с драгоценными металлами, иностранной валютой, по операциям, совершаемым с использованием платёжных карт, по хозяйственным и другим операциям кредитной организации с различными сроками хранения.

В папки также помещаются справки о документах, хранение которых осуществляется в электронном виде в соответствии с нормативным актом Банка России о хранении кредитной организацией в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчётных и кассовых операций при организации работы по ведению бухгалтерского учёта.

Объединение документов с различными сроками хранения в общие папки не допускается. Сброшюрованные документы подсчитываются, и сумма их сверяется с итогом оборотов по оборотной ведомости. Если общие итоги и итоги по пачкам не совпадают, то производится выверка документов и оборотов по отдельным балансовым счетам.

Документы по внебалансовым счетам подбираются в возрастающем порядке номеров сначала дебетуемых внебалансовых счетов, за исключением счетов № 99998 и № 99999, затем кредитуемых внебалансовых счетов. Они помещаются в документы дня после документов по балансовым счетам и брошюруются вместе с ними.

Порядок и сроки хранения документов установлены «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558. В нём для каждой группы документов установлен строго определённый срок хранения в архиве банка. Например, бухгалтерские ба­лансы и отчёты, годовые и сводные, хранят постоянно, квартальные балансы и отчёты хранят пять лет, месячные отчёты – один год. В архив документы передают по истечении года, следующего за годом составления документа.

 

Вопрос 6. Бухгалтерский баланс кредитной организации

 

Понятие баланс многогранно и имеет в современном бухгалтерском учёте следующие значения:

1) документ финансовой отчётности;

2) равновесие между частями, составляющими его, – активом и пассивом;

3) метод ведения бухгалтерского учёта.

Баланс как документ финансовой отчётности является важнейшим документом, отражающим результаты деятельности банка за определённый период. Баланс входит в состав бухгалтерской отчётности за день, месяц, квартал, год.

Баланс представляет собой таблицу, в которой указаны данные о движении средств по каждому счёту: номер счёта первого и второго порядка, наименование разделов и счетов баланса, признак счёта, актив, пассив.

Счета расположены в том же порядке, что и в плане счетов бухгалтерского учёта. Данные по счетам формируют две части баланса – актив и пассив. В правильно составленном балансе итог по разделу «Актив» равен итогу по разделу «Пассив».

Все совершённые за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации. Баланс должен отвечать следующим требованиям:

1) составляется по счетам второго порядка;

2) по каждому счёту второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублёвом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счёту;

3) по каждому счёту первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;

4) баланс должен быть читаемым, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации; дата, на которую составлен баланс; единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка; счетов первого, второго порядка, по которым выведены промежуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна называться «БАЛАНС»;

5) в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.

Первичные балансы кредитной организации составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) балансы – в единицах, указанных для составления и представления финансовой отчётности банка.

Равновесие между активом и пассивом существует потому, что по всем средствам, расположенным в разделе «Актив», которые банк использует в своей деятельности, банк несёт обязательства по данным раздела «Пассив».

В раздел «Актив» входят следующие статьи:

1) денежные средства;

2) средства на корреспондентских счетах банка;

3) депозиты банка, размещённые в других банках;

4) кредиты предоставленные;

5) вложения в ценные бумаги;

6) здания, сооружения, оборудование и другое имущество;

7) дебиторская задолженность;

8) расходы;

9) прочие активы.

В раздел «Пассив» входят следующие статьи:

1) уставный капитал;

2) добавочный капитал;

3) фонды;

4) нераспределённая прибыль;

5) средства на корреспондентских счетах банков-корреспондентов;

6) средства на счетах юридических лиц;

7) депозиты физических и юридических лиц;

8) кредиты полученные;

9) выпущенные ценные бумаги;

10) кредиторская задолженность;

11) доходы;

12) прочие пассивы.

Балансовый метод ведения бухгалтерского учёта. Успешная хозяйственная деятельность невозможна без постоянного учёта сведений об имущественных средствах и обязательствах. Возможны два способа для получения этих точных данных: инвентаризация и составление баланса.

Метод инвентаризации состоит в том, что каждый день в начале дня составляют инвентаризационную опись всех имеющихся объектов. Все происходящие изменения в течение дня отражают в инвентаризационной описи. Так ведётся учёт в розничной торговле. В коммерческом банке такой метод ежедневного учёта неприемлем, так как он требует больших затрат времени – в банке может быть более 10 тыс. различных объектов учёта.

Инвентаризация в коммерческом банке представляет собой обязательное ежегодное мероприятие, которое длится около месяца. Результаты инвентаризации сверяют с данными баланса и, если будут выявлены расхождения, в баланс вносят исправления, и затем каждый день составляют баланс, в котором обновляют итоги по тем счетам, по которым совершались операции.

 

Вопрос 7. Четыре типа хозяйственных операций коммерческого банка

 

Равновесие между разделами «Актив» и «Пассив» поддерживается потому, что результаты каждой операции отражаются одновременно по дебету и кредиту двух счетов. Равновесие сохраняется также потому, что все операции распределяются по четырём типам изменений в балансе, а эти изменения таковы, что равновесие между активом и пассивом не нарушается.

Первый тип изменений. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья актива и одна статья пассива баланса. Например: принят наличными деньгами взнос на депозит до востребования физического лица – 2 000 руб. Эта операция отражается на счетах следующим образом:

Дебет 20202 «Касса кредитных организаций» – актив;

Кредит 42301 «Депозиты и прочие привлечённые средства физических лиц до востребования» – пассив.

Активный счёт 20202 увеличивается по дебету, а пассивный счёт 42301 – по кредиту.

Второй тип изменений. Одновременно на одну и ту же сумму уменьшается одна статья актива и одна статья пассива баланса. Например: наличными деньгами оплачен собственный вексель – 5 000 руб. Эта операция отражается на счетах следующим образом:

Дебет 52303 «Выпущенные векселя и банковские акцепты со сроком погашения от 31 до 90 дней» – пассив;

Кредит 20202 «Касса кредитных организаций» – актив.

Пассивный счёт 52303 уменьшается по дебету, а активный счёт 20202 – по кредиту.

Третий тип изменений. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья актива и уменьшается другая статья актива баланса. Например: предоставлен наличными деньгами кредит физическому лицу на срок до 3 лет – 15 000 руб. Эта операция отражается на счетах следующим образом:

Дебет 45506 «Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам на срок от 1 года до 3 лет» – актив;

Кредит 20202 «Касса кредитных организаций» – актив.

Активный счёт 45506 увеличивается по дебету, а активный счёт 20202 уменьшается по кредиту.

Четвёртый тип изменений. Одновременно на одну и ту же сумму увеличивается одна статья пассива и уменьшается другая статья пассива баланса. Например: списана с депозита до востребования физического лица плата за услуги, предоставленные банком – 170 руб. Эта операция отражается на счетах следующим образом:

Дебет 42301 «Депозиты и прочие привлечённые средства физических лиц до востребования» – пассив;

Кредит 70601 «Доходы» – пассив.

Пассивный счёт 42301 уменьшается по дебету, а пассивный счёт 70601 увеличивается по кредиту.

Бухгалтерский баланс банка до проведения указанных операций составлял: актив – 30 000 руб., пассив – 30 000 руб. Результаты проведённых финансовых операций оказали следующее влияние на итог баланса:

 

  Актив Пассив
Остаток на начало: 30 000 30 000
Первый тип изменений + 2 000 + 2 000
Второй тип изменений – 5 000 – 5 000
Третий тип изменений + 15 000  
  – 15 000  
Четвёртый тип изменений   + 170
    – 170
Остаток на конец: 27 000 27 000

 

Таким образом, равенство между разделами «Актив» и «Пассив» не нарушено.

 

Вопрос 8. План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях и его структура

 

С 1 января 2013 года в силу вступил новый документ Банка России – «Положение о правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях на территории РФ» № 385-П. В Плане счетов бухгалтерского учёта принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка и лицевые счета аналитического учета. План счетов состоит из пяти глав:

А – Балансовые счета;

Б – Счета доверительного управления;

В – Внебалансовые счета;

Г – Производные финансовые инструменты и срочные сделки;

Д – Счета депо.

Во всех главах плана действуют единые принципы.

1. Все счета делятся на счета первого и второго порядка. Счета первого порядка носят обобщающий характер. Номер счёта первого порядка состоит из трёх цифр. Счета второго порядка детализируют счета первого порядка, они образуются путём прибавления к номеру счёта первого порядка двух цифр (всего 5 цифр). Например: счёт 301 «Корреспондентские счета», счёт 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России». Главы «Б» и «Д» содержат особенности в нумерации счетов. В главе «Б» по каждому счёту первого порядка открыт только один счёт второго порядка, поэтому его наименование совпадает с наименованием счёта первого порядка. В главе «Д» все счета второго порядка.

2. Все счета по характеру делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учёта средств. Движение сумм по активному счёту отражают в таком порядке: по дебету счета – увеличение остатка, по кредиту – уменьшение. Пассивные счета предназначены для учёта источников средств, движение сумм по пассивному счёту отражают в таком порядке: по дебету счёта – уменьшение остатка, по кредиту – увеличение. Счета, которые традиционно имели активно-пассивный характер, в Плане счетов разделены на парные счета, которые имеют одинаковое название, но разный характер. Например: 30301 «Расчёты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» – пассивный счёт, 30302 «Расчёты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» – активный счёт.

3. Единообразие в отражении операций в разных видах валют. Коммерческие банки работают с большим количеством разных валют, но, независимо оттого, в какой валюте совершаются операции, суммы по операциям учитываются на единых счетах. Например: вклады физических лиц в национальной и иностранной валюте учитывают на счёте 423 «Депозиты и прочие привлечённые средства физических лиц».

4. По активам и пассивам, по которым важен срок размещения или привлечения средств, установлены единые границы сроков. Например, счёт 455 «Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам»:

счёт 45502 «Кредиты на срок до 30 дней»;

счёт 45503 «Кредиты на срок от 31 до 90 дней»

счёт 45504 «Кредиты на срок от 91 до 180 дней»

счёт 45505 «Кредиты на срок от 181 дня до 1 года»

счёт 45506 «Кредиты на срок от 1 года до 3 лет»

счёт 45507 «Кредиты на срок свыше 3 лет» и т.д.

5. Классификация клиентов. Всех клиентов банка делят на две группы: физические и юридические лица. Среди юридических лиц выделяют организации и банки. Клиентов банка также подразделяют на резидентов и нерезидентов. По форме собственности все организации делятся на государственные, федеральные и негосударственные. По виду деятельности организации бывают финан­совыми, коммерческими и некоммерческими.

Каждая глава Плана счетов предназначена для учёта определённых объектов бухгалтерского наблюдения. Структура каждой главы имеет особенности.

Глава А. Балансовые счета предназначены для учёта денежных средств, источников этих средств, а также размещения и использования средств. Балансовые счета объединены в 7 разделов, первая цифра номера счета соответствует номеру раздела, в котором он открыт.

1-й раздел – Капитал.

2-й раздел – Денежные средства и драгоценные металлы.

3-й раздел – Межбанковские операции.

В 3-м разделе учитывают все операции, возникающие между банками, такие как открытие и ведение корреспондентских счетов, осуществление расчётов по различным операциям, размещение депозитов, предоставление и получение кредитов. Данный раздел включает два подраздела: «Межбанковские расчёты» и «Межбанковские привлечённые и размещённые средства».

4-й раздел – Операции с клиентами.

В 4-м разделе учитывают операции с физическими и юридическими лицами (кроме банков), такие как расчётные операции, депозитные операции, кредитные операции, осуществление расчётов по разным операциям.

5-й раздел – Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

В 5-м разделе учитывают все операции с собственными ценными бумагами и ценными бумагами других эмитентов – долговыми обязательствами, акциями, сертификатами, векселями.

6-й раздел – Средства и имущество.

В 6-м разделе учитывают вложения средств банка в уставный капитал других организаций, расчёты с дебиторами и кредиторами, имущество, доходы и расходы будущих периодов.

7-й раздел – Результаты деятельности.

Глава Б. Счета доверительного управления. В главе «Б» учитывают операции по управлению имуществом клиента. Это управление осуществляют на основании доверенности, оформленной на имя банка. На счетах главы «Б» операции отражают с позиции выгодоприобретателя, поэтому по ним составляют отдельный баланс, который не включают в баланс банка.

Глава В. Внебалансовые счета. В главе «В» учитывают движение ценных бумаг, ценностей, документов, бланков. Все счета главы «В» можно разделить на 2 группы:

1) специальные счета – каждый из них несёт определённую экономическую нагрузку, например: счёт 90701 – «Бланки собственных ценных бумаг для распространения»;

2) вспомогательные счета – не несут никакой экономической нагрузки, они введены только для корреспонденции со специальными счетами:

● 99998 – счёт для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи;

● 99999 – счёт для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

I. Операцию отражают с использованием вспомогательных счетов:

1) если ценность до совершения операции находилась вне банка и не была учтена на счетах банка. Например, приняты на хранение ценные бумаги:

Дебет 90803 – «Ценные бумаги на хранении по договорам хранения»;

Кредит 99999;

2) если после совершения операции ценность будет находиться вне банка, и не будет учитываться на счетах банка. Например, клиенту выдана сберегательная книжка:

Дебет 99999;

Кредит 91207 – «Бланки».

II. Операцию отражают по двум специальным счетам без использования вспомогательных счетов:

1) если ценность переходит в другое качественное состояние, например, выявлен дефектный бланк справки:

Дебет 91202 – «Разные ценности и документы»;

Кредит 91207 «Бланки»;

2) если учитывают пересылку ценностей, например, высланы из хранилища банка в филиал собственные ценные бумаги:

Дебет 90705 – «Бланки, сертификаты, ценные бумаги, отосланные и выданные под отчёт»;

Кредит 90701 «Бланки собственных ценных бумаг для распространения»;

3) если в содержании операции сказано «отосланы», «высланы», то сумма учитывается по дебету «путевого счёта» – 90705 «Бланки, сертификаты, ценные бумаги, отосланные и выданные под отчёт», 91203 «Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчёт, на комиссию».

Глава Г. Производные финансовые инструменты и срочные сделки. На счетах главы «Г» учитывают сделки по покупке, продаже различных финансовых активов, таких как денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы. При наступлении даты расчётов счета раздела «Г» закрывают и сделку учитывают на балансовых счетах.

Глава Д. Счета депо. На счетах главы «Д» учитывают операции с ценными бумагами, проводимые в депозитарии (хранилище ценных бумаг).

 

Вопрос 9. Организация синтетического и аналитического учёта в коммерческих банках

 

Системный бухгалтерский учёт включает в себя синтетический и аналитический учёт. Синтетический учёт даёт представление о деятельности банка в укрупнённых показателях, это остатки и обороты по счетам.

Аналитический учёт детализирует данные синтетического учёта и позволяет тщательно проконтролировать каждую операцию. Синтетический и аналитический учёт ведут в денежных показателях. Синтетический учёт ведут только в рублях, независимо оттого, в какой валюте была совершена операция. Аналитический учёт ведут в рублях, а также дополнительно включают данные об оборотах в валюте по номиналу и в количественных показателях.

Не реже одного раза в месяц данные синтетического и аналитического учёта выверяют, если в ходе сравнения будут выявлены расхождения этих цифр, то выясняют причины и составляют исправительные проводки для внесения изменений в документы синтетического учёта. Главный бухгалтер в обязательном порядке подписывает документы синтетического и аналитического учёта.

Документы синтетического учёта:

1) Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за 1 день. Кроме того, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты – нарастающими оборотами с начала года.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.