|
Методы воспитания: понятие и классификация ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод обучения от др.-греч. μέθοδος — путь, «Мой путь» или «моя дорога», или «моё движение». (2-х корневое слово). Методика – «мои способы передвижения и игры», «мой способ игры («ика» - игра, состязание, например: «Музыка»: «Муза+ ика» – игра мыслей) Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия. Методы – это способы и действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание . Метод – это комплекс научных, поэтапных, взаимообусловленных, системных, разносторонних приёмов коммуникации с целью передачи и усвоения ЗУНов в области воспитания, развития, обучения, образования. *1. Необходимо различать Метод - как концепцию обучения – в широком, историческом, глобальном значении. (концепция Песталоцци, концепция Ренессанса, концепция барокко, концепция венских классиков (К.Черни), концепция Макаренко и т.д.
* 2. И Метод – как методический приём конкретного назначения, для конкретного Ученика, для для конкретного Урока, для конкретного времени (для Экзамена, для академического концерта, для технического зачёта, для конкретного произведения, для конкретной ситуации). Ещё одно его название – дидактический приём (греч.: «взаимодействие двоих», «назидательный акт», - способ передать содержание – ЗУНы) Приёмами обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. Методические приёмы ещё называют дидактическими приёмами или формами изложения содержания. Приём обучения ( Дидактический - приём ) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Метод – это комплексное понятие (и процесс и действие),включает в себя следующие комп о ненты: 1. Концепции: - концепцию государственную, выраженную через Закон РФ об Образовании, ФГОСы, ПООПы - концепцию личную (мировоззрение, нравственные ценности, опыт, мастерство, психику и тип личности Учителя) - концепцию общественную (социальную - понимание значимости образования, профессии), - концепцию сословную (аристократическую, демократическую, интернациональную, христианскую и др.) - концепцию корпоративную - (профессионалов – «пианисты», «народники», «духовые», «струнные», «чиновники», инженеры, строители и т.д.) 2. Формы коммуникации – общения с учеником на уроке: - пассивные - активные - интерактивные -демократические - авторитарные - сотрудничество - 3. Методические Приёмы (или Дидактические приёмы): По способу обращения с материалом на уроке, по способу объяснения материала: - словесные - наглядные основные, классические; - практические - контрольно-экзаменационные - ролевые игры - мозговые штурмы - блочно-модульные - эвристические - инновационные - метод сценариев современные (авторские) - программирование - проблемный приём - компьютерные - игровые (постановки, сказки, сценки) - поисковые и т.д. Методических приёмов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, - трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания).
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
1. методы формирования сознания; 2. методы формирования поведения; 3. методы формирования чувств и отношений.
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.
Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. 3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Приемы воспитания Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку. Методы влияния Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога (Российская…, 1993-1996. Т.1; аннотация) (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html). Традиционно выделяются 4 основных способа влияния: · убеждение; · внушение; · заражение; · подражание Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде. Напротив, труднее всего убеждать тех, кто враждебен по отношению к другим и стремится доминировать над окружающими Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии. Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль. Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого. В подростковом возрасте подражание взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием. Виды влияния В современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и ненаправленное влияние Убеждение о бычно является направленным влиянием, тогда как эффекты подражания - результат ненаправленного влияния. В направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное влияние, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду. В качестве такой среды могут выступать люди, составляющие ближайшее окружение учащегося, и сама ситуация, в которую он включен и которая определяет его оценки и отношения. В случае косвенного влияния сущность педагогической позиции и цели учителя скрыты от учащегося. · индивидуально-специфическое и · функционально-ролевое влияние. Индивидуально-специфическое влияние учителя заключается в передаче окружающим еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его уникальные личностные характеристики (доброта, общительность и т.п.). Функционально-ролевое влияние учителя связано с задаваемыми его ролью способами возможного поведения. По существу, обе эти формы влияния неразрывно связаны. Однако в ситуациях, когда учитель не обладает яркими личностными характеристиками и не способен обеспечить необходимый уровень индивидуально-специфического влияния, происходит нарушение этого единства. Влияние на учеников начинает осуществляться им только с позиций своей официальной роли, позволяющей компенсировать невозможность индивидуально-специфическое влияние усиленным применением авторитарных методов.
Формы воспитания Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации к оллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. 11.1.6. Методы самовоспитания и самообразования В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению с амовоспитания Поэтому основными душевными (психическими) факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов (Воли, Желания, интереса, Любознательности и т.д.), обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости Самовоспитание предполагает использование таких приемов, · самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); · самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); · осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); · самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции (Миславский Ю.А., 1991; см. аннотацию). Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 7.
1. Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. 2. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. 3. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|