Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы текущего, промежуточного и итогового контроля





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине: этнология

 

Направление подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

«История» и «Право»

 

Комсомольск-на-Амуре, 2015 г.


РАЗРАБОТАНО

Доцент кафедры ИиЮ, к.и.н. И.В. Филатова

 

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическое управление

Начальник О.Ю. Назьмова

 

Декан факультета

истории и юриспруденции Т.В. Самодурова

 

 

Заведующий кафедрой Н.В. Шелковникова

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и юриспруденции протокол №__1__ от «__08___» ____09_________ 2015 г.

 

 

Введение взамен (впервые)

«_09___» _____09______ 20 14 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВО направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю «История» и «Право» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ».


Пояснительная записка

Цель курса – формирование научных представлений об этносе и этнических процессах, об этническом многообразии народов России и мира.

Задачи курса:

· усвоить специфику этнологии как области знания; основной понятийный аппарат;

· изучить основные теоретические подходы к феномену этноса и этничности;

· рассмотреть конституирующие признаки этноса, его исторические формы, методы и принципы классификации;

· определить факторы и основные этапы этногенеза;

· дать характеристику этнических процессов;

· показать проблемы межэтнического взаимодействия;

· изучить сущность этнонациональных конфликтов, их специфику и последствия.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «Этнология» входит в структуру ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилям «История» и «Право» в качестве дисциплины по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.4).

 

Результаты освоения дисциплины

Курс «Этнология» позволяет сформировать следующие общекультурные (ОК) компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:

1. ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;

2. ОК-5 – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

3. ОК-7 – способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности.

 

В результате изучения дисциплины «Этнология» студент должен

знать:

· предмет и методы этнологии;

· основные школы и направления в этнологии;

· существующие теоретические подходы к феномену этноса и этничности;

· основные этапы этногенеза, исторические формы этноса;

· основные принципы классификации этнических общностей;

· проблемы, возникающие в связи с межэтнической коммуникацией;

· причины появления и способы преодоления конфликтов, возникающих на этнической почве;

уметь:

· самостоятельно работать с учебной и научно-исследовательской литературой;

· конспектировать и анализировать изучаемый материал;

· применять полученные знания в педагогической деятельности и научно-исследовательской работе;

· руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

владеть:

· терминологией и понятийным аппаратом этнологии;

· навыками реферирования изучаемого материала.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары (с)    
Практические - -
Лабораторные - -
Контрольные работы - -
Самостоятельная работа    
Курсовая работа (проект) - -
Вид итогового контроля зачет зачет

 

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

Аудиторные занятия по семестрам

(лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма обучения
  Лекции
  Раздел 1 «Предмет, задачи и методы этнологии. Этнология и ее место в системе общественных наук»
  Тема «Этнология как наука» Предыстория этнологии. Возникновение термина «этнология». Значение терминов «культурная антропология», «социальная антропология», «народоведение», «этнография». Унификация названия дисциплины. Этнология и ее место в системе общественных наук. Междисциплинарные связи этнологии. Этнологические учреждения. Социальные функции этнологии.
  Раздел 3 «Этнос и этничность»
  Тема «Этнос: понятие, признаки, структура, функции» Понятие об этносе. Конституирующие признаки этноса. Относительность признаков этноса. Структура этноса. Историческая эволюция структуры этноса. Социальные функции этноса.
  Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы»
  Тема «Этногенез: понятие, факторы, исторические формы» Понятие «этногенез». Этногенез и его основные факторы. Основные формы этногенеза. Племя. Проблема народности как исторической формы этноса: промежуточный характер народности, отсутствие устойчивости. Понятие нации, ее основные признаки. Образование сверхнациональных общностей.
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Тема «Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства» Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Национальные (этнические) меньшинства Статус меньшинства и его последствия. Право на самоопределение. Геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация.
  Раздел 6 «Межэтническое взаимодействие и толерантность»
  Тема «Этнические контакты и их результаты». Межэтническая коммуникация. Факторы, определяющие содержание межэтнических контактов. Типы межэтнических отношений. Варианты контактов этносов. Национализм и экстремизм в межэтнических отношениях. Теории межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимодействие и этнокультурная толерантность.
  Раздел 8«Межэтнические конфликты и способы их разрешения»
  Тема «Специфика этнических конфликтов и их причины» Понятия «межэтническая напряженность», «этнический конфликт». Факторы, влияющие на степень этнической напряженности. Этнический конфликт и этническая напряженность. Природа этнических конфликтов и их специфика. Детерминанты этнических конфликтов. Причины этнических конфликтов в РФ и странах ближнего зарубежья.
  Семинары
  Раздел 2 «Основные школы и концепции в этнологии»
  Тема «Основные теории этноса и этничности в отечественной этнологии». 1. Дайте характеристику дуалистической (Ю.В. Бромлей) и пассионарной (Л.Н. Гумилев) концепций. Проведите их сравнительный анализ. 2. Охарактеризуйте системно-компонентную (В.В. Пименов, Г.Е. Марков) и информационную (Н.Н. Чебоксаров, С.А. Арутюнов) концепции. Определите, в чем их ограниченность. 3. Укажите основные подходы к определению этничности. Дайте характеристику примордиализма, инструментализма и конструктивизма. Проведите их сравнительный анализ.
  Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы»
  Тема «Этнические процессы» 1. Дайте определение понятия «этнические процессы». 2. Назовите типы этнических процессов. Раскройте содержание этноэволюционных и этнотрансфармационных процессов. 3. Укажите формы этнического разделения и объединения. Раскройте их содержание, приведите примеры.
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Тема «Классификации народов мира» 1. Раскройте проблему классификации народов мира. Перечислите основные типы классификаций. 2. Раскройте содержание географической классификации. Определите ее характер и значение. 3. Раскройте содержание антропологической классификации. Дате определение понятия «раса». Назовите отличительные признаки рас. Перечислите основные уровни подразделения человеческих рас, раскройте их признаки. 4. Раскройте содержание этнолингвистической классификации. Перечислите основные таксоны языковой классификации этнических общностей. Дайте характеристику основных языковых семей народов мира. 5. Раскройте содержание хозяйственно-культурной классификации. Дайте определение понятия «хозяйственно-культурный тип (ХКТ)». Назовите и охарактеризуйте группы присваивающего и производящего (раннего, развитого) хозяйства и виды ХКТ. 6. Раскройте проблему историко-этнографического районирования в отечественной этнологии. Дайте определение понятия «историко-этнографическое районирование». Перечислите факторы формирования границ основных историко-этнографических районов мира. Укажите признаки основных историко-этнографических районов.
  Раздел 7 «Диаспора. Этнические миграции»
  Тема «Миграции. Диаспоры» 1. Раскройте понятие «миграция». Установите причины этнических миграций. Приведите примеры этнических миграций в истории и в современности. 2. Дайте определение понятия «диаспора». Перечислите типы диаспор. Охарактеризуйте основные диаспоры в мире, укажите факторы и последствия их формирования. 3. Приведите примеры и дайте характеристику национальных диаспор на территории российского Дальнего Востока в истории и в современности.
  Раздел 8 «Межэтнические конфликты и способы их разрешения»
  Тема «Динамика, типология, формы и способы регулирования этнических конфликтов» 1. Перечислите стадии этнического конфликта. Раскройте их содержание. Установите связь со степенью этнической напряженности. 2. Назовите основные варианты классификации этнических конфликтов. Определите их критерии. 3. Раскройте способы регулирования этнических конфликтов. Охарактеризуйте условия успешного достижения баланса интересов конфликтующих сторон. Определите специфику регулирования конфликтов на разных стадиях их развития.
  Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены

 

3. Самостоятельная работа студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:

· подготовка к семинарским занятиям;

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· работу со словарными и энциклопедическими источниками;

· проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

· классифицирование информации по определенному основанию;

· изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;

· подготовку к контрольным работам, экзамену.

 

Кол-во часов Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Очная форма обучения
  Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку
  Раздел 2 «Основные школы и концепции в этнологии»
  Тема «Основные теории и концепции зарубежной этнологии» 1. Дайте характеристику эволюционизма. Раскройте основные принципы эволюционизма. Проследите развитие эволюционизма во второй половине XX в. (неоэволюционизм Л. Уайта, Дж. Стюарда М. Харриса). 2. Дайте характеристику диффузионизма. Раскройте содержание основных принципов диффузионизма. 3. Охарактеризуйте основные идеи социологической школы в этнологии (Э. Дюркгейм). 4. Дайте характеристику функционализма (Б. Малиновский). 5. Охарактеризуйте теорию структурализма в этнологии (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс). 6. Охарактеризуйте американскую школу исторической этнологии. Раскройте представления Ф. Боаса о задачах и методах этнологии. 7. Дайте характеристику этнопсихологической школы. Раскройте содержание основных идей А. Кардинера. Рассмотрите типы культурных конфигураций по М. Мид: постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культура. 8. Охарактеризуйте теорию «культурного релятивизма (М. Херсковиц). 9. Дайте характеристику новейших концепций в зарубежной этнологии.
  Задания для самостоятельной работы по технологической карте
  Раздел 3 «Этнос и этничность»
  Контрольная работа 1 (таблица) Тема «Дуалистическая и пассионарная теории этноса»
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Контрольная работа 2 (тест) Тема «Классификации народов мира»
  Тематика научно-исследовательской работы (реферат)
  Раздел 1 «Предмет, задачи и методы этнологии. Этнология и ее место в системе общественных наук» 1.Предыстория этнологии. 2. Этнология и ее место в системе общественных наук. 3. Междисциплинарные связи этнологии. 4. Социальные формы и функции этнологии. 5. Методы и источники этнологических исследований.
Раздел 3 «Этнос и этничность» 1. Дуалистическая теории этноса в отечественной этнологии. 2. Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. 3. Системно-компонентная теория этноса В.В. Пименова и Г.Е. Маркова. 4. Теории этноса в зарубежной этнологии. 5. Проблемы этничности в отечественной и зарубежной этнологии.
Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы» 1. Этногенез и современная этническая история русских. 2. Этногенез и современная этническая история татар. 3. Этногенез и современная этническая история народов России (по выбору студента). 4. Русская нация в системе этнонациональных отношений РФ. 5. «Россияне»: миф или реальность.
Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства» 1. Традиционные хозяйственно-культурные типы народов России: история и современность. 2. Развитие языков народов России: реализация государственной языковой политики. 3. Современные конфессии в РФ и национальный вопрос. 4. Национальные меньшинства в этносоциальной структуре России. 5. Проблемы социально-экономического и социокультурного развития Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Раздел 7 «Диаспора. Этнические миграции» 1. Миграционные процессы и их влияние на этнополитическую ситуацию в РФ: пути регулирования. 2. Диаспора и проблема сохранения этнической идентичности. 3. Диаспоры и этнонациональные меньшинства в РФ: политико-правовые основы их развития. 4. Культура межнационального общения: сущность и пути усовершенствования. 5. Реализация региональных программ этнонациональной политики в субъектах РФ.
Раздел 8 «Межэтнические конфликты и способы их разрешения» 1. Этнонациональный вопрос в РФ на современном этапе: пути решения. 2. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути урегулирования. 3. Опыт функционирования национально-культурных автономий и объединений в мире и в РФ. 4. Национально-культурная автономия в современных условиях. 5. Развитие местного законодательства в РФ в области национальных отношений.

 

4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена

Образовательные технологии

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Этнология» используются следующие образовательные технологии:

· интерактивные формы проведения занятий;

· показ презентаций;

· проблемное обучение;

· организация дискуссий и полилогов;

· самообразовательные технологии.

 

Семестр Вид занятия Используемые образовательные технологии
  Л Информационная лекция; презентация; лекция-визуализация; проблемная лекция
ПР Семинар-беседа; теоретический семинар, семинар с докладом; семинар-практикум
ЛР Учебным планом не предусмотрены

 

Контрольная работа 1

Таблица «Дуалистическая и пассионарная теории этноса»

Вопросы для сравнения Дуалистическая теория Пассионарная теория
Автор, годы жизни    
Основная работа, где изложена теория    
Понятие «этнос»    
Признаки этноса    
Структура этноса    
Функции этноса    

Вывод:

 

Контрольная работа 2

Тест «Классификации народов мира»

Вариант 1

Какая из ниже перечисленных классификаций базируется на этнологических методах изучения хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической культуры, истории хозяйства, материальной и духовной культуры?

А) лингвистическая классификация;

Б) антропологическая классификация;

В) географическая классификация;

Г) хозяйственно-культурная классификация.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине: этнология

 

Направление подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

«История» и «Право»

 

Комсомольск-на-Амуре, 2015 г.


РАЗРАБОТАНО

Доцент кафедры ИиЮ, к.и.н. И.В. Филатова

 

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическое управление

Начальник О.Ю. Назьмова

 

Декан факультета

истории и юриспруденции Т.В. Самодурова

 

 

Заведующий кафедрой Н.В. Шелковникова

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории и юриспруденции протокол №__1__ от «__08___» ____09_________ 2015 г.

 

 

Введение взамен (впервые)

«_09___» _____09______ 20 14 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВО направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю «История» и «Право» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ».


Пояснительная записка

Цель курса – формирование научных представлений об этносе и этнических процессах, об этническом многообразии народов России и мира.

Задачи курса:

· усвоить специфику этнологии как области знания; основной понятийный аппарат;

· изучить основные теоретические подходы к феномену этноса и этничности;

· рассмотреть конституирующие признаки этноса, его исторические формы, методы и принципы классификации;

· определить факторы и основные этапы этногенеза;

· дать характеристику этнических процессов;

· показать проблемы межэтнического взаимодействия;

· изучить сущность этнонациональных конфликтов, их специфику и последствия.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «Этнология» входит в структуру ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилям «История» и «Право» в качестве дисциплины по выбору вариативной части (Б1.В.ДВ.4).

 

Результаты освоения дисциплины

Курс «Этнология» позволяет сформировать следующие общекультурные (ОК) компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:

1. ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;

2. ОК-5 – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

3. ОК-7 – способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности.

 

В результате изучения дисциплины «Этнология» студент должен

знать:

· предмет и методы этнологии;

· основные школы и направления в этнологии;

· существующие теоретические подходы к феномену этноса и этничности;

· основные этапы этногенеза, исторические формы этноса;

· основные принципы классификации этнических общностей;

· проблемы, возникающие в связи с межэтнической коммуникацией;

· причины появления и способы преодоления конфликтов, возникающих на этнической почве;

уметь:

· самостоятельно работать с учебной и научно-исследовательской литературой;

· конспектировать и анализировать изучаемый материал;

· применять полученные знания в педагогической деятельности и научно-исследовательской работе;

· руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

владеть:

· терминологией и понятийным аппаратом этнологии;

· навыками реферирования изучаемого материала.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

Таблица 1

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары (с)    
Практические - -
Лабораторные - -
Контрольные работы - -
Самостоятельная работа    
Курсовая работа (проект) - -
Вид итогового контроля зачет зачет

 

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

Аудиторные занятия по семестрам

(лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
  Очная форма обучения
  Лекции
  Раздел 1 «Предмет, задачи и методы этнологии. Этнология и ее место в системе общественных наук»
  Тема «Этнология как наука» Предыстория этнологии. Возникновение термина «этнология». Значение терминов «культурная антропология», «социальная антропология», «народоведение», «этнография». Унификация названия дисциплины. Этнология и ее место в системе общественных наук. Междисциплинарные связи этнологии. Этнологические учреждения. Социальные функции этнологии.
  Раздел 3 «Этнос и этничность»
  Тема «Этнос: понятие, признаки, структура, функции» Понятие об этносе. Конституирующие признаки этноса. Относительность признаков этноса. Структура этноса. Историческая эволюция структуры этноса. Социальные функции этноса.
  Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы»
  Тема «Этногенез: понятие, факторы, исторические формы» Понятие «этногенез». Этногенез и его основные факторы. Основные формы этногенеза. Племя. Проблема народности как исторической формы этноса: промежуточный характер народности, отсутствие устойчивости. Понятие нации, ее основные признаки. Образование сверхнациональных общностей.
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Тема «Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства» Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Национальные (этнические) меньшинства Статус меньшинства и его последствия. Право на самоопределение. Геноцид, апартеид, сегрегация и дискриминация.
  Раздел 6 «Межэтническое взаимодействие и толерантность»
  Тема «Этнические контакты и их результаты». Межэтническая коммуникация. Факторы, определяющие содержание межэтнических контактов. Типы межэтнических отношений. Варианты контактов этносов. Национализм и экстремизм в межэтнических отношениях. Теории межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимодействие и этнокультурная толерантность.
  Раздел 8«Межэтнические конфликты и способы их разрешения»
  Тема «Специфика этнических конфликтов и их причины» Понятия «межэтническая напряженность», «этнический конфликт». Факторы, влияющие на степень этнической напряженности. Этнический конфликт и этническая напряженность. Природа этнических конфликтов и их специфика. Детерминанты этнических конфликтов. Причины этнических конфликтов в РФ и странах ближнего зарубежья.
  Семинары
  Раздел 2 «Основные школы и концепции в этнологии»
  Тема «Основные теории этноса и этничности в отечественной этнологии». 1. Дайте характеристику дуалистической (Ю.В. Бромлей) и пассионарной (Л.Н. Гумилев) концепций. Проведите их сравнительный анализ. 2. Охарактеризуйте системно-компонентную (В.В. Пименов, Г.Е. Марков) и информационную (Н.Н. Чебоксаров, С.А. Арутюнов) концепции. Определите, в чем их ограниченность. 3. Укажите основные подходы к определению этничности. Дайте характеристику примордиализма, инструментализма и конструктивизма. Проведите их сравнительный анализ.
  Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы»
  Тема «Этнические процессы» 1. Дайте определение понятия «этнические процессы». 2. Назовите типы этнических процессов. Раскройте содержание этноэволюционных и этнотрансфармационных процессов. 3. Укажите формы этнического разделения и объединения. Раскройте их содержание, приведите примеры.
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Тема «Классификации народов мира» 1. Раскройте проблему классификации народов мира. Перечислите основные типы классификаций. 2. Раскройте содержание географической классификации. Определите ее характер и значение. 3. Раскройте содержание антропологической классификации. Дате определение понятия «раса». Назовите отличительные признаки рас. Перечислите основные уровни подразделения человеческих рас, раскройте их признаки. 4. Раскройте содержание этнолингвистической классификации. Перечислите основные таксоны языковой классификации этнических общностей. Дайте характеристику основных языковых семей народов мира. 5. Раскройте содержание хозяйственно-культурной классификации. Дайте определение понятия «хозяйственно-культурный тип (ХКТ)». Назовите и охарактеризуйте группы присваивающего и производящего (раннего, развитого) хозяйства и виды ХКТ. 6. Раскройте проблему историко-этнографического районирования в отечественной этнологии. Дайте определение понятия «историко-этнографическое районирование». Перечислите факторы формирования границ основных историко-этнографических районов мира. Укажите признаки основных историко-этнографических районов.
  Раздел 7 «Диаспора. Этнические миграции»
  Тема «Миграции. Диаспоры» 1. Раскройте понятие «миграция». Установите причины этнических миграций. Приведите примеры этнических миграций в истории и в современности. 2. Дайте определение понятия «диаспора». Перечислите типы диаспор. Охарактеризуйте основные диаспоры в мире, укажите факторы и последствия их формирования. 3. Приведите примеры и дайте характеристику национальных диаспор на территории российского Дальнего Востока в истории и в современности.
  Раздел 8 «Межэтнические конфликты и способы их разрешения»
  Тема «Динамика, типология, формы и способы регулирования этнических конфликтов» 1. Перечислите стадии этнического конфликта. Раскройте их содержание. Установите связь со степенью этнической напряженности. 2. Назовите основные варианты классификации этнических конфликтов. Определите их критерии. 3. Раскройте способы регулирования этнических конфликтов. Охарактеризуйте условия успешного достижения баланса интересов конфликтующих сторон. Определите специфику регулирования конфликтов на разных стадиях их развития.
  Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены

 

3. Самостоятельная работа студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает следующие виды деятельности:

· подготовка к семинарским занятиям;

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· работу со словарными и энциклопедическими источниками;

· проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

· классифицирование информации по определенному основанию;

· изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;

· подготовку к контрольным работам, экзамену.

 

Кол-во часов Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Очная форма обучения
  Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку
  Раздел 2 «Основные школы и концепции в этнологии»
  Тема «Основные теории и концепции зарубежной этнологии» 1. Дайте характеристику эволюционизма. Раскройте основные принципы эволюционизма. Проследите развитие эволюционизма во второй половине XX в. (неоэволюционизм Л. Уайта, Дж. Стюарда М. Харриса). 2. Дайте характеристику диффузионизма. Раскройте содержание основных принципов диффузионизма. 3. Охарактеризуйте основные идеи социологической школы в этнологии (Э. Дюркгейм). 4. Дайте характеристику функционализма (Б. Малиновский). 5. Охарактеризуйте теорию структурализма в этнологии (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс). 6. Охарактеризуйте американскую школу исторической этнологии. Раскройте представления Ф. Боаса о задачах и методах этнологии. 7. Дайте характеристику этнопсихологической школы. Раскройте содержание основных идей А. Кардинера. Рассмотрите типы культурных конфигураций по М. Мид: постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культура. 8. Охарактеризуйте теорию «культурного релятивизма (М. Херсковиц). 9. Дайте характеристику новейших концепций в зарубежной этнологии.
  Задания для самостоятельной работы по технологической карте
  Раздел 3 «Этнос и этничность»
  Контрольная работа 1 (таблица) Тема «Дуалистическая и пассионарная теории этноса»
  Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства»
  Контрольная работа 2 (тест) Тема «Классификации народов мира»
  Тематика научно-исследовательской работы (реферат)
  Раздел 1 «Предмет, задачи и методы этнологии. Этнология и ее место в системе общественных наук» 1.Предыстория этнологии. 2. Этнология и ее место в системе общественных наук. 3. Междисциплинарные связи этнологии. 4. Социальные формы и функции этнологии. 5. Методы и источники этнологических исследований.
Раздел 3 «Этнос и этничность» 1. Дуалистическая теории этноса в отечественной этнологии. 2. Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. 3. Системно-компонентная теория этноса В.В. Пименова и Г.Е. Маркова. 4. Теории этноса в зарубежной этнологии. 5. Проблемы этничности в отечественной и зарубежной этнологии.
Раздел 4 «Этногенез и его исторические формы. Этнические процессы» 1. Этногенез и современная этническая история русских. 2. Этногенез и современная этническая история татар. 3. Этногенез и современная этническая история народов России (по выбору студента). 4. Русская нация в системе этнонациональных отношений РФ. 5. «Россияне»: миф или реальность.
Раздел 5 «Классификации этнических общностей. Титульные народы. Коренные народы. Малочисленные народы. Национальные (этнические) меньшинства» 1. Традиционные хозяйственно-культурные типы народов России: история и современность. 2. Развитие языков народов России: реализация государственной языковой политики. 3. Современные конфессии в РФ и национальный вопрос. 4. Национальные меньшинства в этносоциальной структуре России. 5. Проблемы социально-экономического и социокультурного развития Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Раздел 7 «Диаспора. Этнические миграции» 1. Миграционные процессы и их влияние на этнополитическую ситуацию в РФ: пути регулирования. 2. Диаспора и проблема сохранения этнической идентичности. 3. Диаспоры и этнонациональные меньшинства в РФ: политико-правовые основы их развития. 4. Культура межнационального общения: сущность и пути усовершенствования. 5. Реализация региональных программ этнонациональной политики в субъектах РФ.
Раздел 8 «Межэтнические конфликты и способы их разрешения» 1. Этнонациональный вопрос в РФ на современном этапе: пути решения. 2. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути урегулирования. 3. Опыт функционирования национально-культурных автономий и объединений в мире и в РФ. 4. Национально-культурная автономия в современных условиях. 5. Развитие местного законодательства в РФ в области национальных отношений.

 

4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена

Образовательные технологии

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Этнология» используются следующие образовательные технологии:

· интерактивные формы проведения занятий;

· показ презентаций;

· проблемное обучение;

· организация дискуссий и полилогов;

· самообразовательные технологии.

 

Семестр Вид занятия Используемые образовательные технологии
  Л Информационная лекция; презентация; лекция-визуализация; проблемная лекция
ПР Семинар-беседа; теоретический семинар, семинар с докладом; семинар-практикум
ЛР Учебным планом не предусмотрены

 

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Технологическая карта

4 семестр

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Форма отчетности Кол-во баллов
1. Посещение лекций по предмету В течение семестра

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.