Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие образования в XIV–XVIII вв.





Образование ишкольников. В XVI в. на украинских землях, как и в предыдущиевремена, при церквях и монастырях действовали начальные школы. Дьяки, которые учительствовалитам, учили детей чтению и письму на церковнославянском языке, арифметике ипения.

Дети состоятельных слоев общества имели возможность получитьдомашнее образование. С помощью вчителивбакалаврив, кроме чтения, письма иарифметики, они изучали латинский и греческий языки, основы философии.

В 70-х гг XVI в. на украинских земляхпроисходит становление учреждений среднего образования. В Европе в это время возникалисредние школы, где обучали латинского языка и «семи свободных наук»- Грамматики, риторики, диалектики, арифметики,геометрии, астрономии и музыки. В Украине учебными заведениями такого типастали славяно-греколатинськи школы.

Первую такую школу открыл князь К.-В. Острожский в своемзамка Около 1578 г. Содержалась она на средства князя. Острожский такжеоткрыл в своем замке типографию, организовал научный кружок и начализучения в своей школе основ философии. Это означало, что Острожскаяшкола стала, кроме среднего, давать начало высшего образования. Одновременно сэтим при поддержке князя приглашенные им украинские и греческие филологи и богословыготовили перевод Библии на церковнославянском языке для последующей печати. Созданкнязем К.-В. Острожским образовательный, научный и издательский центр современники суважением называли академией.

Славяно-греколатинськи школы основывали также православные братства. Первая такая школа на украинском земляхбыла создана 1585 при Львовскомбратстве.

35.Братства и братские школы.

В 15-17 вв. в городах стали появляться братства - религиозно-национальные объединения, которые создавались при церквях ремесленниками, торговцами, купцами. Братства решали прежде всего религиозно-благотворительные задачи: следили за храмами, организовывали общественные богослужения, братские обеды, помогали бедным и больным братчикам и др.

С конца 16 в. братства развернули культурно-образовательную деятельность: открывали школы, библиотеки, издательства.

Львовское братство при церкви Успения Богородицы известно с 1439 г.

В конце 16 в. оно открыло первое в Украине издательство, пригласив на работу Ивана Федорова. В 1586 г. организовало Львовскую братскую школу.

Ректором стал Иван Борецкий (будущий киевский православный митрополит)

В 1615 г. в Киеве на Подоле была создана братская школа. Первым ректором школы был бывший ректор Львовской братской школы Иван Борецкий (1615-1618), затем Мелентий Смотрицкий (1618-1620) и др.

Программы братских школ имели религиозный характер и предусматривали изучение языков: греческого, латинского, польского, старославянского, а также – философии, риторики, грамматики. Преподаватели школы стояли на страже православия и вели борьбу с католицизмом. При братских школах создавались библиотеки. В библиотеке Львовской братской школы было 9 разных изданий сочинений Аристотеля, полное собрание сочинений Платона, другие философские трактаты.

36.Возникновение и развитие среднего образования в Украине XV–XVІII вв.

Высшее образование начало развиваться в Украине в 16 в. В 1578 г. в Остроге был создан Острожский греко-славянский коллегиум. Основал Острожскую коллегию известный меценат украинской культуры и поборник православия князь Константин Острожский.

Первым ректором был писатель и педагог Герасим Смотрицкий. Программа коллегиума предусматривала занятия по грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке; изучение греческого, латинского, старославянского языков. В истории украинского образования Острожская коллегия имела большое значение: она готовила преподавательские кадры для братских школ, формировала украинскую элиту. В 17-18 вв. большую роль в образовании Украины и России имел Киево-Могилянский коллегиум, созданный Киевским митрополитом Петром Могилою в 1632 г. на базе киевской братской школы и Лаврской школы.

В 1701 г. Киево-Могилянский коллегиум был преобразован в Академию. Исследователи считают, что именно академия являлась первым высшим учебным заведением в Украине и России. Так, Московский университет открыт в 1755 г., а Петербургский университет в 1819 г.Строк обучения в Коллегиуме был 12 лет.

Программа предусматривала изучение 7 вольных наук: грамматики, риторики, поэтики(пиитики), философии, математики, астрономии, музыки. Обучение велось на польском и латинском языках.

В начале 18 в. латинский язык был вытеснен украинским языком. В Академии изучались также французский, немецкий и древнееврейский языки.

В начале 18 в. были созданы филиалы Академии в Чернигове, Белгороде (вскоре переведена в Харьков) и Переяславе. В 1817 г. Академия закрыта, как светское учебное заведение, и преобразована в духовную академию для подготовки высших церковнослужителей российской православной церкви.

В следствии этого, центр культурного развития, который на протяжении 17-18 вв. находился в Украине, переместился в Россию, из Киева - в Петербург.

Львовский университет был создан на базе польского иезуитской коллегиума в 1661 г. и ставил перед собой цель полонизации украинского населения. Обучение в нем велось на польском, немецком и латинском языках.

37.Начало книгопечатания в Украине. Литература.

Важным событием в культурной и политической жизни Европы в средине 15-го столетия было появление книгопечатания. Первый типографский станок был изобретен немцем И. Гуттенбергом в 1450 году. В Украине первую типографию создал Иван Федоров, которому помогло создать типографию львовское братство. В 1574 г. (ровно через 10 лет после издания первой книги в Москве) он выпустил в Украине новое издание «Апостола», а потом первую славянскую «Азбуку».

В 1581 в. князь Константин Острожский пригласил к себе И. Федорова, где он создает новую типографию. В Остроге он печатает полную славянскую Библию («Острожская Библия»). Литература

Оригинальной литературы этого периода не сохранилось. Развивается фольклор, исторические думы и песни. Тематика этих произведений: турецко-татарский плен, побег из неволи, смерть казака в степи, жестокость турок и др. Полемическая литература – литература, посвященная религиозной дискуссии.

В полемической литературе можно выделить:

- Научно-теологические трактаты и историко-политические памфлеты, открытые письма и др.

-Художественная литература, направленная против католицизма.

-Произведения ораторского искусства, легенды, басни, поэзию и др.

Известным писателем-полемистом этого периода был Иван Вышенский. Григорий Сковорода (1722-1794)-выдающийся украинский просветитель-гуманист, поэт и ученый-философ 18 в. Образование он получил в Киево-Могилянской академии. Преследуемый властями, он с 1779 г. путешествует по Украине. Работает в Харьковском Коллегиуме, преподает этику благонравия, пишет стихи, сочиняет песни («Басни Харьковские», «Всякому городу нрав и права» и др.)

38.Развитие живописи в Украине XIV–XVІII вв.

-Иконопись.

-Светский портрет

Дмитрий Левицкий (1735 - 1822), сын украинского художника Григория Левицкого (1698 - 1769), академик Петербургской академии искусств, написал более 100 портретов.

Антин Лосенко-представитель классицизма, академик и ректор Петербургской академии искусств. Произведения: «Владимир и Рагнеда», «Авель», портрет Волкова и др.

Владимир Боровиковский-родился в семье казацкого старшины, ученик Левицкого, академик. Раннее творчество связано с Украиной (росписи в Почаеве. Работал в стиле классицизма, написал свыше 160 портретов российских вельмож, особ царского дома, женщин (автопортрет, портреты Лопухиной и Волконского), расписывал церкви в Миргороде, Могилеве, в Санкт-Петербурге, создал первые в России литографии.

39.Архитектура Украины XIV–XVІII вв.

В 13-14 вв. строительство продолжалось на Волыне, в Галиччине, Закарпатье. Это были:

1)оборонные сооружения-замки и крепости (Каменец-Волынский, Мукачево, Ужгород и др.);

2)религиозные сооружения-церкви и монастыри.

Осип Старцев (вт. пол. 17 ст.) - российский архитектор, один из первых, кто работал в Украине. Построил в Киеве Собор Братского монастыря (1693) и Николаевский собор (1696), переименованный в 19 в. в Военно-Никольский собор.

Варфоломей Растрелли (1700 - 1771), работал в стиле российского барокко. По его проекту в Киеве построена Андреевская церковь. Внутреннее оформление церкви выполнено в стиле рококо. Другие работы: Большой дворец в Петергофе (1747-52), Смольный монастырь (1748-1764).

Бернард Меретин (к. 16 в. – 1759) украинский архитектор, немец по происхождению, построил собор св. Юры во Львове (1715-70), ратушу в Бучаче (1751).

В п. п. 18 в. в Киеве архитектор Йоган Шедель. Им построена 23-х метровая колокольня Киево-Печерской Лавры (1731-1743), достроена колокольня Софиевского собора (1744-1748).

В 19 веке появилась Николаевская церковь, а в начале 20 века - Благовещенский собор и др.

Архитекторы: Ярославский, Тон, Величко, Бекетов и др.

40.Театр и музыка XIV–XVІII вв.

Музыка. В 18 в. в украинской музыке господствовал стиль барокко, которому было присуще многоголосие и такие жанры, как хоровой концерт, псалом, кант, романс. Среди известных композиторов: Березовский, Бортнянский, Ведель.

Максим Березовский -написал оперу «Ифигения», концерты и др. Работал в Харьковском Коллегиуме. Создал хоровое пение в украинской духовной музыке.

Дмитрий Бортнянский-композитор, преподавал в Харьковском Коллегиуме. Пел в хоровой капелле Петербурга, затем переведен в придворную капеллу. В Италии поставлены его оперы на итальянское либретто: «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779).

С 1796 г. - управляющий придворной капеллой, которая состояла в основном из украинцев. Написал более 100 произведений церковной музыки.

Артем Ведель-композитор, хоровой дирижер, певец. Закончил Киевскую академию, руководил церковными хорами в Москве, Киеве, Харькове. Преподавал в Харьковском коллегиуме. Автор хоровых концертов на религиозные темы. Был послушником Киево-Печерской Лавры.

Театр: Школьный театр

Вертеп

В первой половине 17 в. в Украине появился кукольный, марионеточный театр - вертеп. Наиболее популярным он стал во вт. пол. 18 в. в эпоху упадка Киево-Могилянской академии, когда ряды вертепников пополнили воспитанники академии. Распространяли вертеп прежде всего путешествующие дьяки.

Вертепный спектакль разделялся на две части: религиозную и светскую (трагическую и комическую). Религиозная часть в основном была связана с рождественскими событиями, светская - рассказывала о жизни простых людей, ей была присуща национальная окраска.

Вертеп имел вид двухэтажного сооружения. Рождественские действия происходили вверху, а внизу шли интермедии.

Вертеп – явление украинское, самобытное.

с 1808 г. – в Харькове театр – профессиональные труппы Калиновского, Штейна, Млотковского.

Актеры – Щепкин, Угаров, Соляник, Острякова, Кропивницкий, Саксаганский, Садовский

41.Особенности украинского барокко.

Период вт. пол. 17 и 18 вв. вошел в историю искусства, как золотой век украинской архитектуры, главный стиль в архитектуре - казацкое барокко (украинское барокко).

Украинское барокко -архитектурный стиль, появившийся в Украине в 17 веке.Отличается от западноевропейского барокко более умеренными орнаментами и упрощёнными формами, а также растительным орнаментом.

Особенности:

-Устойчивые аллегорические образы

-проявления героико-патриотической темы

-героизация изображаемых образов

42.Украинское барокко в архитектуре.

Своего апогея развитие архитектуры достигло во время правления гетмана Мазепы.

Строились храмы в Киеве, Чернигове, Переяславе (например, церковь Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской Лавры, 1696-1698гг., Вознесенский собор Переяслав-Хмельницкий, 1695-1700гг., Свято-Троицкий кафедральный собор и Екатерининская церковь в Чернигове, Спасо-Преображенский собор в Изюме.

В Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства.

43.Барокко в украинской живописи.

44.Классицизм в украинской архитектуре.

В к. 18 – нач.19 в. официальным стилем в архитектуре Украины был классицизм. Активное участие в строительстве новых городов принимают российские архитекторы: Старов, Захаров, Мельников, Стасов и др. Появляются новые города: Херсон, Мариуполь, Николаев, Одесса, Севастополь. В украинских городах (Киев, Чернигов, Полтава и др.) строятся административные и коммерческие постройки, дворянские клубы, официальные резиденции, соборы, театры и др. В развитии классицизма можно определить три этапа: становление стиля, зрелость и занепад.

Архитектура первого этапа отмечается переходом от барокко до классицизма, поисками новых средств художественной выразительности, и новым подходом к ансамблевой застройке. Во времена классицизма приобретает значение открытый характер композиции ансамблей площадей, улиц и отдельных комплексов. Основным достижением второго этапа было создание больших ансамблей, а в архитектуре - применение декоративного искусства для воплощения значительных художественных задумок.

На третьем этапе распространилось многоэтажное строительство, возрастали промышленные предприятия, учебные заведения. Упадок классицизма оказался также в отходе от творческого понимания и использование форм античности в господстве канонов и штампов. Лучшие достояния зрелого классицизма находят поддержку, распространение в творческой практике украинских архитекторов и скульпторов. Среди значительных и наилучших сооружений конца ХV ст.. выделяется пятибанный Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском, заложенный по плану петербургского архитектора Дж. Кваренчи. Собор размещен в центре застройки монастыря.

45.Развитие портретного жанра в украинской живописи XVІII в.

Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет “Мона Лиза” (“Джоконда”). Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.

В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру. Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка (“Тимофей”, 1432; “Человек в красном тюрбане”, 1433). Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников. Замечательные портреты-типы были написаны И.Е. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. Значительный и волевой человек предстает на исполненном Репиным в 1881 году портрете Н.И. Пирогова.

46.Культура Слободской Украины XVII–XVІII вв.

Ι период – XVΙΙ – XVΙΙΙ в.в. –

возрождение и становление культуры;

ΙΙ период – ХΙХ в. –

расцвет культуры;

ΙΙΙ период –ХХ – 90-е г. ХХв. –

социалистический период

Источники формирования культуры: европейская культура; русская профессиональная культура; украинская народная культура.

Вт. пол. 17 – 18 в.в.

– Зарождение литературы (казацкие летописи, полемическая литература, ораторско-проповедническая, житейская проза, лирика, школьная драма).

– Г. С. Сковорода «Басни Харьковские», «Сад божественных песен».

– Живопись (жанр портрета – И. Саблуков).

– Театр (вертеп, постоянный театр – 29.09.1780 г.).

– Музыка (песни, думы, канты, псалмы)

Композиторы – А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский, Г.Сковорода.

Архитектура.

Первые улицы: Сумская (дорога на Сумы), Полтавский шлях, Московская улица.

Первые церкви: Свято-Покровский монастырь, Успенский собор

ХΙХ век – расцвет культуры

1805 г. – открытие Харьковского университета.

В 19 веке Харьков превращается в образовательный центр Российской империи: открываются институты, гимназии, училища, школы.

В 19 веке появилась Николаевская церковь, а в начале 20 века - Благовещенский собор и др.

Архитекторы: Ярославский, Тон, Величко, Бекетов и др.

Литература – П. Гулак-Артемовський,

Г. Квитка-Основьяненко,

М. Кропивницкий,

Я. Щеголев, С. Писаревский (псевдоним Шерепер)

В Харькове работал историк, писатель Н. И. Костомаров.

1910 г. – русский театр Н. Синельникова

1920 г. – детский театр

1923 – 1926 гг. – театр им. И. Франко (режиссер Г. Юра)

1926 г. – театр «Березіль» (режиссер Лесь Курбас)

1929 г. – театр музыкальной комедии

1933 г. – русский театр

1935 г. – театр «Березіль» переименован в театр им. Т. Шевченко

1939 г. – театр кукол

47.Становление образования в Харькове в XVІII в.

С XVIII до начала XIX века просветительским центром Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

Его история начинается с 1726 года, когда Белгородский епископ Епифаний (Тихорский), воспитанник Киево-Могилянской академии, своим указом перевел славяно-греко-латинскую духовную школу, состоявшую при Николаевском Белгородском монастыре, в город Харьков. Покровителем Харьковского коллегиума был генерал-фельдмаршал князь М. М. Голицын, который находился в Харькове и руководил войсками Слободской Украины.

Духовная школа располагалась в двухэтажном каменном доме, находящемся рядом с Покровской церковью, на территории харьковской крепости. Изначально планировалось, что школа будет для всех сословий, в ней будут обучаться дети духовенства и светских лиц, отчего она в 1734 г. получила статус коллегиума. В отдельные годы в коллегиуме обучалось до 800 человек.

В системе образования образцом для Харьковского коллегиума служила Киево-Могилянская академия. Но перечень учебных дисциплин в коллегиуме был шире. В 1730 году были открыты классы славяно-русского языка (русскому языку в коллегиуме уделялось особое внимание), латинского языка, поэтики, риторики, философии, богословия, в 1740 году - греческого, французского и немецкого языков, в 1768 году - математики, геометрии, архитектуры, географии, итальянского языка, в 1779 году - музыки, в 1795 г. - физики и естественной истории, в 1808 году - сельского хозяйства и медицины. Воспитанники коллегиума учились составлять и произносить проповеди, проводить диспуты на латинском и русском языках, сочинять стихи. Богословие преподавалось по Феофану Прокоповичу, риторика и русская словесность по Михаилу Ломоносову. В 1805 г. в библиотеке коллегиума было более 2000 книг на разных языках.

Выпускники коллегиума могли служить и в духовных, и в гражданских ведомствах. В 1759-1769 гг. (с перерывами) в коллегиуме преподавал знаменитый философ Г.С.Сковорода. Харьковский коллегиум оставался единственным высшим учебным заведением в Слободской Украине до открытия Харьковского университета в 1805 году.

48.Первые архитектурные постройки в Харькове в XVII–XVІII вв.

Харьковская архитектура 17-18 вв:

Следы первых поселений на Харьковском городище относятся к 1654 г. А целенаправленное превращение Харьковского поселения в крепость было узаконено в 1656 г. Царским указом Алексея Михайловича, был назначен первый воевода – В.Селифонтов и в 1656-1659 гг. была построена Харьковская крепость.

Крепость располагалась на возвышенности у слияния рек Харьков-Уды и Лопань, крепость была почти недоступной для внезапного нападения врага. Очень удачное территориальное положение крепости постепенно превратило ее в военно-административный, экономический и просветительский центр Слободской Украины. Население преимущественно составляли служилые люди, стрельцы да «боярские дети» чтобы в трудные времена преградить путь врагу

49.Возникновение первого постоянного театра в Харькове в XVІII в.

Первый профессиональный театр в Харькове открылся в 1791 г. В театре играла спектакли труппа под рук. Д. Москвичёва. Демократии, направленность репертуара труппы (ставились главным образом, сатирические комедии, мещанские драмы и комические оперы русских авторов) вызывала недовольство верхушки дворянского общества. В 1793 Москвичёв был отстранён от руководства театром. В 1795 театр в Xарькове возглавил бывший актёр петербурского императора театра Т. В. Константинов. Большое значение в жизни харьковского театра имела деятельность антрепренёров И. Ф. Штейна и особенно Л. Ю. Млотковского. В 1841 Млотковский построил в Xарькове новое театральное здание. При Штейне и Млотковском в Xарькове работали актёры М. С. Щепкин, К. Т. Соленик, Н. X. Рыбаков, Л. И. Млотковская и др. В 1819 силами харьковской труппы во главе с М. С. Щепкиным в Полтаве была пост. "Наталка Полтавка" Котляревского. Этот спектакль положил начало украинскому профессиональному театру.

Первый постоянный театр в Украине открылся в Харькове в 1789 году

50.Харьковский Коллегиум в XVІII в.

Основан в 1721 году в Белгороде и первоначально именовалось как «Славяно-греко-латинская школа». с 1734 года именоваться Коллегиумом по образцу Киево-Могилянского коллегиума, что обусловило сходство основных принципов управления и учебно-воспитательного процесса. Основоположники Xарьковского коллегиума — белгородский епископ Епифаний (Тихорский) и князь Михаил Голицын. Харьковский коллегиум был вторым по значению после Киево-Могилянской академии учебным и научным центром в Украине.

Становлению Харьковского коллегиума способствовала широкая благотворительная поддержка различных слоёв населения Слободской Украины, благодаря которой сложились его значительные земельные и хозяйственные владения. В коллегиум принимали детей всех социальных состояний — казачества, духовенства, горожан. Наличие большого хозяйства давало возможность обучать и удерживать значительное количество учащихся (в среди XVIII века — 400, в начале XIX века — более 800).

Содержание учебных программ было близко к программам Киево-Могилянской академии и Московского университета. В Харьковском коллегиуме преподавали пиитику, риторику, философию, богословие, греческий, латинский и русский языки. В 1765 году открыты дополнительные классы по обучению французскому и немецкому языкам, музыке, математике, геометрии, рисования, инженерного дела, артиллерии, геодезии, рисования и строительства, в 1795 году введены в программу физика и естествознание, а в начале XIX века ещё и сельское хозяйство и медицину.

С 1740 годов на некоторое время за учреждением закрепилось название «академия». В 1768 при коллегиуме начали действовать дополнительные классы, образовательная программа которых была ориентирована на светские нужды. В них преподавали немецкий и французский языки, математику, инженерное дело, живопись, музыку, архитектуру и т. д.

С начале XIX века с открытием Харьковского университета (1805) ученики коллегиума слушали естественные (ботанику и физику) и медицинские университетские курсы. Коллегиум имел большую библиотеку. В библиотеку вошло книжное собрание Стефана Яворского, перевезённое из Нежинского Благовещенского монастыря. В коллегиуме был создан первый в Харькове церковный хор. Число учащихся в коллегиуме колебалось от 400 до 600.

51.Развитие музыки на Слободской Украине в XVІII в.

Музыка.

1737 г. – музыкальная школа в г. Глухове

1796 г. – музыкальные классы в Харьковском коллегиуме

Композиторские школы – И. Видковский, Г. Квитка-Основьяненко,

В. Александров.

В 18 в. в украинской музыке господствовал стиль барокко, которому было присуще многоголосие и такие жанры, как хоровой концерт, псалом, кант, романс. Среди известных композиторов: Березовский, Бортнянский, Ведель. Все они выпускники Глуховской певческой школы, которую создал гетман Розумовский в своей столице в г. Глухове. Он ввел партесное пение (от лат. Рartes - голоса) - многоголосие.

Максим Березовский -написал оперу «Ифигения», концерты и др. Работал в Харьковском Коллегиуме. Создал хоровое пение в украинской духовной музыке.

Дмитрий Бортнянский-композитор, преподавал в Харьковском Коллегиуме. Пел в хоровой капелле Петербурга, затем переведен в придворную капеллу. В Италии поставлены его оперы на итальянское либретто: «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779).

С 1796 г. - управляющий придворной капеллой, которая состояла в основном из украинцев. Написал более 100 произведений церковной музыки.

Артем Ведель-композитор, хоровой дирижер, певец. Закончил Киевскую академию, руководил церковными хорами в Москве, Киеве, Харькове. Преподавал в Харьковском коллегиуме. Автор хоровых концертов на религиозные темы. Был послушником Киево-Печерской Лавры.

52 Cтановление литературы на Слобожанщине в XVІII в. Г. Сковорода

Високий рівень освіти й книгодрукування сприяв розвиткові літератури.

Зростала кількість творів, особливо в поезії, що писалися мовою, наближеною до розмовної.

На другу половину XVII—XVIII ст. припав розквіт української літописної та історичної прози. Розвивалася вона за несприятливих умов — адже царат цензурними утисками обмежував українське книгодрукування. Заборони стосувалися насамперед світських творів. Отож не дивно, що історична й літописна література — це здебільшого рукописні пам'ятки.

cкладалися за тих часів і численні невеличкі літописи: хронічки, хронографи, діарії (щоденники), мемуарні записки

Найвидатнішим явищем історичної літератури XVIII ст. стали козацькі літописи(«Літопис Самовидця» Романовського), літопис Самійла Величка.

Сковорода був тісно пов’язаний саме з народним життям, і намагався писати так, аби його мова була зрозуміла як освіченому шляхтичу так і злиденному селянину

53 в клад Г. Сковороды в развитие духовной культуры Слобожанщины.

Розвиток філософських ідей. Найбільшим філософом України, найвидатнішим поетом другої половини XVIII ст. був Григорій Сковорода

Григорій Сковорода вважав філософію тим, що допомагає людині знайти вихід із найскрутніших обставин життя. Провідна ідея - проблеми людського щастя й сенсу життя. Вона втілена у словах «пізнай себе», «поглянь у себе». Григорій Сковорода навчав: «Збери всередині себе свої думки і в собі самому шукай справжніх благ». Він переконаний, що людина щаслива тільки тоді, коли вона вільна і може перейматися тією справою, до якої має природні здібності, хист. Сковорода вважав також, що людське щастя творить злагода між особистим життям людини і громадським покликанням..

Його ідеї втілені в філософські трактати. Прагнучи поширити свої думки серед українського народу, він втілював їх у мистецькій формі — у віршах та байках. Збірник поезій «Сад божественних пісень» Байки - «Байки харківські». Твори Сковороди не були надруковані за його життя, проте їх знали українці. Філософські трактати поширювались у списках, пісні співалися кобзарями, а байки переказувалися.
Критиковал Библию, но находил в ней духовные начала для многих философ. произведений

54 Развитие живописи на Слободской Украине в XVII–XVІII вв

Стиль – укр барокко.. Использовалась сложная система символизма, аллегории, пышные украшения[

Поширювався іконопис

Велику популярність мав портрет (зображення меценатів, доброчинників храму.) Портрети замовляли представники козацької старшини, власне, тому їх і називають козацькими.

Надзвичайною популярністю - зображення козака Мамая.-його можна було побачити в кожній українській хаті. Козаків малювали олійними фарбами на полотні, стінах, дверях, віконницях, кахлях, скринях, посуді й навіть на вуликах, вважаючи символічне зображення Мамая оберегом.

Дмитрий Левицкий - портреты

Антин Лосенко -представитель классицизма («Авель»,)

Владимир Боровиковский - ученик Левицкого, Работал в стиле классицизма, писал портреты российских вельмож, особ царского дома, женщин,автопортрет, расписывал церкви в Миргороде, Могилеве, в Санкт-Петербурге, создал первые в России литографии.

55 Развитие театрального искусства на Слободской Украине в XVІII в

В первой половине 17 в. в Украине появился кукольный, марионеточный театр - вертеп. Наиболее популярным он стал во вт. пол. 18 в. в эпоху упадка Киево-Могилянской академии

•. Распространяли вертеп прежде всего путешествующие дьяки.

• Вертепный спектакль разделялся на две части: религиозную и светскую (трагическую и комическую).

• Религиозная часть в основном была связана с рождественскими событиями, светская - рассказывала о жизни простых людей, ей была присуща национальная окраска.

• Среди героев кукольного спектакля: запорожец, крестьянин и др.

• Вертеп имел вид двухэтажного сооружения. Рождественские действия происходили вверху, а внизу шли интермедии.

Вертеп – явление украинское, самобытное.

56 Сущность национально-культурного возрождения в Украине в ХІХ веке

Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—ХХ веках) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.

Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники

В укр культуре большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII веках, и культурное возрождение в XIX веке.

В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традицииа также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; государственная поддержка культуры. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

(Г. Сковорода, Феофана Прокопович, П.Кулиш, Т. Шевченко)

57 Духовная жизнь Украины ХІХ века.

Наиболее распространенными в украинских землях бел православная церковь (Преобладала в Приднепровье) и греко-католическая (доминировала в западноукраинских землях). Кроме того, национальные меньшинства, проживали в украинских землях, исповедовали католицизм, иудаизм, мусульманство и др.

В начале ХХ в. православная церковь Приднепровской Украине подчинялась системе русского православия. Вследствие этого происходила замена священников, которые были сторонниками украинский православных традиций, на обрусевших, обязанностью которых должен был стать защита интересов Российской империи. Имперская власть запрещала строить церкви в Украинском стиле, не разрешалось произносить на украинском языке проповеди.

В 1839 г. был провозглашен «Акт злуки» униатов с православными, которым уния полностью ликвидировалась в пределах Российской империи. Этим самым было совершено насилие над людьми, которые более 200 лет принадлежали к униатской церкви и привыкли считать ее своей.

Священники предназначались, а не избирались, что часто вносило отчуждения в отношениях между ними и паствой. Это способствовало распространению сектантских течений. Крупнейшей в Украине была секта баптистов (штундистов).

Распространение во второй половине XIX в. революционных социалистических идей подрывало влияние религии. Становилось «модным» безразличное отношение к ней.

Франко - он находил социалистические идеи привлекательными, но указывал, что социализм нельзя сводить только к экономическим факторам, а следует также учитывать и духовные факторы и человека и сообщества Поэтому социалистические идеи можно дополнить христианской духовностью.

Становление нац. культуры., формируется нац. интеллигенция «Золотой век»

58 Процессы взаимовлияния российской и украинских культур в ХІХ в.

 

начиная с конца 18-го века, на Украине-Малороссии, появляется литература на украинском языке и наблюдается повышенный интерес к прошлому Украины, наряду с участием в общероссийской культурной жизни.

И. Котляревский пишет на прекрасном народном языке свою "Энеиду", (1798). Одновременно Котляровский активно участвует в культурной жизни общероссийской и в обороне России от французской армии в 1812 г.

В. Нарежный своими историческими романами, знакомит с прошлым Украины и пробуждает к нему интерес. Писал он на русском языке, для того, чтобы их читала "вся Россия", как он говорил.

Г. Квитка-Основьяненко приобретает широкую известность своими произведениями, писанными частью на украинском, частью на русском языках.

Во второй четверти 19-го века общероссийскую известность приобретает Гоголь, писавший по-русски, и талантливый Шевченко, писавший частью по-русски, частью по-украински

Вывод- укр культура существовала и при Российском правительстве, оно ей не препятствовало. Не надо забывать, что в ту эпоху вся печать была под строгой

В западной части Украины все покрыла Польша.. Когда группа галичан захотела, по примеру Российской Украины, издать свой альманах и отпечатала таковой в Будапеште, в 1837 г., назвавши его "Русалка Днистровая", он был немедленно конфискован, а инициатор издания — Шашкевич подвергся преследованиям.

1863 – Валуевский указ о приостановлении печатания на «малороссийском языке» (украинском языке), появился в разгар польского восстания 1863—1864 годов из-за попытки осуществления «сепаратистских замыслов».

59 Духовная жизнь в Западной Украине ХІХ в

Западно-украинские земли под властью Австрии (конец XVIII -первая половина XIXвв.).

Одна из Восточных католических церквей. Возникла в результате заключения Брестской унии (союза) 1596 года, окончательно оформилась во Львове в 1700 г. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют свои традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть Папы Римского и католическую догматику. На западных землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились в составе католических государств, Греко-католическая церковь укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В восточных землях Украины сохранилось исконное православие

католические иерархи стремились расширить свое влияние и окатоличить украинское населени<







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.