Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религиозные представления. Погребения





Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Первобытные верования являются отражением определенных выводов, представлений и понятий, возникших в результате длительных наблюдений за явлениями природы и накопленного жизненного опыта. Уже в мустьерскую эпоху у человека начинает складываться комплекс представлений, объясняющих важнейшие основы мироздания. Не отделяя своего существования от окружающего мира и наблюдая различные природные явления, первобытные люди приписывали себе способность вызывать или творить те же явления и, с другой стороны, приписывали силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Этот комплекс представлений получил название анимизма.

Убеждение в существование связи человека с каким-либо животным или растением привело к возникновению еще одного направления первобытных верований — тотемизма. Тотемизм возникает вместе с возникновением родового общества. Его основой является представление о том, что все члены одной родовой группы происходят от определенного животного, растения или даже неодушевленного предмета — тотема.

Главной причиной возникновения погребальной практики, как уже говорилось выше, явилось дальнейшее развитие социальной организации и усложнение мировоззренческих представлений. К настоящему времени известно около 70 погребений верхнего палеолита, обнаруженных пока только в Евразии. В эту эпоху, несмотря на относительно немногочисленные находки погребений, можно говорить о некоторых устойчивых чертах погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями, часто использовалась красная охра.

Погребения расположены, как правило, на стоянках или в обитаемых пещерах. Позы погребенных весьма разнообразны. Погребения бывают одиночными и коллективными. Так, например, на стоянке Пржедмость (Чехия) было найдено коллективное погребение, содержавшее остатки не менее 20 человек: 8 скелетов принадлежало взрослым, остальные — детям. Скелеты лежали по большей части скорченными на боку, иногда были обложены лопатками мамонта или перекрыты камнями. Парные и тройные погребения обнаружены в гротах Гримальди на юге Франции, в Моравии, на стоянке Сунгирь под Владимиром, на стоянке Мальта на Ангаре.

Мужское и парное детское погребения Сунгиря представляют особый интерес благодаря прекрасной сохранности и богатейшему инвентарю. Мужское погребение содержало более трех тысяч бусин из бивня мамонта и зубов песца. Их расположение на скелете позволяет реконструировать костюм, состоящий из рубахи без разреза спереди и штанов, соединенных с обувью. На голове погребенного был головной убор, украшенный нашитыми резными бусами, на руках — браслеты из кости. На дне могилы лежал кремневый нож и скребло. Погребенный лежал в вытянутом положении на спине и был густо засыпан охрой.

Практически рядом с этим погребением было обнаружено еще одно, по необычности обряда и богатству инвентаря выделяющееся среди других. В могильной яме длиной 3 метра лежали два скелета в вытянутом положении, обращенные головами друг к другу. Они принадлежали подросткам — мальчику и девочке, захороненным одновременно. Одежда погребенных была богато украшена нашитыми резными бусами и другими костяными украшениями. Рядом с детьми было положено уникальное охотничье вооружение — копья, превышающие длиной 2 метра, сделанные из цельного выпрямленного бивня мамонта, длинные и короткие костяные кинжалы. На груди мальчика лежал амулет фигурка костяной лошадки. Интересно заметить, что такая же фигурка, украшенная спиралевидным орнаментом, выполненным рядом ямок, была найдена в культурном слое стоянки.

Богатый материал для исследования погребального обряда дают стоянки Костенковско-Боршевского района. На них обнаружено четыре погребения. Погребение на стоянке Костенки 2 было обнаружено рядом с жилищем в специально пристроенной к нему овальной камере из костей мамонта. Положение скелета позволяет предположить, что покойный был помещен в погребальную камеру в сидячем положении со связанными ногами. Погребение со стоянки Маркина Гора (Костенки XIV) содержит полностью сохранившийся скелет мужчины примерно 25 лет, лежащий в простой грунтовой яме, пол которой был густо засыпан охрой. Погребенный был положен на бок в сильно скорченной позе, рядом с ним найдены три кремневых отщепа, фаланга мамонта и заячьи кости.

Уникальными являются конструкция и обряд погребения на стоянке Костенки XV. В овальной могильной яме, расположенной под полом жилища, в сидячем положении, на искусственно сооруженном сидении был погребен мальчик 6-7 лет. Найденный в погребении инвентарь представлял собой богатый набор из 70 разнообразных костяных и каменных орудий труда. На голове погребенного находился убор, украшенный более чем 150 просверленными зубами песца. Дно могилы было густо окрашено желтой и красной охрой.

Палеолитическое искусство

В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.

В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра):

· монументальное — пещерная живопись и рельефы;

· искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками);

· прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической — человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.

Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.

Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь — мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты.

Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией.

Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймонден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме.

В России пещерная живопись обнаружена в Каповой и Игнатьевской пещерах на Урале. Возраст культурного слоя в этих пещерах — около 14 тыс. лет. На стенах пещер открыты изображения мамонтов, носорогов, лошадей и геометрических фигур.

Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета. В темных пещерах человек рисовал при свете костра, факела или лампы. Фрагменты такой глиняной лампы были обнаружены при раскопках в Каповой пещере.

Кроме образцов настенной, как правило, полихромной живописи, в монументальном пещерном искусстве представлены рельефные изображения, выполненные в технике гравировки и пикетажа. Пикетаж — техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. Наиболее известны высокий рельеф женщины с рогом из пещеры Лоссель и парная группа бизонов из пещеры Тюк де Одубер, выполненная как горельеф, в 3/4 натурального объема.

Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилишах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).

Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи. Целая серия скульптурных изображений водоплавающих птиц происходит с сибирской стоянки Мальта: птицы изображены в движении — они плывут или летят, раскинув крылья. Также в движении выгравированы и извивающиеся змеи на крупной пластинке из бивня мамонта, найденной на той же стоянке. Изображения рыб, змей известны на гравированных пластинках со стоянок Западной и Восточной Европы. Многочисленные изображения птиц, змей и рыб могут быть связаны с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде.

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

В пластике верхнего палеолита кроме реалистичных женских изображений присутствуют статуэтки, характеризующиеся высокой степенью обобщенности при создании женского образа, — это знаменитые «птички» со стоянки Мезин и рад западноевропейских статуэток с разных стоянок Франции и Италии.

Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой — акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тыс. до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.

Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Наличие орнамента, построенного таким образом, позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху палеолита.

Находки предметов палеолитического искусства на территории России и Украины распространены неравномерно, наибольшее их число найдено на стоянках Среднего Дона, Поднепровья, Десны и в Восточной Сибири.

Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например такие, как музыка и танец. Об этом свидетельствуют находки на верхнепалеолитических стоянках флейт и свирелей, которые практически не отличаются от современных и до сих пор могут играть. На стоянке Мезин были исследованы остатки жилища, в котором у одной из стенок находилась группа крупных костей мамонта, украшенных росписью красной охрой. По предположению исследователей, эти предметы могли служить ударными музыкальными инструментами.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.