Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации по профилактике и устранению эмоционального выгорания психологов.





Основываясь на результатах исследования, мы разработали рекомендации по профилактике и устранению эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы.

Основываясь на результатах исследования, мы разработали рекомендации по профилактике и устранению эмоционального выгорания психологов образовательной сферы.

Для профилактики и помощи психологам в предотвращении синдрома эмоционального выгорания Н.Г. Осухова, В.В. Кожевникова рекомендуют следующее:

- Организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

- Оптимизация режима работы и отдыха;

- Обучение приёмам релаксации и саморегуляции психического состояния;

- Привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения [20].

Е.Е. Алексеева даёт ряд рекомендаций, соблюдая их можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- Определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- Используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия;

- Овладейте умениями и навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию;

- Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием: одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции;

- Уходите от ненужной конкуренции: бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания;

- Вовлекайтесь в эмоциональное общение: когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным;

- Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- Проще относитесь к конфликтам на работе;

- Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всём.

Выполнение этих несложных правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами [1,c.56].

Для профилактики и помощи психологам образовательной сферы в предотвращении синдрома эмоционального выгорания Роберто Ассаджоли разработал ряд упражнений.

Упражнение «Круг субличностей». Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Составьте список ваших собственных желаний. Когда в вашем списке наберется 20 пунктов, посмотрите на него и выберете 5–6 главных желаний. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри него круг 3–5 см. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше Я. В кольце разместите желания, которые для вас являются главными. Придумайте символы, отражающие ваши желания, нарисуйте их. Дайте каждому желанию, субличности имя. Например: авантюрист, беззащитный. Теперь раскрасьте цветными карандашами свое Я.

Цель: Это упражнение в первую очередь позволяет выявить позитивно направленные субличности, соответствующие нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности, соответствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.

Упражнение «Диалог субличностей». Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и вашим Я, пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Реплики начинаются словами: мне нравится, я обижен, я хотел бы…

Цель: самонаблюдения – почувствовать центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями. Когда интересы таких неосознаваемых частей личности вступают между собой в конфликт, борьба между ними приводит к неэффективному расходованию творческой и жизненной энергии человека.

Упражнение «Психодрама субличностей». Данное упражнение выполняется в группе. Выберете из группы тех участников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По сигналу они должны начать говорить с вами – требовать, льстить, убеждать и т. д. Оставайтесь в образе своего Я. Как дирижер останавливайте напористых и усиливайте робких. Происходит обсуждение: каковы ваши ощущения?

Цель: Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы

Упражнение «Негативная субличность». Субличности – это реальные потребности, в удовлетворении которых нуждается каждый из нас. Но очень часто реализации наших планов мешают негативные субличности. Внутренний голос может выступать в роли: критика, авантюриста, жертвы. Итак, сосредоточьтесь на каком-нибудь важном деле, которое хотели бы осуществить. Теперь представьте, что ваш план осуществлен. Теперь подумайте, что может помешать вам. Вообразите эту картину. Дайте имя этой негативной субличности, нарисуйте ее символически. Заключите с ней договор, для этого напишите ряд требований.

Упражнение по разотождествлению. Понятие «разотождествление» широко используется в психотерапевтической практике. Итак, сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь на выдохе. Повторяйте мысленно следующие слова. У меня есть тело, но я – это не мое тело. Мое тело может быть усталым или бодрым, но это не влияет на мое истинное Я. У меня есть эмоции, но я – это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Я – это не мои эмоции. У меня есть интеллект, но я – это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом познания себя и окружающих. Но он не я. Я – центр воли, способный управлять моим интеллектом, эмоциями, телом. Сделайте три глубоких вдоха, напрягите тело и с выдохом откройте глаза. Таким образом, признание себя хозяином своих субличностей – ключ к самоактуализации, личностному росту и успеху. Если вы хотите понять себя, вы должны просто наблюдать за собой, не критикуя, когда вы пытаетесь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. Так вы не сможете видеть себя таким, какой вы есть[3,c.65].

Для профилактики и помощи психологам образовательной сферы в избежании синдрома эмоционального выгорания Е.Ю. Фисенко предлагает следующие упражнения.

Упражнение «Дерево». Участники в быстром темпе называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии. Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть… корнем, стволом, кроной». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор. Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни, от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать.

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений. Упражнение проводится в начале и в конце занятия

Упражнение «Отражение чувств». Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует эмоциональной окраской. Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на экспрессивные признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу. Примеры фраз:«Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!». Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети, почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения. Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.

Цель: осознание своей жизненной позиции.

Упражнение «Обещание самому себе». Запишите три пункта, касающиеся того, что бы вы могли осуществить в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для преодоления вторичной травмы. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе. Просмотрите лист своих планов и попробуйте ответить на следующие вопросы: помогает ли мне эта деятельность уйти от мыслей о работе? Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл? Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем–то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни? Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?

Цель: замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

Упражнение «Замок». Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания 2 – 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Цель: Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

Упражнение «Голосовая разрядка». Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”

Цель: Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

Упражнение «Огонь – лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Цель: развитие экспрессии [34,с.85]..

Таким образом, на поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Например, такие занятия, как спорт, вязание, шитьё, позволяют отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы. Другим нередко называемым способом является изменение маршрута движения на работу или с работы, замена транспорта пешей или велосипедной прогулкой

 

 

Выводы по Главе II

Ознакомившись с психолого-педагогической литературой, в которой изучается проблема синдрома эмоционального выгорания, мы провели экспериментальное исследование на базе школ Шатковского района Нижегородской области. В исследовании принимали участие 10 человек (10 женщин) в возрасте 25 — 40 лет.

С целью изучения взаимосвязи личностных особенностей и уровнем синдрома эмоционального выгорания психологов в исследовании использовались две методики: «диагностика уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В., методика диагностики эмоционального выгорания MBI. К. Маслач, С. Джексон. Адаптация Н.Е. Водопьяновой.

По методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко результаты уровня сформированности фаз эмоционального выгорания в исследуемой группе позволяют сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания в фазе напряжения выявлен у 33% (3 человека) респондентов. Синдром эмоционального выгорания в фазе резистенции выявлен у 22% (2 человека) испытуемых. Синдром эмоционального выгорания в фазе истощения выявлен также у 22% (2 человека) респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема эмоционального выгорания у психологов исследуемой группы актуальна, так как у 22-33% отмечаются те или иные симптомы выгорания.

По методике диагностики эмоционального выгорания MBI. К. Маслач и С. Джексон. Адаптация Н. Е. Водопьяновой мы видим, что у 44% (4 человека) испытуемых преобладает высокий уровень эмоционального истощения. У 71,5% (7 человек) респондентов преобладает высокий уровень эмоционального выгорания по шкале деперсонализации. По шкале редукции личных достижений большинство респондентов имеют средний уровень эмоционального выгорания. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам "эмоционального истощения" и "деперсонализации" и низкие – по шкале "редукция персональных достижений".

Опираясь на результаты исследования, мы разработали рекомендации по профилактике и устранению синдрома эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы: энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам; замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности; находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок; организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих; не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами; использовать техники снижения эмоционального напряжения [4,c.160].

 

 

Заключение

Анализ литературы по проблеме изучения синдрома эмоционального выгорания позволил сделать нам следующие выводы.

Согласно первой задаче, «синдром выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Феномен выгорания возник как социальная проблема, и причиной тому послужила совокупность экономических, социальных и исторических факторов. В ходе анализа теоретико-методологической литературы нами были выделены четыре модели формирования синдрома эмоционального выгорания, которые содержат в себе основные симптокомплексы, приводящие к возникновению профессиональных деформации, которые в свою очередь нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, угасает потребность в общении. Третья стадия — личностное выгорание. Для нее характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, постоянное отсутствие сил. Человек стремится к уединению. Как симптомокомплекс эмоционального выгорания выступают следующие его проявления: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Определение личностных характеристик можно назвать факторами риска в плане проявления эмоционального выгорания. Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха. Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Основная причина развития эмоционального выгорания - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания.

Согласно второй задаче, важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей социального работника и специфики, выполняемой им работы. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей человека, его предпочтений. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг, релаксация и медитация. Можно также использовать методы психотерапии для предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Например, библиотерапию. Цель библиотерапии - воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, оптимизации его психики. Не менее интересными являются и методы психосинтеза Роберта Ассаожоли. Психосинтез ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения синдрома эмоционального выгорания послужил основанием для экспериментального исследования, что явилось третьей задачей нашей работы. Исследование проводилось на базе школ Шатковского района Нижегородской области. В исследовании принимали участие 10 человек. Возраст испытуемых от 25 до 45 лет.

Целью исследования стало теоретическое и эмпирическое изучение личностных факторов эмоционального выгорания психологов.

В ходе исследования были использованы две психодиагностические методики: Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Методика диагностики эмоционального выгорания MBI. К. Маслач, С. Джексон. Адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Результаты уровня сформированности фаз эмоционального выгорания в исследуемой группе позволяют сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания в фазе напряжения выявлен у 33% респондентов. Синдром эмоционального выгорания в фазе резистенции выявлен у 22% испытуемых. Синдром эмоционального выгорания в фазе истощения выявлен также у 22% респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы исследуемой группы актуальна, так как у 22-33% отмечаются те или иные симптомы выгорания.

По методике диагностики эмоционального выгорания MBI. К. Маслач, С. Джексон. Адаптация Н. Е. Водопьяновой мы видим, что у 44% испытуемых преобладает высокий уровень эмоционального истощения. У 71,5% респондентов преобладает высокий уровень эмоционального выгорания по шкале деперсонализации. По шкале редукции личных достижений большинство респондентов 44% имеют средний уровень эмоционального выгорания. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам "эмоционального истощения" и "деперсонализации" и низкие – по шкале "редукция персональных достижений".

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, личностные факторы могут оказывать влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Опираясь на результаты исследования, в качестве четвёртой задачи, мы разработали рекомендации по профилактике и устранению эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём исследован «синдром эмоционального выгорания», рассмотрены стадии, симптомы, основные факторы и раскрыты способы профилактики синдрома профессионального выгорания у психологов образовательной сферы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены личностные факторы эмоционального выгорания у психологов, разработаны рекомендации по профилактике и устранению выгорания. Материалы работы могут быть использованы для практического применения в работе психологов на предприятиях, в учебных центрах, при разрешении проблемы синдрома эмоционального выгорания.

Перспективным направлением может стать более глубокое изучение всех сторон личности психологов и создание комплексных программ, направленных на профилактику и устранение негативных последствий.

Литература

1. Алексеева Е.Е. Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации //Дошкольная педагогика. - 2010. -№ 10. - С. 52-57.

2. Анесян Ф. А. Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ВУЗа. - СПб.: Реноме, 2013. - 185 с.

3. Роберто Ассаждоли. Психосинтез. – М. Просвещение, 1996 г.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информац. Изд. Дом Филин, 2013. - 256 с.

5. Бусовикова О.П., Мартынова Т. Н. Исследование формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников образовательной сферы. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. - 410 с.

6. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. - 2014. - №4. -С. 35-42.

7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер. 2013. - 212 с.

8. Высоцкий В.И. Синдром профессионального выгорания // Педдиагностика. - 2006. - № 6. - С. 110-120.

9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: ХАРВЕСТ, 1998 г.

10. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально педагогической деятельностью. - Иркутск: Изд-во «Пресс», 2013. – 382 с.

11. Дрешер Ю.Н. Книга лечит // Мир библиографии. – 1999. – № 4. – С. 45–50.

12. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга // Библиотека. – 1999. – № 3. – С. 68–70.

13. Дрешер Ю.Н. Курс лекций по библиотерапии. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. – 304 с.

14. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М: Академический проект ОППЛ, 2003. - С. 38-42.

15. Ларенцова Л. И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции. — М., 2003.— С. 74—75.

16. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия. – М., 2002.

17. Митченко Л.Э. Исследование факторов эмоционального выгорания. – Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2011. – 75 с.

18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2014. - № 3. - С. 12-23.

19. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.

20. Осухова Н. Г., Кожевникова В. В. Профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2006. № 6.

21. Пайнс Э., Маслач К. Характеристики выгорания сотрудников в психиатрических лечебных больницах. – М., 1978.- 233-237 с.

22. Практическая психодиагностика / Под ред. А.М. Гаврилова. - Самара: Издательский Дом Бахрах, 2012. - 672 с.

23. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. - 4-е издание исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, Серия: Высшее
профессиональное образование, 2011. - 512 с.

24. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.

25. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в образовательных профессиях // Психологический журнал. – 2014. - № 3. – С.85-95.

26. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том23, №3. – с.85-95.

27. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. - СПб.: Питер, 2013. - 251 с.

28. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов. - М.: Наука, 2008. - 353с.

29. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. //Медицинские новости. - 20112.- №7. - С.22-25.

30. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. - Йошкар-Ола: ГОУВПО Мар. гос. ун-т, 2012. - 198с.

31. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 2014. - №8. - С. 84-89.

32. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - 2011. - № 3. - С. 8-13.

33. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб.: КАРО, 2012. - 263с.

34. Фисенко Е.Ю. Профилактика эмоционального выгорания: коммуникативная и эмоциональная составляющие // Школьный психолог. - 2013. - № 36. - С. 16-25.

35. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2014. - №6. - С.57-64.

36. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.

37. Шмигель Н.Е. Релаксация: теория и практика. Учебное пособие. — Симферополь, 2014. — 172 с.

38. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.

39. Юдчиц К.А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал практического психолога. - 2012. - № 7. - С. 27-34.

40. Янковская Н. Эмоциональное выгорание // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 127-137.

 

Приложение

Приложение 1

Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
№ п/п Ф.И.О. Фазы
Напряжение Резистенция Истощение
  А.И.В.      
  П.Т.И.      
  Д.М.А.      
  П.В.В.      
  Н.М.М.      
  И.С.В.      
  Ш.О.И.      
  М.Ю.Н.      
  Т.Т.Г.      
  А.Е.А.      

Приложение 2

Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 5 человек 3 человек 1 человека
Деперсонализация 3 человека 6 человек 8 человека
Редукция профессионализма 2 человека 1 человек 1 человек

Приложение 3







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.