Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для направлений: «Социология» / «Государственное и муниципальное управление» (очная форма) / «Государственное и муниципальное управление» (заочная форма)





№ темы дисциплины Тематика практических и/или семинарских занятий Технологии проведения Трудоёмкость в часах
1. Демография как наука: понятие, объект, предмет, цели и задачи. История становления и развития демографии в России и за рубежом. Связь демографии с другими науками. Методология и методы демографии. Теоретическая и практическая значимость исследований народонаселения. Контроль усвоения знаний по теме лекции: Устные ответы на вопросы по теме лекции Выступления и презентации. Дискуссия. 2/4/-
  Источники информации о населении: понятие, классификация, отличительные особенности. Роль демографической информации для практической деятельности и научных исследований. Демографические события и текущий учет движения населения. Перепись как форма учета населения Контроль усвоения знаний по теме лекции: Устные ответы на вопросы по теме лекции Выступления и презентации. Дискуссия. 2/6/-
  Понятие и назначение показателя «Численность населения», отличие наличного населения от постоянного. Сущность понятия «демографический баланс». Система показателей состава населения. Виды демографических структур и их содержание. Понятие и типы возрастной структуры населения. Методика построения возрастно-половых пирамид. Динамика состава и численности населения мира, Европы, России и стран СНГ. Демографическое старение: понятие, методика расчета, тенденции и последствия. Признаки «демографического взрыва» и «депопуляции» Контроль усвоения знаний по теме лекции: Презентация и обсуждение и результатов показателей численности населения российских регионов, составленных студентами на основе данных Росстата 2/4/-
  Понятия «семья» и «брак» как социально-демографические категории. Тенденции брачности и разводимости в России и в мире. Соотношения понятий гражданский брак, юридический брак, законный брак, церковный брак, фактический брак. «Брачный рынок» как социально-демографическая и экономическая категории. Особенности демографической структуры семьи от характера супружества, родительства и родства. Трансформация брачно-семейных ценностных ориентаций в России и в мире. Функции современной семьи. Современное состояние семьи. Направления исследования семьи в демографии, социологии и статистике. Контроль усвоения знаний по теме лекции: Фокус-группа по теме «Ценности семьи и брака». Выступления и презентации. Дискуссия.     2/6/2
  Понятие естественное движение населения и его составляющие. Тенденции изменения естественного движения в России, в европейских странах и в мире. Источники информации о естественном движении народонаселения. Понятие «рождаемость» как социальный процесс и явление. Методы и показатели для исследования. Репродуктивное здоровье. Репродуктивное поведение. Факторы, влияющие на рождаемость. Понятие воспроизводства населения: методы расчёта. Режим воспроизводства.   Контроль усвоения знаний по теме лекции: Решение тестов по теме лекции. Выступления и презентация. Дискуссия.   2/4/-
  Понятие смертность. Таблицы смертности и их назначение. Причины смертности и их тенденции в России и в мире. Функция дожития народонаселения. Особенности социально-демографической категории «продолжительность жизни» и «самосохранительное поведение». Риски заболеваемости в трудоспособном возрасте. Последствия постарения населения и возможности их смягчения мерами социальной политики. Здоровье в ценностном мире студентов. Контроль усвоения знаний по теме лекции: Аналитическая работа по результатам авторских опросов и вторичным результатам исследований. Выступление и презентация. Дискуссия.   2/4/2
  Понятие «миграции» как основного процесса в демографии. Классификация миграции как социально-демографического процесса. Методы и точность исследования механического движения населения. Специфика трудовой миграции в России и за рубежом. Влияние миграции на демографическую структуру населения. Влияние миграции на социально-экономические преобразования в обществе икачество жизни населения. Контроль усвоения знаний по теме лекции: Авторская работа по результатам исследований. Выступление и презентация. Дискуссия.   2/2/2
  Понятие и назначение демографических прогнозов. Классификация демографических концепций и прогнозов. Методы и методики прогнозирования численности и состава населения. Точность демографических прогнозов. Демографические прогнозы для нашей планеты. Особенности современной демографической политики в области народонаселения: отечественный и зарубежный опыт. Опыт стимулирования рождаемости. Эффективность российских национальных проектов (демографический аспект). Сущность «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г.» Контроль усвоения знаний по теме лекции: Проведение деловой игры «Демографическая политика России!» (для направления «Социология»). Защита реферата (для направления «Государственное и муниципальное управление (очная форма обучения). Написание контрольной работы (для заочной формы). Подведение итогов изучения дисциплины.   4/4/2
  Итого: 34/8  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Для направлений: «Социология» / «Государственное и муниципальное управление» (очная форма) / «Государственное и муниципальное управление» (заочная форма)

№ п/п № темы дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоёмкость в часах
1. 1-7     Выполнение домашних заданий к конкретному занятию, разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины, изучение рекомендованных к занятию литературных источников в т.ч. Интернет-ресурсами. Подготовка выступлений с презентацией. Подготовка к тестированию. 18/45/87
2. 2-8 Подготовка к деловой игре. 8/-/-
3. 2-8 Выбор темы реферата, написание и защита реферата. -/15/-  
4.   Подготовка к контрольной работе (для заочной формы обучения) -/-/4
4. 1-8 Подготовка к зачету 5/5/5
Итого: 38/58/96

 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

· обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов;

· решение тестов;

· участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины;

· участие в деловой игре (для направления «Социология»);

· написание рефератов (для направления «Государственное и муниципальное управление (очная форма обучения);

· выполнение контрольной работы (для заочной формы обучения).

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Оценка знаний студентов осуществляется по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансового университета и реализуются следующим образом:

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет Баллы (рейтиговая оценка)
Выставляется студенту, если он показал знания не только основного, но и более углубленного программного материала, грамотно изложил его, допустил не существенные неточности в ответе и при решении практических задач, выполнил работу в семестре. зачтено 51-100
Выставляется студенту, если он не показал знания значительной части программного материала, допустил существенные ошибки, не сумел даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы, не выполнил практические задания. не зачтено 0-50

 

В зачетную книжку студента проставляется по общепринятой системе «зачтено» или «не зачтено».

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные акты

1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025г.//http:/www.demoscope.ru.

2. Указ Президента РФ "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Президент Российской Федерации Москва, Кремль19 декабря 2012 года, №1666 http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html

Основная литература:

1. Демография: Учебное пособие /кол. авт.; под ред. проф. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина – 4-ое изд. – М.: КНОРУС, 2010 – 288 с.

Дополнительная:

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структуры и процессов. – М.: «Nota Bene», 2004.

2. Архангельский В. Н. Репродуктивное и брачное поведение // СОЦИС. 2013. №2.

3. Атлас демографического развития России. Научный совет по Программе Президиума фунд. исслед. Российской академии наук "Экономика и социология знания". Под ред. ак. РАН Г.В. Осипова и проф. С.В. Рязанцева. - М.:Экономическое образование, 2009.- 220 с.

4. Багирова А.П., Илышев А.М. Факторы репродуктивного поведения населения (Анализ межстрановых и межрегиональных различий)// Социс. 2009. № 2.

5. Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда. // СОЦИС. 2013. №5.

6. Вишневский А.Г. Россия перед демографическим выбором: выступление и интервью Гос. Унт. – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУВШ, 2007.

7. Гольцева Е.В., Лещенко Я.А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС. 2010. №2.

8. Де Танги А. Миграция российских квалифицированных специалистов: причины, проблемы, перспективы//Мир России. 2007. №1.

9. Демографическое развитие России в XXI веке / Под ред. акад. Осипова Г.В. и проф. Рыбаковского Л.Л. - М.: Экон-Информ, 2009. - 340 с.

10. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе: локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) // СОЦИС. 2013. №5.

11. Иванова А. Е. Потребность населения в долголетии и степень ее реализации // СОЦИС. 2013. №5.

12. Ионцев В.А. Экономика народонаселения: Учебник - ("Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова") (ГРИФ) /Ионцев В.А. – М.: Инфра-М. 2009.

13. Капица С.П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. — М.: «Альпина Нон-фикшн», 2010.

14. Кузьменко Т. В. Прогноз семейно-демографической ситуации в России [Текст] / Т. В. Кузьменко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. – 2008. – № 2. – С. 133-145.

15. Кузьмин А.И. Основы демографии: Курс лекций. Учебное пособие. – М.: РУДН, 2003г

16. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: экономико-социологическое исследование / С. В. Рязанцев, Хорие Норио; Ин-т социально-политических исследований РАН, Центр социальной демографии и экономической социологии. - М.: Науч. мир, 2011. - 191 с.

17. Носкова А. Семья перед лицом вызовов глобализирующегося мира. // СОЦИС. 2013. №5.

18. Пенухина Е.Л.Социально-демографические риски долгосрочного развития российской экономики./Проблемы прогнозирования,2010, №2.

19. Плотникова Ю.С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения // СОЦИС. 2009. №9.

20. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе /Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В.Синявской; Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП, 2009.- 336 с. http://www.socpol.ru/publications/pdf/PiDMiG1_end.indd.pdf

21. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал понятие и критерии оценки.// СОЦИС. 2009. №2.

22. Саградов А.А. Экономическая демография. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012 - 254 с.

23. Сборник Россия в цифрах. – М., 2012г.

24. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проспект, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.wciom.ru/ - журнал ВЦИОМ

1. http://www.podmoskovje.ru/find/stat/?hierarchy=.0.861 - демографические показатели Московской области

2. http://demoscope.ru – журнал «Демоскоп»

2. http://www.demostudy.ru/links.htm - кафедра демографии МГУ

3. http://www.gks.ru/ - Росстат

3. http://www.isras.rssi.ru/R_SocIs.htm- журнал «Социологические исследования (СОЦИС)»

4. http://www.vcug.ru/publc-ni-uikzh.html - журнал «Уровень и качество жизни населения»







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.