|
Мониторинг состояния окружающей среды. Способ мониторинга. Значение мониторинга. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Мониторинг окружающей среды представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: природная среда, отдельные компоненты природной среды и их реакция на антропогенные воздействия; источники воздействия (предприятия, транспорт и т. д.) и факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т. д.) антропогенных воздействий. Оценка предполагает, с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой - определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз опирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные в результате этого изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры, направленные не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера. В соответствии со ст. 69 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды проводится для обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования. В основу классификации видов мониторинга окружающей среды положено деление окружающей среды на отдельные компоненты, представляющие собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми естественными признаками (земля, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, растительный и животный мир). В связи с этим мониторинг окружающей среды включает: – мониторинг земель; – мониторинг поверхностных вод; – мониторинг подземных вод; – мониторинг атмосферного воздуха; – мониторинг озонового слоя; – мониторинг растительного мира; – мониторинг лесов; – мониторинг животного мира. В качестве видов мониторинга окружающей среды выделяется и наблюдение за отдельными природными явлениями. Так, в Республике Беларусь проводится геофизический и радиационный мониторинг. Объектами наблюдений геофизического мониторинга являются сейсмические события природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные поля. Объектами наблюдений при проведении радиационного мониторинга являются атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды. Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за: естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Составляющей мониторинга является наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду. Эту функцию выполняет локальный мониторинг, проводимый юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду в соответствии с Перечнем, утвержденным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются: – сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты; – поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; – подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; – земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения. Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды осуществляют: – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь - в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды; – Министерство образования Республики Беларусь - в части мониторинга озонового слоя; – Национальная академия наук Беларуси - в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга; – Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь - в части мониторинга лесов; – Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь - в части мониторинга земель. Процедура проведения каждого вида мониторинга и использования его данных определена Советом Министров Республики Беларусь. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды в 1993 г. в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), которая является открытой и включает отдельные виды мониторинга окружающей среды, обеспечивает их взаимодействие в целях получения комплексной информации о состоянии окружающей среды, анализа и прогноза ее изменений. Данная система объединяет в себе два самостоятельных, но взаимосвязанных процесса: – сбор информации о состоянии окружающей среды; – предоставление информации заинтересованным субъектам. Порядок организации и функционирования НСМОС определяется Положением о Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь. Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Финансирование организации и функционирования НСМОС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в том числе республиканского фонда охраны природы. НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга (организация проведения осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь) и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (организация проведения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь) в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов. Обмен информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Алексеенко Н.А., Гуров И.Н. Экономика промышленного предприятия. – Мн.: Издательство Гревцова, 2011. – 264с. 2 Бельгольский Б.П., Бень Т.Г., Зайцев Е.П. и др. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях чёрной металлургии. – Мн.: 4 Металлургия, 1982. – 416с. 3 ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. 4 Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004. – 328с. 5 Хрипач В.Я. Экономика предприятия. – Мн.: Эконом-пресс, 2000. – 464с.
![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|