Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА III. Информационные технологи в обеспечении качества NOP.





Стандарт ISO 8402 – 94 «Качество. Словарь» определяет качество как совокупность свойств характеристик продукта (изделия или услуги) относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Другими словами, качество – это агрегированное восприятие потребителем свойств и характеристик продукта (функциональности, надежности, безопасности, комфортности, экологичности и пр.) в их неразрывной взаимосвязи на всем протяжении цикла владения (цена продажи плюс затраты на эксплуатацию, ремонты, модернизацию и пр.) являются базовыми понятиями, определяющими конкурентоспособность продукта, его позиционирование на том или ином сегменте рынка.

При создании новых образцов НОП стоимость владения рассматривается как целевое ограничение, в которое должны укладываться изделия и системы при безусловном соответствии заданным тактико – техническим характеристикам и показателям качества.

Качество, цена и эксплуатационные издержки потребителя формируются на проектно – производственной стадии жизненного цикла НОП и определяются степенью совершенства научно – исследовательской, конструкторской базы разработчика НОП. Производственной, организационной и управленческой составляющих бизнес – среды производителя.

Понятие «гарантированное обеспечение качества» как особого вида деятельности в проектно – производственной сфере современных предприятий появилось относительно недавно, что связано с кардинальными изменениями требований рынка.

Сегодня поставщик должен доказывать и демонстрировать потребителю наличие определенной степени совершенства, зрелости и устойчивости своей проектно – производственной и организационно – управленческой среды. В результате новых требований рынка появилось понятие «система качества» как совокупность организационных структур, правил, процедур и ресурсов поставщика по гарантированному обеспечению качества.

В сегодняшних условиях наличие у поставщика сертифицированной по требованиям стандартов ISO 9000 системы качества является своеобразным «пропуском» для выхода продукции на мировой рынок. Однако, российские предприятия ВПК, имеющие сертификаты соответствия собственных систем качества требованиям ISO 9000, до сих пор не способны обеспечить гарантированный стабильный уровень качества выпускаемой продукции. Причины такого положения заключаются в следующем:

1. Стандарты ISO 9000:2000 являются отражением рыночной модели экономики, многолетнего опыта западной корпоративной культуры управления и организации бизнеса. Без глубокого реформирования организационных структур отечественных предприятий и организаций, реинжиниринга их бизнес – процессов, гармонизации нормативной базы с требованиями международных и корпоративных стандартов нельзя говорить о реальном создании на отечественных предприятиях систем качества, адекватных современным системам качества.

2. Неправильное понимание роли и места системы качества в общей организационной структуре предприятия. Система качества рассматривается как отдельная функциональная подсистема предприятия, наряду с подсистемами материально-технического снабжения, подготовки производства и пр., то есть в роли прямой наследницы комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) советского периода. На самом деле качество является ядром организационной системы управления предприятием.

3. Чрезмерное увлечение формальной стороной создания систем качества (написание «Руководств по качеству», проведение аудитов, получение сертификатов и пр.).

4. «Фетишизация» требований стандартов ISO 9000, неправильное мнение о том, что их безусловное и реальное исполнение приведет к автоматическому повышению качества деятельности предприятия и выпускаемой им продукции. Стандарты ISO 9000:2000 носят очень общий, не зависящий от специфики деятельности конкретного предприятия, характер и регламентируют лишь минимальный набор безусловно необходимых функций и процедур. По оценкам американских экспертов. Соблюдение требований ISO 9000 только на 17% соответствует облику идеального предприятия. Остальные 83% должны «добираться» за счет других методологий обеспечения качества и совершенствования деятельности предприятия, которые в отечественной практике почти не применяются.

 

 

Такими методологиями являются:

- постоянный реинжиниринг бизнес – процессов (Business Process Reengineering, BPR);

- параллельный инжиниринг (Concurrent Engineering, CE);

- интегрированная разработка изделий и процессов (Integrated Product and Process Development, IPPD);

- непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий (Continuous Acquisition and Life Cycle Support, CALS);

- тотальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);

- интегрированная модель зрелости процессов (Capability Maturity Model Integration, CMMI).

Чем выше уровень зрелости компании, тем более предсказуемыми и управляемыми становятся процессы и, как следствие, более предсказуемо и качественно будут реализованы проекты.

5. Сужение проблемы обеспечения качества до единой «технической» составляющей вместо, по крайней мере, двух:

- первая составляющая («технологическая среда») – соответствие параметров конкретной единицы продукции заданным тактико – техническим требованиям. Обеспечивается технологической средой (технологии, оборудование, персонал, методы выходного контроля и испытаний), то есть процессами, создающими добавленную стоимость;

- вторая составляющая («бизнес - среда») – гарантированное обеспечение повторяемости качества при серийном изготовлении продукции. Обеспечивается системой организации и управления бизнес – процессами на всех этапах жизненного цикла продукции.

Таким образом, проблема гарантированного обеспечения качества продукции не сводится к созданию (а тем более к сертификации) системы качества. Соответствующей требованиям ISO 9000.

Как известно, что качество продукции – это производная от качества деятельности предприятия, качества его бизнес – процессов, технологического базиса и информационных технологий.

Обобщенная схема взаимного позиционирования качества продукции российского и западного ВПК представлена на рисунке 1, где в качестве осей координат выбраны уровни развития технологического базиса, бизнес – процессов и информационных технологий.

Уровни зрелости бизнес- процессов

Уровни технологического базиса:

Т1 – универсальное технологическое оборудование с ручным управлением, доля оборудования с ЧПУ первых поколений (с возрастом более 15 лет) не превышает 20 %. Технологические процессы контролируются либо по качеству продукции на выходе, либо по косвенным признакам. Отсутствуют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров процессов.

Т2 – более 50% станочного парка составляет оборудование с ЧПУ традиционных компоновок с возрастом менее 10 лет. Технологические процессы имеют средства объективного контроля и регулирования прямых параметров, с автоматическим протоколированием хода процессов.

Т3 – более 90% станочного парка составляет оборудование с новыми интеллектуальными устройствами ЧПУ, в том числе на базе новых конструктивных решений (линейные приводы, мехатронные модули, параллельная кинематика и пр.). Технологические процессы изготовления каждой детали предварительно моделируются на специализированных встроенных САЕ – системах с автоматической корректировкой параметров по результатам моделирования. В целом технологическое оборудование обеспечивает гарантированную 100%-ную годность с первой же детали.

Уровни используемых информационных технологий:

И1 – частичная автоматизация плановоучетных функций (заработная плата, материально-техническое снабжение, конструкторско – технологические спецификации и пр.). фрагментарное использование изолированных CAD – систем при проектировании изделий и подготовке производства. Обмен электронными данными системами отсутствует, документооборот предприятия полностью бумажный.

И2 – два основных «острова» автоматизации – система проектирования и подготовки производства изделий (CAD/CAM/CAE/PDM) и система управления ресурсами предприятия (MRP/ERP), плюс целый ряд автономных систем для решения отдельных функциональных задач. Документооборот предприятия носит смешанный (бумажно – электронный характер).

И3 – единая корпоративная информационная система на базе PLM – решения, состоящая из полностью интегрированных функциональных подсистем, охватывающих все стадии жизненного цикла продукции. Документооборот предприятия полностью электронный.

Совокупность методов и методик организации информационных процессов в производственных системах, позволяющих осуществить выбор и использование необходимого информационно-технического решения для синтеза знания о производственной ситуации, составляет содержание концепции формирования информационного ресурса системы управления наукоемким производством.

Система управления информационным пространством производственной организации формируются в специфической среде, характеризуемой как информационный ресурс системы управления - системой организации потоков внутренней и внешней информации, а также методов и средств поиска, обработки и распределения информации в организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом.

Система управления качеством состоит из упорядоченной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества произведенной продукции при минимальных затратах. Оценка эффективности системы качества достаточно сложная процедура. Опыт предприятий, внедривших информационное обеспечение системы менеджмента качества показывает, что в результате внедрения существенно улучшаются показатели работы предприятия: сокращается количество рекламаций, брака продукции и т.д. Новшество позволит не только выпускать качественную продукцию, но сделает ее производство более экономичным.

Создание информационного обеспечения системы управления качеством состоит из трех этапов, на первом необходимо в первую очередь проанализировать состояние подразделений и организации в целом. На втором этапе необходимо сформировать комплект рабочей документации, разработать соответствующие мероприятия и оценить их эффективность, оформить рабочие проекты. А заключительный этап создания системы менеджмента качества на предприятии включает: реализацию проекта, контроль и анализ внедрения рабочих проектов, сертификацию и совершенствование системы менеджмента качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 (ИСО 19011-2002) Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь": принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст. - М.: Издательство стандартов, 2003.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования": утв. постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 333-ст). - М.: Издательство стандартов, 2001.

Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент. текст / Н.М. Абдикеев. – ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

Аристов О.В. Управление качеством продукции. Нормативные и методические материалы [Текст] / О.В. Аристов. - ЮНИТИ, 2006. - 374 с.

Бабанский А.В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. - Минск: ИП "Экоперспектива", 2009. - 237 с.

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 224 с.

Будищева И.А. Регулирование затрат по обеспечению качества продукции [Текст] / И.А. Будищева, Я.Д. Плоткин - М.: Издательство стандартов, 2003. - 184 с.

Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред.Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ.А. Раскина. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 280 с.

Корпышов А.Ю. Анализ затрат на качество [Текст] / А.Ю. Корпышов // Теория и практика финансового анализа. - 2002. - №5. - с.1 - 26 с.

Круглов М.Г. Менеджмент систем качества [Текст] / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов. - М.: Изд-во стандартов, 2005. - 470 с.

Моисеева, Н. К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии [Текст]: Учебное пособие / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.

Алфавитно-предметный указатель общероссийского классификатора стандартов [Электронный ресурс] // URL: http:// www.engenegr.ru (дата обращения: 06.06.2016).

Учебные материалы [Электронный ресурс] // URL: http://works.doklad.ru/view/ZT4U1mpSMHI/all.html (дата обращения: 06.06.2016).

Электронная библиотека студента [Электронный ресурс] // URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=583116 (дата обращения: 06.06.2016).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.