Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Феномен «синдром эмоционального выгорания» в трудах отечественных и зарубежных психологов





Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [8,c.116].

Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям, к ним относятся медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники промышленных предприятий, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте [25,c.85].

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания: предельное истощение, отстраненность от клиентов и от работы, ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [26,c.90].

Термин «выгорание» изначально возник в научной литературе в 1974 году, когда американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер применил его в своей статье, выпущенной в «Журнале социальных взглядов». В статье этот термин был дан в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в усиленном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им профессиональной помощи. Поэтому термин «выгорание» применялся с позиции концепции рабочего стресса и определялся, как неспособность преодолеть стресс, приводящая к некомпетентности, фрустрации, снижению эффективности и не успешности деятельности [25,c.86].

Как отмечает Л.Э. Митченко «исследования выгорания направлены на изучение сути данного явления, определение термина выгорания и его структуры, исследование оснований его возникновения, факторов развития и признаков проявления выгорания» [17,c.13].

Огромный интерес для исследования выгорания представляет теория Э. Пайнс, которая рассматривает данный феномен как следствие постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющееся в состоянии физического, эмоционального и психического истощения.

Данная экзистенциальная модель, так или иначе, типична для представителей всех типов профессий, но Э. Пайнс рассматривает свою концепцию, во-первых, касаемо профессий социономического направления: учителя, психотерапевты, медики, так как для специалистов, работающих в этих сферах, нежели чем в других, типична эмоциогенность, повышенная напряжённость ситуаций профессиональной активности. По мнению автора, важнейшая причина выгорания состоит в потребности человека верить в то, что его жизнь немаловажна. Когда человек стремится найти смысл жизни в работе и чувствует, что ему это не удаётся, итогом может стать выгорание [21,c.14].

По мнению В.И. Высоцкого, в настоящее время выделяется три основных структурных компонента выгорания:

- Эмоциональное истощение, которое выражается в чувстве эмоционального опустошения и утомления, происходящее в результате излишней рабочей нагрузки, когда эмоциональные ресурсы человека заканчиваются, и он ощущает себя неспособным адекватно реагировать на психологическом уровне;

- Деперсонализация (развитие негативного отношения к клиентам). Это отрицательное, циничное или равнодушное восприятие своих клиентов, предохранение от подавляющих эмоциональных состояний с помощью обращения с клиентом, как с объектом;

- Редукция профессиональных достижений. Этот компонент относится к тенденции негативного самовосприятия и проявляется в ощущении некомпетентности и неуспешности своей профессиональной деятельности [8,c.110].

Согласно Э. Пайнс, выгорание - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое порождено долгим нахождением в эмоционально критических ситуациях. Когда высокомотивированные профессионалы, составляющие себя со своей работой, эмоционально втянуты в неё и рассчитывают извлечь из нее ощущение своей значимости, терпят провал в достижении целей работы и ощущают неспособность внести важный вклад в нее, они становятся восприимчивы к выгоранию. Данный феномен является итогом постепенного и последовательного процесса разочарования, который обычно возникает у высокомотивированных личностей. Эмоциональные потребности других людей не проблема при условии, что они могут быть удовлетворены. Они только тогда становятся причиной выгорания, когда их достаточно много, когда они невыполнимы, когда на них нельзя ответить адекватно. В данном случае они приводят к накоплению субъективного опыта неуспеха, а для человека, который пытается найти смысл жизни в работе, эта неудача разрушительна [21,c.15].

По мнению В.И. Высоцкого, причины возникновения эмоционального выгорания делятся на непосредственные и существенные. Непосредственной причиной считается событие, результатом которого является развитие психической напряженности и стресса (например, сложность или опасность профессионального задания, развитие проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, недостаток времени и пр.). В большинстве случаев непосредственные причины стресса могут быть связаны с экстремальностью содержания и обстоятельств трудовой деятельности. Существенной причиной возникновения стресса и выгорания являются индивидуальные (психологические, физиологические профессиональные) особенности субъекта труда [8,c.112].

По мнению Э. Пайнс, выгорание, как следствие удавшегося поиска смысла жизни, помогает ограничению его от похожих понятий (стресс, отчуждение, депрессия и т. д.). Редкой характеристикой является то, что выгорание есть всегда конечный итог процесса разочарования в поиске, который состоит в том, чтобы найти, извлечь из работы ощущение экзистенциальной значимости, то есть, это более характерный феномен. В то время как стресс, утомление могут быть у каждого и могут проявляться в итоге бесконечного количества ситуаций, выгорание отмечается только у людей, которые овладели профессией в ожидании найти в ней экзистенциальное удовлетворение [21,c.16].

Описанные исследователями важнейшие проявления профессионального «выгорания» сводятся к следующему: в физическом плане человек всегда чувствует усталость, отсутствие сил, пониженный энергетический тонус. У него падает работоспособность, и возникают разные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и пр. По сути, происхождение «выгорания», по-видимому, нельзя однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами. Скорее оно является итогом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и его профессиональной и трудовой ситуации, в которой он находится [20].

Анализ теоретических подходов к изучению феномена эмоционального выгорания, позволяет сделать следующие выводы:

Выгорание рассматривается как особое состояние человека, которое является результатом профессиональных стрессов. «Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве утомления и опустошенности, дефиците энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть позитивные результаты своего труда, негативной установке в отношении работы и жизни в целом. Исследователи сходятся во взглядах о том, что основной источник выгорания это взаимодействие с людьми. Сотрудники, которые работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных учреждениях, чаще всего, осуществляют работу, требующую особых эмоциональных затрат [26,c.87].

Как считают Н.Г. Осухова и В.В. Кожевникова, «нарушения могут затрагивать различные границы трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения, как правило, состоят в том, что у человека возникает «выгорание» - симптомокомплекс, который содержит в себе набор негативных показателей, под воздействием которых ломается личность специалиста, он не может применить имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или теряет свои трудовые умения и навыки. В итоге происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности, уменьшается результативность труда в целом» [20].

На основе анализа теоретико-методологической литературы В.Е. Орел выделяет следующие модели формирования синдрома эмоционального выгорания:

Однофакторная модель эмоционального выгорания Э. Пайнc, Аронсон. Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной, а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма. Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель К. Маслач и С. Джексон. Синдром эмоционального выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Четырехфакторная модель Л. Мимз, К. Иваниски, Р. Шваб. В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно. Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии, а также как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям) [18,c.18].

Все перечисленные выше модели содержат в себе основные симптокомплексы, которые приводят к возникновению профессиональных деформации, которые в свою очередь нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности [17,c.19].

Как отмечает В.Е. Орел «эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах – физическое истощение; аффективно-когнитивные реакции – эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация; поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения – дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность» [18,c.95].

Таким образом, «синдром выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. В ходе анализа теоретико-методологической литературы нами были выделены четыре модели формирования синдрома эмоционального выгорания, которые содержат в себе основные симптокомплексы, приводящие к возникновению профессиональных деформации, которые в свою очередь нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности [8,c.110].

Итак мы изучили работы: Х. Фрейденбергера, К. Маслач, Г. Робертса; базовые положения психологической теории деятельности Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов; методологические принципы дифференциальной психодиагностики К.М. Гуревич; стресса Л.А. Китаев-Смык, Г. Селье; современной концепции синдрома профессионального выгорания Н.Е. Водопьянова, С. Маслач; концепции смысловой сферы личности К.А. Абдульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В. Франкл.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.