Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тематика и методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы (реферат)





1. Предыстория этнологии.

2. Этнология и ее место в системе общественных наук.

3. Междисциплинарные связи этнологии.

4. Социальные формы и функции этнологии.

5. Методы и источники этнологических исследований.

6. Дуалистическая теории этноса в отечественной этнологии.

7. Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева.

8. Системно-компонентная теория этноса В.В. Пименова и Г.Е. Маркова.

9. Теории этноса в зарубежной этнологии.

10. Проблемы этничности в отечественной и зарубежной этнологии.

11. Этногенез и современная этническая история русских.

12. Этногенез и современная этническая история татар.

13. Этногенез и современная этническая история народов России (по выбору студента).

14. Русская нация в системе этнонациональных отношений РФ.

15. «Россияне»: миф или реальность.

16. Традиционные хозяйственно-культурные типы народов России: история и современность.

17. Развитие языков народов России: реализация государственной языковой политики.

18. Современные конфессии в РФ и национальный вопрос.

19. Национальные меньшинства в этносоциальной структуре России.

20. Проблемы социально-экономического и социокультурного развития Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

21. Миграционные процессы и их влияние на этнополитическую ситуацию в РФ: пути регулирования.

22. Диаспора и проблема сохранения этнической идентичности.

23. Диаспоры и этнонациональные меньшинства в РФ: политико-правовые основы их развития.

24. Культура межнационального общения: сущность и пути усовершенствования.

25. Реализация региональных программ этнонациональной политики в субъектах РФ.

26. Этнонациональный вопрос в РФ на современном этапе: пути решения.



27. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути урегулирования.

28. Опыт функционирования национально-культурных автономий и объединений в мире и в РФ.

29. Национально-культурная автономия в современных условиях.

30. Развитие местного законодательства в РФ в области национальных отношений.

 

Реферат – это творческая, самостоятельная студенческая работа по избранной теме, выполненная на основе изучения различных материалов справочников, статистических данных, монографической литературы. Он представляет собой оригинальное произведение, посвященное какой-либо проблеме этнологии. На сравнительно небольшом материале студент должен научиться отбирать, систематизировать, анализировать факты, сопоставлять различные точки зрения. Большое место в работе следует уделить аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала, сопоставлению различных научных взглядов, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей студента.

Тема реферата выбирается самостоятельно из предложенной тематики и оформляется с учетом требований. Реферат выполняется в письменном виде. Выполнение реферата состоит из несколько этапов: 1) выбор темы, 2) составление плана, 3) чтение и осмысление литературы, 4) изложение темы, 5) оформление. Выбор темы во многом определяет дальнейший успех работы. Важно сформулировать основное тематическое задание: что я хочу сказать? Решая его, студент неизбежно придет к необходимости определить круг рассматриваемых вопросов. Составление плана сложный процесс. План будет развиваться вместе с накоплением фактов, осмыслением имеющейся информации. Работа над планом дисциплинирует мысли, создает ясность, определенность при изложении текста. Основные разделы плана определяются темой реферата. Таких узловых пунктов можно наметить 2–3. Это деление будет носить предварительный характер, поскольку в дальнейшем вопросы плана будут уточняться в зависимости от имеющегося материала, его изучения и переработки. Окончательный план реферата должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении (1-2 страницы) обосновывается актуальность темы, объясняются причины интереса студента к данному вопросу, определяются цель и задачи реферата. Основная часть реферата, где раскрывается основное содержание темы, должна включать не более 3 параграфов. В заключение (1 страница) подводятся итоги исследования, делаются выводы. Составив рабочий план, можно приступать к изучению дополнительной литературы. Основной ошибкой студентов при чтении литературы является стремление набрать как можно больше материала, так как все кажется важным и значимым. Нужно научиться выбирать главное. Такое чтение требует не только размышления, но и необходимость составлять заметки, фиксировать прочитанную информацию. Хорошие выписки из изученной литературы являются основой будущего реферата. Записи следует делать систематизировано с обязательной ссылкой на использованную литературу. Информация из Интернета, с обязательной ссылкой на источник информации, также может служить подготовительным материалом для последующего самостоятельного изложения темы реферата. Написание реферата – самый сложный этап. Здесь требуется умение мыслить, сопоставлять различные факты, сравнивать противоположные точки зрения. Следует учиться формулировать собственные мысли на основе прочитанного материала. В процессе письменного изложения студент сталкивается с рядом трудностей. Одной из распространенных ошибок является стремление включить в текст как можно больше фактического материала. Это приводит к увеличению объема работы и к утрате четкости в изложении основных идей темы исследования. Следует помнить, что важна не сумма фактов, а значимость каждого отдельного факта, его место в общем развитии мысли. Другой распространенной ошибкой при написании реферата является логическая нестройность различных смысловых частей. Изложение может идти от общего к частному, или от частного к общему. Узловыми моментами текста являются обобщения, которые и создают прочную логическую основу реферата. Нужно стремиться к ясному, точному изложению текста, избегая громоздких, запутанных фраз. Все содержание должно быть связанно одной мыслью. Переход от одного параграфа к другому должен быть логическим. Третьей распространенной ошибкой является механическое копирование научных текстов. Часто компонуются 2–3 научные статьи. Такая работа выполняется формально. Реферат должен стать небольшим самостоятельным исследованием, что проявляется в отборе материала, в его анализе, усвоении и изложении. Законченной можно считать тот реферат, который будет включать: хорошее знание литературы по проблеме исследования, глубокое понимание сущности темы, логически стройное ее изложение и аргументированное представление своей точки зрения.

Оформление реферата осуществляется в соответствии с ниже указанными требованиями. Объем реферата – 10–15 страниц печатного текста. Шрифт Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал 1,5. поля: слева 3, снизу, сверху – 2, справа – 1 см. Текст реферата должен содержать ссылки на используемые статистические данные или приводимые цитаты. Ссылки (указание фамилии автора, года издания и страницы или интернет-ресурса) оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Список литературы должен содержать не менее десяти названий книг, журнальных статей, Интернет-сайтов и других источников, использованных студентом в процессе работы. Он оформляется на последней странице реферата в соответствии с требованиями ГОСТа, т.е. в алфавитном порядке, с указанием фамилии и инициалов автора или авторов, названия, места и года издания.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. – М.: МАКС Пресс, 2011.

2. Лобжанидзе А.А. Этнокультурные регионы мира. – М., 2013.

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2012.

4. Этнология (этнография): Учебник для бакалавров / Под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. – М: Изд-во Юрайт, 2013. – 580 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Дополнительная литература

1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учеб. пособие. – СПБ., 2004.

2. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.

3. Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории. – 1990. – С. 8-15.

4. Аракчаа К.Д., Зайдфудин П.Х. Коренные малочисленные народы Севера. – М., 1999.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – 2-е изд. – М., 2002.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие. – М., 1998.

7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность. – М., 1987.

9. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. – М., 1990.

10. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. – М., 2002.

11. Бузин В.С. Этнография русских: Учеб. пособие. – М., 2009.

12. Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология): Курс лекций. – М., 2004.

13. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. – М., 1998.

14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1998.

15. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993.

16. Дробижева Л.И. Этнополитические конфликты. Причины и типология. – М., 1993.

17. Жарников А.Е. Теория этногенеза. – М., 2002.

18. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997.

19. Зорин В.Ю. Национальная политика в России. – М., 2003.

20. Зорин В.Ю. Российская Федерация: Проблемы формирования этнокультурной политики. – М., 2002.

21. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие. – Л., 1991.

22. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. – М., 1999.

23. Конфликтная этничность и этнические конфликты. – М., 1994.

24. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М., 1993.

25. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие. – М., 1997.

26. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение: Учеб. пособие. – М., 1997.

27. Медведев Н.П. Национальные полтика в России. От унитаризма к федерализму. – М., 1993.

28. Мириханов Н.М. Федерация, этничность, государственность: Новый курс российской власти. – М., 2002.

29. Народы мира: Историко-этнографический справочник / Под ред. Ю.В. Бромлея. – М., 1988.

30. Народы России: Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1994.

31. Основы национальных отношений: Учеб. пособие / Под ред. Р.Г. Абдулатипова. – М., 2001.

32. Садохин А.П. Этнология: Учеб. пособие. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2004.

33. Сервье Ж. Этнология. – М., 2004.

34. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. – СПб., 1996.

35. Статус малочисленных народов России. Правовые акты / Сост. В.А. Кряжков. – М., 1999.

36. Тавадов Г.Д. Этнология: Учебник. – М., 2003.

37. Тадевосов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. – М., 1998.

38. Тишков В.А. Этнополитология и политика. – М., 2001.

39. Хомутов А.Е. Антропология. Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.

40. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1984.

41. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебник. – М., 1998.

42. Этнические стереотипы поведения. – М., 1995.

43. Этногенез народов Севера. – М., 1990.

44. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. – М., 1998.

45. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М., 1982.

46. Этнометодологические проблемы, подходы, концепции. – М., 1995.

47. Этнология / Под ред. Миськовой Е.В.. Мехедова Н.Л., Пименова В.В. – М., 2005.

 

Также рекомендуются материалы следующих периодических и серийных изданий: «Этнографическое обозрение» («Советская этнография»), «Расы и народы», «Археология, этнография и антропология Евразии», «Религии мира», «Вокруг света», «GEO», «National Geographic Россия», «Арктика».

 

7.2. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п Тема занятия Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм, презентация и т.д.) Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)
1. Тема: Этнология как наука видеофильм электронный
2. Тема: Основные теории этноса и этничности в отечественной этнологии презентация электронный
3. Тема: Этнические процессы презентация электронный
4. Тема: Классификации народов мира презентация электронный
5. Тема: Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства видеофильм электронный
6. Тема: Этнические контакты и их результаты презентация электронный
7. Тема: Динамика, типология, формы и способы регулирования этнических конфликтов видеофильм электронный

 

7.3. Интернет-ресурсы

1. Информационная система по науке и технологиям Европейского Сообщества. // http://www.cordis.lu/

2. Российская государственная библиотека (РГБ) // http://www.rsl.ru

3. Научная электронная библиотека // http://elibrary.ru/defaultx.asp

4. Каталог исторических ресурсов «InterHistory» поддерживаемый Ассоциацией «История и компьютер» // http://kleio.dcn-asu.ru/internet

5. Государственная публичная историческая библиотека // http://www.gnpbu.ru

6. Российский гуманитарный научный фонд // http://www.rfh.ru

7. Библиотека Московского Государственного Университета // www.lib.msu.su

8. Российская Национальная Библиотека // www.nlr.ru

9. Российская Государственная Библиотека //www.rsl.ru

10. Всероссийская Государственная Историческая Библиотека // www.shpl.ru

 

8. Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины

Программой курса «Этнология» предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий; изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Основной формой ознакомления студентов с основами этнологии являются лекции. Для лекционных занятий характерны целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи.

Задачей практических занятий является углубление освоения студентами содержания лекционных тем. Одним из основных видов учебных практических занятий являются семинары. Семинары проводятся с целью привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации; формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в лекционном курсе. Результаты выполнения самостоятельной работы докладываются студентами во время аудиторных занятий, проверяются в ходе текущего контроля. Оценочными средствами для контроля усвоения материала являются: контрольные работы, а также реферат по выбранной студентом теме.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.