|
Основы социологии Социальный конфликтВажную роль в социальной сфере жизни общества, всей системе общественных отношений играют социальные конфликты как столкновение двух и более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов. Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни, например, конфликты в области экономики и политики, в национальных отношениях, в социальной и духовной сферах. Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Социальный конфликт (от лат. confliktus- столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом. Личностный конфликт: характеризует противоречия, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Существуют следующие разновидности конфликтов: 1. по количеству участников конфликтного взаимодействия: § внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты; § межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп; § межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу; 2. по направленности конфликтного взаимодействия: § горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой; § вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой; § смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов; 3. по источнику возникновения: § объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию; § субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов; 4. по своим функциям: § созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства; § разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы; 5. по длительности протекания: § кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются; § затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей; 6. по своему внутреннему содержанию: § рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов; § эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни; 7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:
Типологию социального конфликта по остроте противоречий можно представить таким образом: • конфронтация — пассивное противостояние групп с противоположными политическими, экономическими, социальными и иными интересами; как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления; • соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей индивидов со стороны общества, социальной группы, социальной организации; цель соперничества — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей; • конкуренция — особый тип конфликта, цель которого — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам или информации.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от предполагаемого результата. Такая классификация распространена в основном в западном обществознании. Она имеет образные названия, что также характерно для европейских наук об обществе. Конфликты бывают таких форм: • «схватка» — когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; • «дебаты» — где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс • «игра» — где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому споры никогда не завершаются.
Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других. Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые задействованы в конфликте, но не ясно представляют его цели и значение. Это может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса в нем. Субъектом социального конфликта является отдельный человек, социальная группа или организация способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. активно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов: § объекта - конкретной причины столкновения субъектов; § двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; § инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Весь процесс условно включает: предконфликтную ситуацию, начальный этап, этап решающего противоборства, этап устранения инцидента. Между социальными противоречиями и социальным конфликтом находится своеобразное состояние отношений, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Она непосредственно предшествует конфликту и развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать обострение отношений, прямо ведущее к конфликту. Важный момент зарождения конфликта — наличие объекта, обладание которым или избавление от которого связано с удовлетворением потребностей одной из сторон, но нежелательно для другой стороны. В этом случае объект может стать причиной конфликта. В предконфликтной ситуации субъекты прежде чем решиться на конфликтные действия, оценивают свои возможности и возможности противоположной стороны, предпринимают шаги для консолидации своих сил, ищут сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация — это период формирования каждой стороной своей стратегии действий, в назревающем конфликте. Начинается первая фаза социального конфликта: он возникает и разрастается. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию духа участников, убеждая их «идти до конца». Именно на этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прейти к компромиссному решению. Разрастание конфликта идет до появления первых ощутимых результатов противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается. Если первая (начальная) стадия конфликта не удовлетворила противоборствующие силы и они не решили поставленных задач, конфликт переходит на новую стадию — собственно противоборство с одновременным поиском новых сторонников, корректированием тактики и стратегии. Действия могут измениться от открытых к скрытным, от непосредственных к опосредованным. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т.д. По времени они могут стать длительными. Изменение ведения противоборства конфликтующими сторонами обычно расширяет сферу конфликта и число его участников. Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента — это необходимое, но не достаточное условие для погашения конфликта. При определенных обстоятельствах угаснувший или даже разрешенный конфликт может вспыхнуть вновь. Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всей конфликтной ситуации или ее разрешение. Должна быть изжита коренная причина конфликта. Получили обоснование некоторые способы разрешения социальных конфликтов. Главный способ — не допускать социальных конфликтов. К другим способам можно отнести: • благожелательность и толерантность конфликтующих сторон; • использование нравственных средств, нравственной культуры субъектов и участников; • выявление альтернативных мнений и интересов, их оценка и поиск возможностей согласования; • выбор «наименьшего зла» при неуступчивости сторон; • использование психологических знаний при воздействии на противоположную сторону с целью найти решение; • переключение внимания конфликтующих сторон на более важные проблемы; • безусловная честность в процессе поиска методов и средств разрешения конфликта, использование личного примера; • использование третьих лиц при разрешении конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта: § избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его; § переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству; § использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно; § откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное; § третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
Последствия конфликта могут быть: 1. позитивными: § разрешение накопившихся противоречий; § стимуляция процесса социальных изменений; § сближение конфликтующих групп; § усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей; 2. негативными: § напряженность; § дестабилизация; § дезинтеграция.
Карточка №1 Катя и Саша выбирают, какой фильм посмотреть вместе. Она хочет романтическую комедию, он – захватывающий боевик, при этом они не идут на компромисс и никто не хочет уступать.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №2 Двое друзей не могут договориться о том, как провести время. Первый хочет сходить в кино, второй желает просто прогуляться. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №3 Катя и Алена решили поужинать, но они забыли купить хлеб. Ни одна из девушек идти в магазин не хочет.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №4 Двое мальчиков из параллели сильно поругались на уроке физкультуры из-за мяча. К конфликту подключаются одноклассники обеих групп. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №5 Олег из группа 106Р оскорбил девушку из группы 102В. На следующий день молодые люди из группы 102В пришли разбираться с Олегом. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта. Карточка №6 В 10А класс пришла новая девочка из мусульманской семьи. Девочки одноклассницы дразнят ее за ношение платка на голове и длинных юбок.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №7 Света одна единственная сделала домашнее задание по физике, но списать одноклассникам не дала. Из-за этого вся группа получила двойки. После этого урока со Светой никто не разговаривал.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №8 Гена взял у Гоши приставку, но случайно сломал ее. Гоша из-за этого стал настраивать одноклассников против Гены.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Карточка №8 Инга и Катя принимали участие в кулинарном конкурсе. Инга испекла торт, а Катя пирожное. В отсутствие Кати, Инга сверху посыпает пирожное солью, поверх сахарной пудры. Катя за кулисами оскорбляет Ингу и затевает драку.
Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта. Карточка №9 Марина попросила Ирину налить ей чай. Ирина решила пошутить над Мариной и добавила вместо сахара соль. Марина шутку не оценила и вылила чай на Ирину испортив при этом ей кофту. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта. Карточка №10 Два брата учатся в одном классе и постоянно соперничают за лидерство в группе. На одном из уроков браться подрались. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта. Карточка №11 Константин считает, что сына на лето нужно отправить в военно-патриотический лагерь, Марина, мама мальчика считает, что ему там не место и его нужно отправить отдыхать к бабушке в деревню. Задания: 1. Определите вид конфликта. 2. Назовите цель конфликта. 3. Назовите объект и субъект конфликта. 4. Распишите фазы конфликта. 5. Выберите способ разрешения конфликта. 6. Перечислите последствия конфликта.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|