|
Руководство по организации педагогической практики магистров направления «Экономика»Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………..7 1.1. Место практики в структуре образовательной программы …..7 1.2. Перечень планируемых результатов обучения………………..7 1.3 Содержание практики…………………………………………8 1.4. Формы отчетных документов по практике…………………10 1.5. Типовые контрольные задания и иные материалы…………11 1.6. Информационно-методическое обеспечение практики……11 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………1.2 2.1. Методические рекомендации к проведению лекций в бизнес-школе………………………………………………………………….12 2.2. Методы «круглого стола» или новые формы проведения семинаров…………………………………………………………………….14 2.3. Тренинговые технологии в проведении практических занятий………………………………………………………………19 2.4. Организация самостоятельной работы…………………………23 2.5. Работа с информационными компьютерными технологиями…25 2.6. Технологии кейс-метода………………………………………..26 2.7. Технологии проектного метода в бизнес – образовании……..29 2.8. Деловые, производственные, имитационные игры……………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ Производственная (педагогическая) практика магистрантов направлена на овладение компетенциями разработчиков образовательных программ, учебно-методических комплексов и других необходимых материалов для обучения персонала, овладения навыками преподавания специализированных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции профессионалов по экономике и управлению персоналом. Педагогическая практика организуется с целью выработки у магистрантов навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы. Цель педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по экономическим дисциплинам. Профессионально-образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, она должна обеспечить базу для проверки магистрантом себя как преподавателя, создать условия для приобретения собственного опыта, для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения. Педагогическая практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах. Настоящая программа педагогической практики магистрантов разработана в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. К задачам педагогической практики магистранта относятся: - овладение необходимыми педагогическими навыками для работы в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования; - владение методическими приемами проведения лекционных и практических занятий по экономическим дисциплинам; - ознакомление с использованием современных образовательных технологий высшей школы; - развитие, индивидуальных и формирование личностных качеств педагога и оратора, а именно: умения проявлять профессиональную индивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать педагогическое общение, четко формулировать цели и задачи, ясно доносить свои научные мысли для аудитории различной степени подготовки. Для прохождения педагогической практики магистрант должен обладать знаниями, необходимыми для преподавания в высшей школе, навыками самостоятельной исследовательской работы. Магистрант также должен владеть навыками работы с информационными ресурсами, расположенными в сети Интернет. Педагогическая практика необходима для написания магистерской диссертации и развития навыков межличностных коммуникаций. Педагогическая практика осуществляется в форме аудиторной или методической работы, соответствующей специализации магистранта. Содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной аудиторной деятельностью (самостоятельное проведение практических занятий, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.) Предполагается совместная работа практиканта с профессорско- преподавательским составом кафедры экономики и управления по решению текущих учебно-методических задач, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрением в учебный процесс.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Место практики в структуре образовательной программы Производственная практика базируется на знаниях следующих курсов дисциплин:«Методология преподавания экономических дисциплин»; «Эконометрика», «Методология экономических исследований», «Микроэкономика» и др. Время проведения практики: второй курс, третий семестр, 2 недели. В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции: · готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса; · готовность организовывать командную работу для решения педагогических задач в процессе изучения учебной дисциплины; · готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении учебным процессом, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; · способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике: проблемное обучение; контекстное обучение; развивающие технологии; имитационная (моделирующая) технология; технология развития критического мышления; поисково-исследовательская технология.
1.2. Перечень планируемых результатов обучения
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
1.3 Содержание практики
1.4. Формы отчетных документов по практике 1. Дневник практиканта: в нем указывается фамилия, имя, отчество практиканта, база практики, закрепление за преподавателем- это руководитель темы магистерской диссертации студента, раскрываются цели и задачи практики, профессиональные компетенции, которыми должен овладеть практикант, расписание учебных занятий студентов, где осуществляется практика, группа студентов, с которой работает студент, учебная дисциплина, по которой преподает студент, ежедневные записи педагогической деятельности,которые предпринимает студент на педагогической практике. Дневник подписывает преподаватель, курирующий деятельность студента, и руководитель практики, осуществляющий общее руководство 2 Отчет об итогах педагогической практики имеет следующую структуру: - в нем определены цели и задачи практики и осваиваемые компетенции профессиональной деятельности. Далее проводится самоанализ деятельности на всех этапах практики – подготовительном, производственном и заключительном. В качестве приложений выступают тексты лекций, практических занятий, рабочей программы учебной дисциплины, кейсов, расчетов, алгоритм деловых игр и список использованной литературы.
1.5. Типовые контрольные задания и иные материалы Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций Каждый студент получает с учетом его профессиональных интересов учебную дисциплину. Изучает Образовательный стандарт, рабочую программу дисциплины. Разрабатывает учебную документацию, консультируется в процессе подготовки с руководителем практики и ведущим преподавателем. Задания связаны с изучением научной литературы о методах и приемах работы в высшей школе, использованием современных образовательных технологий в процессе обучения, разработкой методических указаний и планов практических занятий, конспектов лекций, обновлением списка основной и дополнительной литературы по учебному курсу, организацией самостоятельной работы студента. 1.6. Информационно-методическое обеспечение практики Основная литература 1. Н.В.Бордовская, И.И.Реан. Педагогика высшей школы. Учебное пособие – Спт: Питер – 2013 2. Егоров В.В. Педагогика высшей школы- Новосибирск: СафБД- 2008 3. Л.С.Столяренко и др. Психология и педагогика высшей школы. Ростов на Дону: Феникс -2014 4. Переосмысление развития сферы управления в новой Европе. Европейский фонд образования. Брюссель, 2007 5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия», - 5-е изд. – 2007. 6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник М. ИНФРА-М, 2010 7. Мильнер Б.З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. М. ИНФРА-М, 2008. Дополнительная литература 8. Лайл М. Спенсор Компетенции на работе, перев. с анг. М.: NIRO, 2005. 384с.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 2.1. Методические рекомендации к проведению лекций в бизнес-школе В современном бизнес-образовании претерпевают изменения традиционные методы обучения. Появляются новые формы проведения лекций: 1. Проблемная лекция начинается с вопросов и постановки проблемы, которую в ходе изложения нужно разрешить. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, а готовой схемы решения в прошлом опыте нет. То обеспечивает творческое усвоение принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует познавательную деятельность студентов, способствует успешному применению знаний на практике. 2. Лекция визуализация – то результат использования нового принципа наглядности под влиянием последних данных психолого-педагогической науки. Она учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это формирует у студентов профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. 3. Лекция вдвоем, когда материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, теоретиком и практиком, представителя бизнеса, сторонником той или иной точки зрения. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. Студенты сравнивают точки зрения и делают выбор между концепциями. 4. Лекция с заранее запланированными ошибками как метод обучения была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать бизнес-ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную и неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное число ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают студенты. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко было заметить студентам. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать допущенные ошибки и назвать их в конце лекции. На обзор ошибок, допущенных на лекции отводится 10-15 минут лекционного времени. В ходе разбора даются правильные ответы на вопросы как преподавателем, так и студентами. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов. 5. Лекция – пресс-конференция близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы и передать их преподавателю. Преподаватель здесь же сортирует их по смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов слушателей. 6. Лекция – беседа, по-другому называется «диалог с аудиторией», является распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. 7. Лекция-дискуссия отличается от лекции-беседы тем, что здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением студентов, преодолевать негативные и ошибочные мнения некоторых слушателей. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. Выбор вопросов зависит от темы для осуждения, дидактических и воспитательных задач лекции, а также от особенностей студенческой аудитории. 8. Лекция с разбором конкретных ситуаций похожа на лекцию-дискуссию. Однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Ситуация представляется либо устно, либо в короткой видеозаписи. Изложение ее, несмотря на краткость, должно содержать достаточную информацию для обсуждения и оценки характерного явления. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|