|
Давлетбаева Гульнара РинатовнаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Давлетбаева Гульнара Ринатовна КУРСОВАЯ РАБОТА Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего школьного возраста
УФА 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 1.1.Сущность ролевых игр……………………………………………………..…5 1.2.Виды ролевых игр………………………………………………………….…6 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОПРОВЕДЕНИЮ РОЛЕВЫХИГР 2.1.Этапы проведения ролевых игр…………………………………………..….9 2.2.Обучающие, воспитывающие и развивающие возможности ролевых игр…………………………………………………………………..…..13 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОЛЕВЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В МДОБУ С. САХАЕВО ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» КАРМАСКАЛИНСКОГО РАЙОНА РБ 3.1.Педагогические условия проведения экспериментального обучения…...17 3.2.Организация опытно-экспериментального обучения и воспитания с использованием ролевых игр……………………………………18 3.3 Анализ результатов эксперимента ………………………………………....21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..….25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….28 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..….29 ВВЕДЕНИЕ
Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возрасте. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов воспитания и обучения дошкольников значительно облегчает учебно-воспитательный процесс, делает его ближе и доступнее детям, как на младшей группе, так и на средней и старшей группах. Передовая педагогическая практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов ролевых игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению словарного запаса у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений. Актуальность темы настоящей курсовой работы вызвана тем, что ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует развитию сферы общения. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место во всех периодах дошкольного обучения. Цель курсовой работы: изучить методику и практику использования ролевых игр в дошкольном образовании на подготовительном периоде развития дошкольника. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - изучить понятие ролевых игр; - рассмотреть этапы ролевой игры; - изучить виды ролевых игр; - рассмотреть обучающие возможности ролевых игр; -изучить практические вопросы обучения ролевым играм на младшем, среднем и старшем периодах развития дошкольника; Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс. Предметом исследования является сюжетно - ролевая игра дошкольника. Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Сущность ролевых игр. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. Определить сущность ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней уподобляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в различные контакты между собой и по своему желанию имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, встречаясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его всестороннего развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Виды ролевых игр. Видов ролевых игр большое количество их можно распределить по разным категориям. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.[ 3; с.156 ] Основной структурой ролевой игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно условно разделить группы: - отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); - отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); - отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, побуждает интерес и желание играть. Центром игры и структурной особенностью является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила,определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.[3; с.158] Сюжетно-ролевые игрыделятся: - по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); - по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); - по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные). [5;с.84] Обобщая, хочется сказать, что ролевая игра - это прием, который помогает детям совершенствовать речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актерском мастерстве.
Выводы к главе 1 Итак, игра - это традиционный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание,память, мышление и творческие способности. Таким образом, педагоги должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет большое удовольствие ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Игры применяются, как отдельные элементы занятий или на целое занятие или может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.
Выводы к главе 2 Как сказала Русакова, - «Особая роль в проведению ролевых игр принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка.[7; с.273] В играх проявляется творческое воображение ребенка. Творческие игра мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Выводы к главе 3 Для ребёнка дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие ребёнка в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебно-воспитательный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры воспитатель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Таким образом, используя на своих занятиях ролевые игры, я каждый раз убеждаюсь в том, что ролевые игры являются мощным средством развитии ребенка, повышает интерес к предмету и всегда дает хорошие результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении поведем итоги. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.[9;с.72] Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: 1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. 2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. 3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. 4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей. На основе выводов можно дать следующие рекомендации: 1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр. 2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. В третьей части работы были рассмотрены практические материалы по использованию ролевых игр в подготовительной группе, провели ролевые игры «Поликлиника», «Школа», «Путешествие», «Кафе». В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения и воспитания, так как она: - способствует созданию благоприятного психологического климата на занятиях; - усиливает мотивацию и активизирует деятельность детей; - дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Поэтому использование ролевых игр на занятиях повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к занятиям на всех этапах развития. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 2011. - 336 с. 2.Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 2012. - 321 с. 3.Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 2012. 284 с. 4.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2013. - №2. - С. 84 - 87 5.Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. – 2013,. - №3. - С. 81 – 85 6.Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 2012. - 210 с. 7.Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 2011. - 280 с. 8.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2011. 109 с. 9.Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2012. - №4. - С. 70 - 74 10.Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 2014. - 78 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Опрос 1.Тебе нравится в садике? § не очень § нравится § не нравится 2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в садик или тебе часто хочется остаться дома? § чаще хочется остаться дома § бывает по-разному § иду с радостью 3.Если бы воспитатель сказал, что завтра в садик не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в садик или остался дома? § не знаю § остался бы дома § пошел бы в садик 4.Ты часто рассказываешь о садике родителям? § часто § редко § не рассказываю 5.У тебя в садике много друзей? § мало § много § нет друзей 6.Какое занятие больше тебе нравиться в садике? § развитие речи § ознакомление с природой § ознакомление с окружающим миром § математика § изобразительная деятельность § физическое воспитание
Давлетбаева Гульнара Ринатовна КУРСОВАЯ РАБОТА Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего школьного возраста
УФА 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 РОЛЕВЫЕ ИГРЫ 1.1.Сущность ролевых игр……………………………………………………..…5 1.2.Виды ролевых игр………………………………………………………….…6 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|