Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фонетика. Фонетическое членение речи: сегментные и суперсегментные единицы речи, фонетическая транскрипция





 

  1. Определение и предмет фонетики.
  2. Фонетическое членение речи: характеристика сегментных и суперсегментных единиц.
  3. Фонетическая транскрипция.

 

1. Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация, особенности членения звукового потока на слоги, фонетические слова, такты и фразы.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика, частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии. В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха. Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм.

Таким образом, между терминами «фонетика» и «фонология» нельзя ставить знак равенства: фонология – это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции звуков речи.

2. Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментными единицами называются отрезки речевого потока, которые располагаются в линейной последовательности. К сегментным единицам относятся разные отрезки речевого потока: звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт), фраза. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, фонетическая синтагма (речевой такт) – из фонетических слов, фраза – из синтагм (тактов).

Итак, наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма (такт), фонетическое слово, слог и звук.

Фраза – это наиболее крупная единица, отрезок речи, объединенный в единое целое особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя // (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным ярусам языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н.В. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (И.А. Гончаров).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы (такты). Такт – это часть фразы; один или несколько слогов, объединенных ударением; отделяется от других тактов малыми паузами. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено, / сыро / и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы; ср.: На другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (А.С. Пушкин) – На другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околоткуНа другой день весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (факультативные варианты членения на фонетические синтагмы выделяются пунктирной чертой). В некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение: Надо учиться, / работать / и отдыхать – Надо учиться работать /и отдыхать; Как испугали ее / слова брата – Как испугали ее слова / брата. Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: *на / другой день или *на другой / день. Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Фонетическая синтагма (речевой такт) может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному слову или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь / широкая лодка / отчалила от гостиницы... (И.С. Тургенев) три фонетические синтагмы, в каждой из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же и от гостиницы.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Слог – это часть такта; один или несколько звуков, объединенных слогообразующим звуком; отделяется от других слогов слогоразделами.

Звук – это часть слога, объединенная одной артикуляцией; это кратчайшая, минимальная, смыслоразличительная, нечленимая единица языка, которая выделяется при последовательном (линейном) звуковом членении слова.

Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются слоговость / неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной, и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в фонетические синтагмы благодаря синтагменному ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут. Так, например, давая характеристику ударению или интонации, мы можем сказать: «В данных словах ударение падает на окончание» или «Эта фраза характеризуется повествовательной интонацией».

Таким образом, объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные.

3. Устная, звучащая речь, являющаяся объектом изучения фонетики, отличается от письменной речи, которая фиксирует звучащую речь в буквенных обозначениях. Звук произносится, а буква пишется. Одной и той же буквой могут передаваться разные звуки; например, в слове роза буквой о передается звук [ó], а в слове гор а той же буквой передается звук [ Λ ]. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Например, звук [ т ] в конце слова передается буквами т и д: фонетически [ кот ] – орфографически кот и код; фонетически [ рот ] – орфографически род и рот. Количество букв в слове не всегда соответствует количеству звуков. Так, например, в слове мать четыре буквы, но три звука: [ м ], [ á . ], [ т' ]; в слове ёж две буквы, но три звука: [ j ], [ . ó ], [ ш ].

Для передачи звучащей речи на письме используется особая запись, отличная от орфографической. Такая запись называется фонетической транскрипцией. Фонетическая транскрипция – это запись звуков речи с учетом их позиционных изменений в речевом потоке. В транскрипции используются буквы русского алфавита, за исключением [ j ], а также особого знака [Λ]. Характерной особенностью фонетической транскрипции является использование диакритических (надстрочных и подстрочных) знаков. Транскрибируемые слова или отдельные их части, а также отдельные звуки заключаются в квадратные скобки. В транскрибируемых словах обозначается ударение.

Для записи согласных звуков используются буквы п, б, т, д, с, з, в, ф, к, г, х, ж, ш, ц, ч, л, м, н, р, j. Кроме того, употребляются следующие диакритические знаки: запятая вверху справа от буквы [ п' ]; горизонтальная черта над буквой [¯]; волнистая линия над буквой [~]; дужка над буквенным сочетанием [ дз ], а также буквы слева над строкой [тц], [т'ч].

Запятая вверху справа от буквы, обозначающей согласный звук, означает мягкость согласного, например: [ п' ] в слове [ п'ел ], [ с' ] в слове [ с'ел ], [ в' ] в слове [ в'е ] ра.

Горизонтальная черта над буквой, обозначающей согласный звук, означает долготу согласного; например [ н¯ ]: ва [ н¯ ] а (орфогр. ванна), [ ш ]: [ шыт ] (орфогр. сшит), [ ж ]: [ жат ] (орфогр. сжат).

Дужка над буквенным сочетанием означает слитно произносимый звук, обозначенный этим сочетанием; например [ дз ]: оте [ дзб ] ы (орфогр. отец бы), [ дж' ]: до [ дж'б ] ы (орфогр. дочь бы).

Буква слева над строкой означает долгий затвор, т.е. задержку артикуляции согласного перед взрывом; например [ тц ]: о[тц]епить.

Мягкость долгого затвора обозначается таким же образом, как и мягкость согласного; например [ т'ч ]: о [ т'ч ] ислить.

Для записи гласных звуков используются буквы а, о, у, и, ы, е, э, ъ, ь, а также особый знак Λ. Точка вверху справа от букв а, о, у, э, ы означает изменение гласных в положении перед мягким согласным: [ ра . т' ] (орфогр. рать), [ ко . н' ] (орфогр. конь), [ ру . л' ] (орфогр. руль), [ жэ . ] сть (орфогр. жесть), [ ры . с' ] (орфогр. рысь).

Точка вверху слева от букв а, о, у означает изменение гласных в положении после мягкого согласного: [ р' . а ] са (орфогр. ряса), [ л' . от ] (орфогр. лёд), [ р' . у ] мка (орфогр. рюмка).

Две точки вверху над буквами а, о, у означают изменение гласных в положении между мягкими согласными: [ п'äт' ] (орфогр. пять), [ п'˚ó˚ ] сик (орфогр. пёсик), [ л'˚ý˚ ] ди (орфогр. люди).

Буква е вверху справа от буквы и означает звук [ ие ], произносимый в первом предударном слоге после мягкого согласного: [ п'ие ] т и (орфогр. пяти), [ н'ие ] ст и (орфогр. нести).

Буква э вверху справа от буквы ы означает звук [ ыэ ], произносимый в первом предударном слоге после шипящих и ц, а также во втором и третьем предударных в абсолютном начале слова: ш [ ыэ ] сти (орфогр. шести), ж [ ыэ ] стокий (орфогр. жестокий), ц [ ыэ ] почка (орфогр. цепочка), [ ыэ ] таж (орфогр. этаж), [ ыэ ] таж и.

При транскрибировании текста используются также дополнительные знаки: дужка под строкой между словами ([ вUдом ]); косая черта между синтагмами (/), две косых (//) – между фразами. Дужка под строкой между словами означает слитное произношение двух слов (самостоятельного и служебного), составляющих одно фонетическое слово, например [ фUс'т'иеп'и ]. Косая черта означает возможное деление текста на синтагмы (интонационно-смысловые отрезки); две косых – на фразы (более крупные интонационно-смысловые отрезки).

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.