|
Тренинговые технологии в проведении практических занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Тренинг сегодня стал самой распространенной интерактивной технологией среди методов игрового обучения, предметом которых является профессиональное взаимодействие. Его основная цель – формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств человека и формирования его эмоций, интеллекта, метакомпетентностей. На тренинге реализуются следующие задачи: - практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия; - открытие, осознание и демонстрация поведенческих реакций партнеров, манер, индивидуального стиля коммуникации и др. Высокая образовательная результативность тренинга определяется также тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала При использовании разнообразных интерактивных технологий в процессе тренинга обычно предусматривается столкновение участников с релевантными ситуациями (от англ. relevant — уместный, относящийся к делу), возникающими в их реальной профессиональной деятельности, но не разрешаемыми на основании использования стандартных, традиционно применяемых техник и тактик поведения. Это важно для поиска оптимальных путей разрешения ситуаций, выработки эффективного сценария делового взаимодействия, подбора вербального и невербального репертуара, снимающего агрессию и вовлекающего партнера в доброжелательное сотрудничество. Существенной особенностью тренинга является также то, что он позволяет проигрывать процесс взаимодействия людей при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга обусловлен также созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участниками того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе. Для научения и развития компетентностей в современном тренинге используются практически все интенсивные технологии, а именно: - информация, сообщение, мини-лекция; - структурированная и управляемая дискуссия; - мозговой штурм, синектика; - разбор кейса и кейс-стади; - ролевая игра и разыгрывание ситуаций в ролях; - коммуникативные задачи и упражнения; - презентации и самопрезентации - аналитические упражнения; - игры-симуляции, имитационные игры; - фрагменты деловых игр; - видеодемонстрации и видеоанализ поведения участников обучения. Обычно на тренинге используется трехуровневая модель обучения: приобретение – демонстрация – применение. В практике бизнес-образования используются разнообразные виды тренингов. Например, социально-психологические:тренинги социальных навыков, прогнозирования поведения, коммуникативный, развития презентационных навыков и умений, креативности, выработки стрессоустойчивого поведения, тренинги общения, ораторского мастерства. Другие тренинги, используемые в практике обучения, можно отнести к группе управленческих. Например: тренинг лидерства, конкуренции и власти; коллективного принятия решений; тренинг для победителя; формирования команды и т.д. Поиск студентами информации, задания на поиск и обработку информации включает: - написание реферата-обзора; - рецензию на сайт по теме; - анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание; - написание своего варианта плана лекции; - написание фрагмента лекции; - составление библиографического списка; - ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем. Задание на организацию взаимодействия в сети: - обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; - работа в списках рассылки; - общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему; - обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции; - консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию; - консультации со специалистами через электронную почту. Выполнение проектов: - работа по проектам, предложенным преподавателем (использование всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей: поиск информации, диалог в сети, создание web-страниц и web-квестов); - разработка и проведение собственных проектов. В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две большие группы: · ориентированные на приобретение и развитие профессиональных умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективности организационной деятельности (тренинг партнерской беседы, ведения деловых переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, проведения деловых совещаний, телефонной коммуникации, продвижения образовательных услуг, консультирования и др.); · нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностных ориентаций, необходимых для успешного межличностного и межгруппового общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей; мотивационный тренинг; тренинг лидерства и др.). Преподавателю, ведущему тренинг, важно научиться создавать учебно-методические материалы, обеспечивающие его эффективное осуществление. Эта работа проводится на всех этапах тренинга. Предварительная работа до начала обучения: корректируются должностные инструкции специалиста с учетом новых требований; формулируются конкретные цели и задачи обучения; разрабатываются и описываются инструкции для студентов (как выполнять упражнение) и для самого тренера (как проводить упражнение); готовится специальная анкета, позволяющая сделать диагностику уровня компетентности обучаемых «на входе»; подготавливаются необходимые раздаточные материалы и рабочее пособие с заданиями для тренинга. Для того, чтобы добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям: - следить за временем, чтобы закончить вовремя; - избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»; - задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы; - предлагать коллективное задание («выгружение» из игры) на 3-5 мин и завершать его публичной презентацией; - оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал; - получать от участников обратную связь (например, какие эмоции и чувства они испытывали во время тренинга или в данный момент); - напоминать обучаемым, чего им удалось достичь («сухой остаток»), или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии; - благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы. Все современные активные и интерактивные формы проведения практических занятий и семинаров позволяют усилить роль личности преподавателя в учебном процессе, предоставив ему поле для творчества.
2.4. Организация самостоятельной работы Другим инновационным способом организации самостоятельной работы студентов являются симуляции (интерактивные имитаторы реальных ситуаций), которые считаются одними из самых эффективных и современных практических учебных технологий электронного обучения. Электронное обучение –это обучение в интерактивном, дистанцированном формате через Интернет, локальную внутрикорпоративную сеть – Интернет, по электронной почте или с СD-RОМ. Данный вид обучения пока еще остается редкостью в российских вузах и на российском рынке образовательных услуг, но, тем не менее, специалисты говорят о его перспективности, т.к., в первую очередь, он рассчитан на совершенствование студентами умения и способности работать самостоятельно, вести собственное исследование, а также способствует развитию чувства открытия, творческого ощущения, перемещения студента в реальность будущей профессиональной деятельности. Симуляции уже получили широкое распространение в европейских вузах. Обучение при помощи симуляций было разработано и предложено английскими и французскими учеными (Х.И. Элиштоном, Н.Х Лэштоном, К.Джонсом, Ф. Дэбизе и др.). Симуляция – это помещение людей в «фиктивные, имитирующие реальные» ситуации с целью обучения или получения оценки проделанной работы, это обучение действием или в действии. Качественная симуляция включает три структурных компонента: 1) хорошо продуманная рабочая модель профессиональной среды. Модель как структурный компонент симуляции предлагает ключевые варианты типов поведения и взаимодействий с другими людьми; 2)сценарий процесса симуляции направлен на развитие интуиции, поиска альтернативного нестандартного пути решения проблемы; 3)наставник (ментор), который использует стратегию скэффолдинга (scaffolding), основной характеристикой которой является «угасающая помощь» (fading help) со стороны преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. «Скэффолдинг» – это метафора, описывающая особый тип процесса инструктирования, которая имеет место в ситуациях взаимодействия преподавателя (или другого более осведомлѐнного источника) и студентов по решению учебных задач. «Угасающая помощь» со стороны. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|